ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная математика» разрабатывалась в соответствии с:
Государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.07.2018г. №665;
Концепцией развития математического образования в Донецкой Народной Республике;
Планируемыми результатами начального общего образования.
Данная программа является программой дополнительного образования детей.
Направленность дополнительной образовательной программы – общеинтеллектуальная. Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентирован на общекультурные цели обучения математике и направлен на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Актуальность программы обоснована введением Государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.07.2018г. №665 и Концепцией развития математического образования в Донецкой Народной Республике, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, а также в повышении уровня знаний учащихся.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора;
развитие логического мышления и математической речи;
развитие числовой грамотности;
расширение геометрических представлений;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование элементов конструкторского мышления;
развитие деятельностных способностей;
воспитание настойчивости, инициативы.
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» от уже существующих образовательных программ.
Для успешного освоения основных учебных программ ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Поэтому в программу включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 10-11 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы «Занимательная математика» - 1 год (4 класс), 36 учебных часа.
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раза в неделю, продолжительность занятия - 30 минут.
Формы организации – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, ребусы, головоломки, викторины, конкурсы и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
Учащиеся будут знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел;
названия геометрических фигур;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
древнерусский способ умножения.
Учащиеся будут уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач, задач на интуицию и задач повышенного уровня;
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
ориентироваться в пространстве;
проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
пользоваться математической терминологией;
рассуждать, доказывать;
принимать участие в математических конкурсах и олимпиадах
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»
Проверка результатов будет проходить в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Учебно-тематический план
кружка «Занимательная математика»
4 класс (36 ч)
№ | Темы разделов программы | Количество часов |
| Царство математики | 1 |
| Арифметические забавы | 7 |
| Задачи на интуицию | 9 |
| Задачи повышенной сложности | 6 |
| Математические головоломки | 6 |
| Математические развлечения | 6 |
| Итоговое занятие | 1 |
| ИТОГО: | 36 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся. | 1 | 05-09.09 | |
2 | Взаимное расположение предметов. | Закрепление понимание пространственных отношений. | 1 | 12-16.09 | |
3 | Решение занимательных задач | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 1 | 19-23.09 | |
4-5 | Графические диктанты. Решение ребусов. | Закрепление и проверка знаний и пространственных представлений. Учатся решать ребусы. | 2 | 26-30.09 03-07.10 | |
6 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | Работа с алгоритмами | 1 | 17-21.10 | |
7-8 | Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения | Выполнение заданий на развитие памяти и мышления. | 2 | 24-28.10 31-03.11 | |
9-10 | Ломаная. Углы. Многоугольники. | Закрепление и расширение представления о кривой и плоской поверхности, совершенствование умения проводить линии и изображать их на рисунках. | 2 | 07-11.11 14-18.11 | |
11-12 | Математические игры. | Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики | 2 | 28-02.12 05-09.12 | |
13-14 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Составление схем, диаграмм | 2 | 12-16.12 19-23.12 | |
15-18 | Занимательные задачи. | Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики | 4 | 26-30.12 09-13.01 16-20.01 23-27.01 | |
19 | Игра «Знай свой разряд». | Работа с таблицей разрядов | 1 | 30-03.02 | |
20 | Обратные задачи. | Работа в группах «Найди пару» | 1 | 06-10.02 | |
21 | Задачи с изменением вопроса | Инсценирования задач | 1 | 13-17.02 | |
22-23 | «Газета любознательных». | Проектная деятельность | 2 | 27-03.03 06-10.03 | |
24-25 | Решение нестандартных задач | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | 13-17.03 20-24.03 | |
26-28 | Решение олимпиадных задач | Решение заданий повышенной трудности | 3 | 27-31.03 10-14.04 17-21.04 | |
29 | Математические горки. | Решение задач на преобразование неравенств | 1 | 24-28.04 | |
30 | Практикум «Подумай и реши». | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 1 | 02-05.05 | |
31 | Наглядная алгебра. | Работа в группах: инсценирование | 1 | 10-12.05 | |
32-33 | Решение логических задач. Кроссворды, головоломки | Схематическое изображение задач, формирование умения решать кроссворды | 2 | 15-19.05 | |
34 | Знакомьтесь: Архимед и Пифагор! Математический КВН | Работа с энциклопедиями и справочной литературой, презентацией, работа в группах | 1 | 22-26.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет
Технические средства: компьютер, принтер, принтер, документ-камера.
Инструменты и приспособления: листы бумаги, авторучки, линейки, карандаши, мел, ножницы, счетные палочки, счетный материал, геометрические приборы, геометрический
Методическое сопровождение
– электронные математические игры для дошкольников;
– видео-презентации;
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала наглядные пособия следующих видов:
геометрические фигуры и тела;
сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
часовой циферблат с подвижными стрелками;
цифры
геометрическая мозаика;
счётные палочки;
предметные картинки;
знаки – символы;
кубики (игральные) с точками или цифрами;
игра «Русское лото» (числа от 1 до 100);
игра «Математическое домино»;
поля для игры «Крестики-нолики»;
мелкие конструкторы и строительный материал;
занимательные книги по математике;
Дидактический и раздаточный материал создается, подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Литература используемая при составлении занятий по кружку:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.07.2018г. №665.
«Веселые задачки» Остер Г., М.,2000. «Игровые занимательные задачи для школьников» Михалкова З.А., М., 1985.
«Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.,М.,2002.
«Математические задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,» Просвещение»1994.
«Наглядная геометрия» тетрадь по математике для 4кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
Интернет-ресурсы
1. Занимательная математика, занимательные задачи по математике.
– http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО ______________ О.А. Афентьева Протокол № от " " 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР ____________Е.А. Мазохина " " 2022 г. | |