Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
РАССМОТРЕНО Руководитель гуманитарного цикла ________________________ Черняева И.Г. Протокол №1 от «28»06 2023г. | СОГЛАСОВАНО Председатель педагогического совета ________________________ Капленкова Н.П. Протокол №12 от «29»06 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Якунин В.В. Приказ №1-106 а от«30»06 2023г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школьный музей »
в 10 классе
Бирюкова Галина Семеновна
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
д.1-е Цветово
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационнотехнологической, коммуникативной. Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях. Предметные результаты:
овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Школьный музей» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования. Основные виды деятельности музея:
Организационная работа: - составление и утверждение календарного плана работы музея; - регистрация поступающих экспонатов; - создание архива музея в электронном варианте.
Поисковая деятельность: - работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села; - встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование; - изучение вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов; - поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; - консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
Исследовательская деятельность: - написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов.
Оформительская деятельность: - составление альбомов, докладов-отчетов, рефератов; - оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек; - оформление экспозиций, витрин для школьного музея.
Просветительская деятельность: - проведение встреч, праздников, экскурсий и литературно-исторических композиций; - участие в школьных и муниципальных конкурсах сочинений; - сотрудничество с районным музеем; - сотрудничество с районной газетой «Сибирский труженик».
Методическая деятельность: - проведение классных часов, внеклассных мероприятий по материалам школьного музея.
4 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, на основе методической литературы. Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: - Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 года № 422. - Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 31.12.2015г. №1577) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1645, 31.12.2015г. №1578, 29 июня 2017 г. № 613) - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и Изменения от 10.06.2016 года. - Положение о школьном музее.
Целью данной программы сообщества является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.
Задачи программы: 1. Формировать у детей знание основ традиций школы;
2. Прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
3. Воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности;
4. Стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 16-17 лет в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся основной и средней школы.
Деятельность музея основывается на принципе: социального партнерства всех школьных и внешкольных структур в организации воспитательной работы на основе их интересов и потенциальных возможностей. Механизм реализации программы развития школьного музея Музей организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся средней школы из10-11 класса. Совет музейного актива состоит из учащихся, работающих в школьном музее более 3-х лет. Он выполняет следующие функции: - разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы; - анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
5 - рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематикоэкспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива; - организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива. Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей. В программе существенное внимание уделяется практическим занятиям, обзору периодической печати, поиску документов, фактов. Особое место уделяется судьбам людей, проживающим (ранее проживающим) в нашем селе, а также педагогам и ученикам нашей школы. Особенность программы является то, что отдельные темы могут проводиться дистанционно в случае карантина. Ведущие направления деятельности
1. Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию.
2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников. Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном;
внеучебном;
социально-проектном.
4. Основные формы и направления работы:
организация и проведение поиска информации для музея;
проведение учащимися экскурсий в школьный музей;
использование экспонатов и документов музея для работы на уроках истории, классных часах;
проведение тематических мероприятий и конкурсов, участие в образовательных и творческих конкурсах, соответствующих тематике музея;
организация встреч учащихся с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны;
посещение выставок, музеев
5. Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев района и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами труда;
Содержание:
История музея |
Изучение документации музея |
История школы. Экскурсия |
Работа с фондом |
Подготовка школьной экскурсии. Выбор материала |
Оформление экспозиций |
Подготовка обзорной экскурсии. Квест-игра |
Проведение экскурсии в школьном музее. Квест-игра |
Оформление экспозиции об учителях школы |
Оформление экспозиции о выпускниках школы |
Оформление экспозиции об истории села, района |
Оформление виртуальной экскурсии |
Юный экскурсовод. Посвящается защитникам Родины |
Поисково-исследовательская работа «Слово во славу нашим односельчанам, воинам освободителям» |
Летопись школьной жизни |
Квест-игра в школьном музее. День пионерии |
Работа с фондом |
|
Календарно-тематический план
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| План | Факт | | |
1 | | | История музея | 2 |
2 | | | Изучение документации музея | 2 |
3 | | | История школы. Экскурсия | 2 |
4 | | | Работа с фондом | 2 |
5 | | | Подготовка школьной экскурсии. Выбор материала | 2 |
6 | | | Оформление экспозиций | 2 |
7 | | | Подготовка обзорной экскурсии. Квест-игра | 2 |
8 | | | Проведение экскурсии в школьном музее. Квест-игра | 2 |
9 | | | Оформление экспозиции об учителях школы | 2 |
10 | | | Оформление экспозиции о выпускниках школы | 2 |
11 | | | Оформление экспозиции об истории села, района | 2 |
12 | | | Оформление виртуальной экскурсии | 2 |
13 | | | Юный экскурсовод. Посвящается защитникам Родины | 2 |
14 | | | Поисково-исследовательская работа «Слово во славу нашим односельчанам, воинам освободителям» | 2 |
15 | | | Летопись школьной жизни | 2 |
16 | | | Квест-игра в школьном музее. День пионерии | 2 |
17 | | | Работа с фондом | 2 |
Итого | | 34 часа |