Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука »
1-4 классы
Пояснительная записка
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.
В программе делается акцент на особенности работы юных пешеходов в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа занятий «Дорожная азбука» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, учитывались интересы детей, возрастные особенности.
Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа занятий по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети освоят культуру поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы:
1. Предоставить учащимся базовое образование по правилам дорожного движения в рамках государственных стандартов
2. Познакомить учащихся с историей правил дорожного движения
3. Развитие дорожной грамотности детей.
4. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
5. Формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения
Условия реализации образовательной программы
Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей с 1 по 5 классы, адаптирована для учащихся начальной школы и 5-го класса. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Программа «Дорожная азбука» рассчитана на 4 года. 1 год обучения - 33 часа /1 раз в неделю/, 2 год обучения - 34 часа /1 час в неделю/, 3 год обучения -34 часа /1 час в неделю/, 4 год обучения -34 часа /1 час в неделю/, Количество учащихся в группе 15 человек. Группы формируются по запросам родителей, желанию учащихся. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.
Место курса в учебном плане.
В плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» спортивно-оздоровительного направления на кружок «Дорожная азбука» отводится: в 1-ых классах - 1 час в неделю, всего - 33 часа, во 2 – 4-ых классах – 1 час в неделю, всего 34 часа. Программа рассчитана на четыре года обучения.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные
Комбинированные и практические занятия
Игры
Праздники
Конкурсы
Соревнования
Викторина
Занятие-игра
Театральные постановки
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение )
• практический (работа в тетрадях, экскурсии)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие.
В результате работы у детей будут сформированы следующие УУД:
Предметные:
• приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице;
• уметь классифицировать транспортные объекты по общему признаку,
• уметь классифицировать дорожные знаки;
• усваивают правила движения по дороге;
• понимают сигналы светофоров и регулировщиков;
• усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
• учатся пользоваться общественным транспортом, соблюдать правила
• ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.;
• знакомятся со значением дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги)
• знакомятся с основами первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии
Метапредметные:
• осознанный выбор поступков и поведения, позволяющих сохранять здоровье
• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера (путем анализа различных дорожных ситуаций, билетов по ПДД)
• использование знаково-символических средств (дорожные знаки, дорожная разметка) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
• умение строить алгоритм поиска необходимой информации,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений
Личностные:
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
• готовность использовать полученные знания в повседневной жизни
• соблюдать правила дорожного движения.
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения занятий | ЭОР |
1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 14 | Деловая игра, ролевая игра, театр | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
2 | Дорога и её элементы | 8 | Практическая работа, познавательная викторина, интеллектуальный клуб | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
3 | Правила пассажира в общественном транспорте | 11 | Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
4 | Запись шахматных ходов | 2 | Практическая работа, конкурс, деловая игра | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
| Итого: | 33 | | |
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения занятий | ЭОР |
1 | Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | 14 | Практическая работа, познавательная викторина, интеллектуальный клуб | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
2 | История происхождения Правил дорожного движения | 8 | Социально - моделирующая игра, соревнование, интеллектуальный клуб | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
3 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. | 12 | Этическая беседа, олимпиада, деловая игра, ролевая игра, конкурс | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
| Итого: | 34 | | |
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения занятий | ЭОР |
1 | Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. | 16 | Этическая беседа, диспут, деловая игра, ролевая игра, конкурс | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
2 | Проезжая часть и её элементы | 7 | Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
3 | Места для игр. | 11 | Деловая игра, ролевая игра, конкурс конкурс | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
| Итого: | 34 | | |
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения занятий | ЭОР |
1 | Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте. | 17 | Социально - моделирующая игра, соревнование, интеллектуальный клуб | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
2 | Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности. | 6 | Этическая беседа, диспут, деловая игра, ролевая игра, конкурс | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
3 | Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. | 11 | Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования | https://uchi.ru https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola https://urok.1sept.ru http://school-collection.edu.ru http://www.nachalka.com http://www.edu.ru |
| Итого: | 34 | | |