МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отдел образования
Администрации Меловского района Луганской Народной Республики
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Меловской лицей»
РАССМОТРЕНО ________________________ | СОГЛАСОВАНО ________________________ | УТВЕРЖДЕНО ________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Офисные программы»
10 класс
Меловое, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Офисные программы " составлена на основе федеральных общеобразовательных программ среднего общего образования и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным).
Программа адресована учащимся 10 класса. На изучение курса отведено 1 ч в неделю, общее количество часов 34 ч.
Программа состоит из трех модулей:
1. Обработка текстовой информации.
2. Работа в электронных таблицах.
3. Искусство презентации.
Программа курса отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологий работы с текстом, мультимедиа, электронными таблицами. Курс осуществляет формирование уверенных пользовательских навыков при работе на компьютере, ориентирован на совершенствование познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования, межпредметные связи.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору.
Цели и задачи изучения курса
Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ в учебной деятельности, а именно использование программ для работы с текстом, для обработки числовых данных, для подготовки презентаций выполненных работ.
Основными задачами данных программ являются:
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
- формирование экономической грамотности, активного, самостоятельного, креативного мышления, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование), планировать свою деятельность;
- развитие навыков анализа и самоанализа, психических познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения у учащихся; творческих навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности, представления учащихся о практическом значении информатики;
- расширение представлений о возможностях офисных программ, и особенно о личных возможностях учащихся при компьютеризации их деятельности;
- обобщение знания и умения учащихся, полученные на уроках информатики;
- воспитание культуры алгоритмического мышления, усидчивости, терпения, трудолюбия.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения данной программы обучающиеся получат возможность формирования таких результатов:
Личностные результаты:
· готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации;
· выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
· формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· организовывать собственную учебную деятельность, включающую: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. Обучающийся сможет:
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.
Коммуникативные УУД
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· выделять общую точку зрения в дискуссии;
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств) для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
· создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
· создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
· владеть устной и письменной речью.
Предметных результатов
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой при практических расчётах;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Обучающийся научится:
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста;
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- работать с большими объёмами информации;
- осуществлять эффективный выбор средств обработки текстовой и числовой информации в электронных таблицах;
- создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
- организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- создавать презентацию на основе цифровых фотографий;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, - организовывать своё время с использованием ИКТ;
- создавать слайд и изменять настройки слайда; вставлять и форматировать текст, графику, звук, таблицы;
- применять анимацию.
Основное содержание курса «Офисные программы»
Обработка текстовой информации. Текстовый документ и его объекты. Правила ввода текста. Редактирование текста. Буфер обмена. Проверка правописания. Форматирование текста. Вставка рисунков, схем и диаграмм, их форматирование. Вставка графических объектов, их форматирование. Создание номеров страниц. Вставка колонтитулов. Способы создания таблиц. Форматирование и редактирование таблицы. Создание формул в таблицах. Создание списков, вставка специальных символов, колонки, формулы. Стили. Создание собственного стиля. Разделы. Форматирование разделов. Структура документа. Содержание и указатели.
Работа в электронных таблицах. Электронная таблица и ее объекты. Правила создания новой таблицы. Редактирование таблицы. Автозаполнение. Форматирование таблицы. Форматирование таблицы. Создание диаграмм, их форматирование и редактирование. Вычисления в электронных таблицах. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки на ячейки. Встроенные функции: математичсекие и логические, статистические, финансовые, текстовые, дата/время. Условное форматирование. Сортировка в таблице. Простой фильтр. Расширенный фильтр. Промежуточные итоги.
Искусство презентации. Редактор презентаций. Режимы работы с презентацией, управление показом. Объекты презентации, их форматирование и редактирование. Этапы создания презентации и требования к ее оформлению. Настройка показа. Вставка звука и видео в презентацию, настройка их параметров. Гиперссылки на слайдах. Настройка действия над объектом слайда. Кнопки действия. Анимация слайдов. Анимация объектов слайда. Выступление с презентацией.
Формы организации деятельности
Основная форма работы – комбинированное занятие, состоящее из сообщения познавательных сведений, вводного и текущего инструктажа, практической работы на компьютере, самооценки-релаксации. В ходе этих занятий учащиеся осваивают и закрепляют приемы работы под руководством учителя. Затем выполняется самостоятельная работа.
На занятиях предусматриваются также следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Обработка текстовой информации | 14 | | 7 |
2 | Работа в электронных таблицах | 13 | | 6.5 |
3 | Искусство презентации | 7 | | 3.5 |
Итого | 34 | 0 | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата изучения |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Текстовый документ и его объекты. Правила ввода текста | 1 | | 0.5 | |
2 | Редактирование текста. Буфер обмена. Проверка правописания | 1 | | 0.5 | |
3 | Форматирование текста | 1 | | 0.5 | |
4 | Вставка рисунков, схем и диаграмм, их форматирование | 1 | | 0.5 | |
5 | Вставка гафических объектов, их форматирование | 1 | | 0.5 | |
6 | Создание номеров страниц. Вставка колонтитулов | 1 | | 0.5 | |
7 | Способы создания таблиц | 1 | | 0.5 | |
8 | Форматирование и редактирование таблицы | 1 | | 0.5 | |
9 | Создание формул в таблицах | 1 | | 0.5 | |
10 | Создание списков, вставка специальных символов, колонки, формулы | 1 | | 0.5 | |
11 | Стили. Создание собственного стиля | 1 | | 0.5 | |
12 | Разделы. Форматирование разделов | 1 | | 0.5 | |
13 | Структура документа. Содержание и указатели | 1 | | 0.5 | |
14 | Итоговый урок “Обработка текстовой информации” | 1 | | 0.5 | |
15 | Электронная таблица и ее объекты. Правила создания новой таблицы | 1 | | 0.5 | |
16 | Редактирование таблицы. Автозаполнение | 1 | | 0.5 | |
17 | Форматирование таблицы | 1 | | 0.5 | |
18 | Форматирование таблицы | 1 | | 0.5 | |
19 | Создание диаграмм, их форматирование и редактирование | 1 | | 0.5 | |
20 | Вычисления в электронных таблицах. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки на ячейки | 1 | | 0.5 | |
21 | Встроенные функции: математичсекие и логические | 1 | | 0.5 | |
22 | Встроенные функции: статистические, финансовые | 1 | | 0.5 | |
23 | Встроенные функции: текстовые, дата/время | 1 | | 0.5 | |
24 | Условное форматирование | 1 | | 0.5 | |
25 | Сортировка в таблице. Простой фильтр | 1 | | 0.5 | |
26 | Расширенный фильтр. Промежуточные итоги | 1 | | 0.5 | |
27 | Итоговый урок “Работа в электронных таблицах” | 1 | | 0.5 | |
28 | Редактор презентаций. Режимы работы с презентацией, управление показом | 1 | | 0.5 | |
29 | Объекты презентации, их форматирование и редактирование | 1 | | 0.5 | |
30 | Этапы создания презентации и требования к ее оформлению. Настройка показа | 1 | | 0.5 | |
31 | Вставка звука и видео в презентацию, настройка их параметров | 1 | | 0.5 | |
32 | Гиперссылки на слайдах | 1 | | 0.5 | |
33 | Настройка действия над объектом слайда. Кнопки действия | 1 | | 0.5 | |
34 | Анимация слайдов. Анимация объектов слайда. Выступление с презентацией. Итоговый урок “Искусство презентации” | 1 | | 0.5 | |
Итого | 34 | 0 | 17 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ