СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука »

1-4 классы

Пояснительная записка


Актуальность создания программы

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Отличительные особенности программы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.

В программе делается акцент на особенности работы юных пешеходов в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа занятий «Дорожная азбука» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, учитывались интересы детей, возрастные особенности.

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа занятий по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети освоят культуру поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.


Цель программы:

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.


Задачи программы:


1. Предоставить учащимся базовое образование по правилам дорожного движения в рамках государственных стандартов

2. Познакомить учащихся с историей правил дорожного движения

3. Развитие дорожной грамотности детей.

4. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

5. Формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения


Условия реализации образовательной программы

Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей с 1 по 5 классы, адаптирована для учащихся начальной школы и 5-го класса. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Программа «Дорожная азбука» рассчитана на 4 года. 1 год обучения - 33 часа /1 раз в неделю/, 2 год обучения - 34 часа /1 час в неделю/, 3 год обучения -34 часа /1 час в неделю/, 4 год обучения -34 часа /1 час в неделю/, Количество учащихся в группе 15 человек. Группы формируются по запросам родителей, желанию учащихся. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.

Место курса в учебном плане.


В плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» спортивно-оздоровительного направления на кружок «Дорожная азбука» отводится: в 1-ых классах - 1 час в неделю, всего - 33 часа, во 2 – 4-ых классах – 1 час в неделю, всего 34 часа. Программа рассчитана на четыре года обучения.



Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

 Традиционные

 Комбинированные и практические занятия

 Игры

 Праздники

 Конкурсы

 Соревнования

 Викторина

 Занятие-игра

 Театральные постановки


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение )

• практический (работа в тетрадях, экскурсии)


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие.


В результате работы у детей будут сформированы следующие УУД:

Предметные:

• приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице;

• уметь классифицировать транспортные объекты по общему признаку,

• уметь классифицировать дорожные знаки;

• усваивают правила движения по дороге;

• понимают сигналы светофоров и регулировщиков;

• усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;

• учатся пользоваться общественным транспортом, соблюдать правила

• ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.;

• знакомятся со значением дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги)

• знакомятся с основами первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

Метапредметные:

• осознанный выбор поступков и поведения, позволяющих сохранять здоровье

• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера (путем анализа различных дорожных ситуаций, билетов по ПДД)

• использование знаково-символических средств (дорожные знаки, дорожная разметка) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

• умение строить алгоритм поиска необходимой информации,

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений

Личностные:

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

• готовность использовать полученные знания в повседневной жизни

• соблюдать правила дорожного движения.

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир



Уча­щиеся должны знать:

1. Эле­менты до­роги и их на­зна­че­ние – про­ез­жая часть, тро­туар, разделительная по­лоса, обо­чина, кю­вет. На­зна­че­ние бордюра и пе­ше­ход­ных ог­ра­ж­де­ний.

2. Что та­кое ос­та­но­воч­ный путь, его со­став­ляю­щие.

3. Что та­кое пе­ше­ход­ный пе­ре­ход (не­ре­гу­ли­руе­мый, ре­гу­ли­руе­мый, подземный, над­зем­ный). Обо­зна­че­ния пе­ре­хо­дов. Пра­вила поль­зо­ва­ния перехо­дами.

4. Пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части до­роги вне зоны ви­ди­мо­сти пешеходного пе­ре­хода или пе­ре­кре­стка.

5. Что та­кое пе­ре­кре­сток. Типы пе­ре­кре­ст­ков. Раз­ли­чие ме­жду регулируемым и не­ре­гу­ли­руе­мым пе­ре­кре­ст­ками. Пра­вила пе­ре­хода проезжей части на них.

6. Зна­че­ние сиг­на­лов све­то­фора и ре­гу­ли­ров­щика. Пра­вила пе­ре­хода проезжей части по этим сиг­на­лам.

7. Зна­че­ние пре­ду­пре­ди­тель­ных сиг­на­лов, по­да­вае­мых во­ди­те­лями транспорт­ных средств.

8. На­зна­че­ние и на­зва­ние до­рож­ных зна­ков и до­рож­ной раз­метки.

9. Пра­вила по­ве­де­ния пе­ше­хода на тро­туаре. Пра­вила по­ве­де­ния при движении в группе.

10.   Пра­вила поль­зо­ва­ния го­род­ским мар­шрут­ным транс­пор­том и дру­гими ви­дами транс­порта.


Уча­щиеся должны уметь:

1. Оп­ре­де­лять места пе­ре­хода че­рез про­ез­жую часть.

2. Пе­ре­хо­дить че­рез про­ез­жую часть до­роги под на­блю­де­нием и в сопровожде­нии взрос­лого.

3. Об­ра­щаться за по­мо­щью к взрос­лым в слу­чаях за­труд­не­ний при переходе до­роги, если уро­нил ка­кой-либо пред­мет на про­ез­жую часть и т. п.

4. Поль­зо­ваться го­род­ским мар­шрут­ным транс­пор­том в со­про­во­ж­де­нии взрос­лого.

5. Поль­зо­ваться безо­пас­ной до­ро­гой в школу, кру­жок, ма­га­зин и т. п.

6. Оп­ре­де­лять безо­пас­ные места для игр и езды на ве­ло­си­педе и дру­гих само­кат­ных сред­ст­вах.

7. Оце­ни­вать до­рож­ную си­туа­цию ви­зу­ально (при по­мощи гла­зо­мера).

8. Оп­ре­де­лять ве­ли­чину сво­его шага и ско­рость сво­его дви­же­ния.

9. Оп­ре­де­лять при­знаки дви­же­ния ав­то­мо­биля.

10. Ори­ен­ти­ро­ваться на до­роге и оп­ре­де­лять опас­ные си­туа­ции в тем­ное время су­ток.



Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

14

Деловая игра, ролевая игра, театр

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

2

Дорога и её элементы

8

Практическая работа, познавательная викторина, интеллектуальный клуб

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

3

Правила пассажира в общественном транспорте

11

Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

4

Запись шахматных ходов

2

Практическая работа, конкурс, деловая игра

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru


Итого:

33














2 класс


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

14

Практическая работа, познавательная викторина, интеллектуальный клуб

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

2

История происхождения Правил дорожного движения

8

Социально - моделирующая игра, соревнование, интеллектуальный клуб

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

3

Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

12

Этическая беседа, олимпиада, деловая игра, ролевая игра, конкурс

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru


Итого:

34
























3 класс


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

16

Этическая беседа, диспут, деловая игра, ролевая игра, конкурс

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

2

Проезжая часть и её элементы

7

Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

3

Места для игр.

11

Деловая игра, ролевая игра, конкурс

конкурс

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru


Итого:

34


























4 класс

п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Дорога – зона повышенной опасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

17

Социально - моделирующая игра, соревнование, интеллектуальный клуб

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

2

Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности.

6

Этическая беседа, диспут, деловая игра, ролевая игра, конкурс

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru

3

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

11

Практическая работа, интеллектуальный клуб, соревнования

https://uchi.ru

https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola

https://urok.1sept.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.nachalka.com

http://www.edu.ru


Итого:

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!