МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Муниципальное образование "Алданский район"
МБОУ СОШ №8
| ______________ | ______________ |
| Протокол № 1 | Приказ № 360 |
| от "31"августа 2022г. | "31"августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кордюк Жанар Александровна
Учитель математики
г. Томмот 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2022-2023 уч. год.
Годовой календарный учебный график на 2022-2023 уч. год. МБОУ СОШ №8.
Цели курса:
Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса:
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предполагает достижение следующих результатов:
Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления;
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика» следующие:
лекция,
беседа,
практикум по решению задач,
тренировочные упражнения,
зачёт,
самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
решение занимательных задач;
участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» включает следующие критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
Содержание курса:
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.
4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|
9. Нестандартные способы решения текстовых задач (4 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики. | 1 |
2. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 2 |
3. | Решение текстовых задач на составление числа | 2 |
4. | Задачи на движение | 7 |
5. | Задачи на совместную работу. | 5 |
6. | Задачи на проценты | 5 |
7. | Задачи на смеси и сплавы. | 5 |
8. | Задачи на прогрессии. | 3 |
9. | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс |
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
план | факт |
| | | Основные типы текстовых задач | 1 | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. |
| | | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. |
| | | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. |
| | | Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. |
| | | Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. |
| | | Задачи на равномерное движение. | 1 | Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. |
| | | Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. |
| | | Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. |
| | | Движение по кольцевым дорогам. | 1 | Решать задачи на движение по окружности. |
| | | Движение протяжённых тел. | 1 | Решать задачи на движение протяженных тел. |
| | | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 1 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. |
| | | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 1 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. |
| | | Задачи на работу. | 1 | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу. |
| | | Задачи на работу. | 1 | Решение задач на работу. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на проценты. | 1 | Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа. |
| | | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. |
| | | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. |
| | | Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. |
| | | Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. |
| | | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Решение задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на прогрессии. | 1 | Применение формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. |
| | | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. |
| | | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
Итого | 34 | |