СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
  6. Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2022-2023 уч. год.
  7. Годовой календарный учебный график на 2022-2023 уч. год. МБОУ СОШ №8.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование "Алданский район"

МБОУ СОШ №8


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО



______________

______________


Протокол № 1

Приказ № 360


от "31"августа 2022г.

"31"августа 2022г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 9 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год




Составитель: Кордюк Жанар Александровна

Учитель математики










г. Томмот 2022



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).

  6. Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2022-2023 уч. год.

  7. Годовой календарный учебный график на 2022-2023 уч. год. МБОУ СОШ №8.


Цели курса:


  1. Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач

  2. Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.

  3. Развитие логического мышления и вычислительных навыков.

  4. Развитие графической культуры учащихся.


Задачи курса:

  1. формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;

  2. расширение и углубление курса математики;

  3. формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

  4. формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;

  5. развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предполагает достижение следующих результатов:

  • в личностном направлении:

  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

  3. Формирование качеств мышления;

  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении:

  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;

  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

  • в предметном направлении:

  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;

  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.











Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика» следующие:

  • лекция,

  • беседа,

  • практикум по решению задач,

  • тренировочные упражнения,

  • зачёт,

  • самостоятельная работа.

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

  • решение занимательных задач;

  • участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

  • Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.

Содержание курса:

1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.

2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.

4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|

9. Нестандартные способы решения текстовых задач (4 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.






















Календарно-тематическое планирование


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие текстовой задачи и их роль  в школьном курсе математики.

1

2.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

2

3.

Решение текстовых задач на составление числа

2

4.

Задачи на движение

7

5.

Задачи на совместную работу.

5

6.

Задачи на проценты

5

7.

Задачи на смеси и сплавы.

5

8.

Задачи на прогрессии.

3

9.

Нестандартные способы решения текстовых задач.

4


Итого

34

Календарно-тематическое планирование

9 класс

занятия

Дата



Тема занятия


Количество

часов


Характеристика деятельности

обучающегося


план

факт



Основные типы текстовых задач

1

Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.



Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.



Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.



Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.




Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.




Задачи на равномерное движение.

1

Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.




Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.



Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.



Движение по кольцевым дорогам.

1

Решать задачи на движение по окружности.



Движение протяжённых тел.

1

Решать задачи на движение протяженных тел.



Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.



Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.



Задачи на работу.

1

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.



Задачи на работу.

1

Решение задач на работу.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на проценты.

1

Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.



Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.



Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.



Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.



Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.



Задачи на смеси и сплавы.

1

Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на смеси и сплавы.

1

Решение задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на прогрессии.

1

Применение формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.



Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.



Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде.



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде.

Итого

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!