1.Пояснительная записка.
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет духовно-нравственное направление и составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа разработана на основании основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей ( утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 ).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 ).
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.
Актуальность данной рабочей программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Новизна рабочей программы «Мастерилка» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, природный материал, пластилин, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Программа ориентирована на обучение детей 8-9 лет.
Цель программы - всестороннее развитие творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
-обучить умению планировать свою работу;
-формировать умения следовать устным инструкциям;
-обучить на основе имеющихся знаний создавать композиции.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
-развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.
2.Описание места курса «Мастерилка» в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Всего 34часа во 2 классе. Занятия направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мастерилка»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные универсальные учебные действия
- знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
- экономно и рационально расходовать материалы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
* объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
* репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
* частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Формы обучения:
- игры, загадки, беседы;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- комбинированные экскурсии;
- занятия выставки.
Ресурсы:
цветная бумага и картон;
природный материал (сухие листья, веточки и т.д.);
бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
соленое тесто, пластилин;
ножницы с тупым концом;
доска, стеки;
линейка, прямоугольник, трафареты.
Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний.
В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.
Критерии и способы определения результативности.
Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.
Вводный (входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа, выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и, при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.
Текущий или промежуточный контроль — проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической либо самостоятельной работы, выставки.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговая выставка работ.
В течение учебного года лучшие работы воспитанников участвуют в районных, областных, всероссийских (заочных) конкурсах и выставках.
4.Содержание программы
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с бумагой и картоном | 29 | 0,5 | 28,5 |
3 | Работа с природным материалом и пластилином | 1 | | 1 |
4 | Работа с бросовым материалом | 1 | | 1 |
5 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| Всего | 34 | 2 | 32 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
1 полугодие
№ | Тема | Содержание | Часы | Дата |
1 | Вводное занятие | Вводная беседа. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | 07.09 |
2 | Работа с бумагой и картоном. | Закладки | 1 | 14.09 |
Аппликация из геометрических материалов. | 1 | 21.09 |
Аппликация из геометрических материалов. | 1 | 28.09 |
Цветок к Дню Учителя. | 1 | 05.10 |
Аппликация из природного материала. | 1 | 12.10 |
Игрушка птичка из бумаги. | 1 | 19.10 |
Аппликация «Мозайка» на волнах | 1 | 26.10 |
Аппликация «Мозайка» Ёжик | 2 | 09.11 16.11 |
Изготовление елочных игрушек. | 2 | 23.11 30.11 |
Снежинки из белой бумаги. | 1 | 07.12 |
| | Игрушка «Дед Мороз» | 1 | 14.12 |
| | Игрушка «Снегурочка» | 1 | 21.12 |
| | Ёлочка | 1 | 28.12 |
2 полугодие
3 | Работа с природным материалом и пластилином | Аппликация из пластилина | 2 | 11.01 18.01 |
4 | Работа с бумагой и картоном. | Поделка «Часы» | 3 | 25.01 01.02. 08.02 |
Поздравительная открытка к 23 февраля | 2 | 15.02 22.02 |
Поздравительная открытка к 8 марта | 2 | 29.02 07.03 |
Пригласительная открытка | 1 | 14.03 |
Конусные игрушки. Петушок | 1 | 21.03 |
Оригами домашние животные. Кошка | 1 | 04.04 |
Оригами домашние животные. Собака | 1 | 11.04 |
Ракета из конусов | 1 | 18.04 |
Панно (аппликация цветы) | 2 | 25.04 02.05 |
5 | Работа с бросовым материалом | Игрушка из бросового материала | 1 | 16.05 |
6 | Итоговое занятие | Подведение итогов. | 1 | 23.05 |
Памятки по технике безопасности.
Правила безопасной работы с ножницами
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструментов.
Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Список использованной литературы
Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий», 1994 г.
Васильева Л.П.- Гангнус «Уроки занимательного труда» Москва «Педагогика», 1979
Панфилова Т.Р. «Веселые самоделки» Москва, 1996
Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир»,1997г.
.Конышева Н.М. «Чудесная мастерская», 1997г.
. Богатеева З.А « Чудесные поделки из бумаги» Москва «Педагогика», 1992
Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» Москва Айрис Пресс, 2005
Щеблыкин И.К.,.Романина В.И,.Кагакова И.И «Аппликационные работы в начальных классах» Москва «Просвещение»,1990
Интернет-ресурсы
1. http://stranamasterov.ru
12