СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» (общеинтеллектуальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» (общеинтеллектуальное направление)»











Рабочая программа 

по внеурочной деятельности «Юные экологи»

(общеинтеллектуальное направление)




Составитель:Баженова Т. Е.

1 квалификационная категория























2022г.









Пояснительная записка


Программа внеурочного занятия «Юные экологи» разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения под редакцией Виноградовой Н.Ф. - Издательский центр:  «Вентана - Граф», 2013 г.- 189 с.

Интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Цель:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
    развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9лет. Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Задачи:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда

окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.


Особенности реализации программы:
Форма организации внеурочных занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, конкурсы, викторины.

Режим занятий: 5 урок, пятница.

Место проведения занятий: МБОУ «Чепецкая СОШ», кабинет № 4

Виды деятельности: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 – 9 лет.

Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю.

Количество часов34ч.












Планируемые результаты освоения программы.


Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук.

Метапредметные результаты.

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.

      Результативность и целесообразность работы по программе «Юные экологи» осуществляется в течение учебного года за счет  наблюдения и анализа творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.        

      Содержание  программы носит деятельностный  и развивающий характер.        Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.










Учебно – тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

  1. В гостях у природы 7 ч

1

Что такое «экология»?

25 мин

20 мин

2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная»

Беседа о жилищах животных, их разнообразии.

20 мин

25 ми

3

Экологические связи в живой природе

15 мин

30 мин

4

Экскурсия в осенний лес «Разноцветная ярмарка»

10 ми

35 мин

5

Творческая работа сочинение « Осень…Очей очарованье!»

10мин

35 мин

6

Почемучкины книжки. Чтение книг о природе, обсуждение прочитанного

5 мин

40 мин

7

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов.

10 мин.

  1. ин

2. Пернатые - наши друзья 6 ч

1

Ястреб – тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

20 мин

25 мин

2

Филин – самый крупный из наших сов

20 мин

25 мин

3

Кукушка – хитрая птица

20 мин

25 мин

4

Лесной доктор – большой пёстрый дятел

20 мин

25 мин

5

Почемучкины книжки .Чтение книг о птицах.

10 мин

35 мин

6

КВН «Птицы – наши друзья».



3. Лес - верный друг человека 5 ч

1

Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты.

( Работа с атласом – определителем)

10 мин

35 мин

2

Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу. Экскурсия.

10 мин

35 мин

3

Ель – кормилица. Лесной час.

( Интересные факты о ели)

25 мин

20 мин

4

Сосновые, еловые,кедровые, лиственные леса. «Лесные этажи» Просмотр видеофильма «Тайны деревьев». Сбор и исследование шишек.

25 мин

20 мин

5

10 заповедей друзей леса. Изготовление поделок из природного материала.

10 мин

  1. ин

4. Страницы биографии дерева 2 ч

1

Сколько лет дереву? Определение по годичным кольцам возраст деревьев. Разглядывание коры дерева с помощью лупы, исследование спила.

20 мин

25 мин

2

Изготовление классного плаката «Обещание деревьям»

10 мин

35 мин

5. Лесные пожары 2 ч



1

Лесные пожары

20 мин.

25 мин

2

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем

25 мин

20 мин

6. Наш край – край лесов и лесных богатств 4 ч

1

Экосистема леса. Пищевые цепи и сети.

10 мин.

35 мин

2

Деревья – главные растения леса.

25 мин.

20 мин

3

Растительный и животный мир леса. Рисование на тему.

15 мин

30 мин

4

КВН «Знаем ли мы свой лес?»

10 мин

35 мин


7. О грибах и не только 4 ч

1

Съедобные и не съедобные грибы. Лепка грибов из пластилина

15 мин

30 мин

2

Грибы, выращенные на грядке, растущие на деревьях

25 мин

20 мин

3

Грибная угадай-ка

10 мин.

35 мин

4

Грибы на службе у человека. Составление альбома – справочника о грибах.

10 мин.

35 мин

8. Зелёная аптека матери – природы 1 ч

1

Лекарственные растения нашей местности. Запись рецептов из лекарственных трав.

10 мин

35 мин

9. Земля – наш общий дом 3 ч

1

Сочинение на тему «Какая будет Земля через 25 лет?»

10 мин

35 мин

2

Экологические проблемы планеты. Мы против загрязнения!

10 мин

35 мин

3

Викторина «Берегите природу!»

10 мин

35 мин

Итого:


34 ч





Содержание программы

Раздел 1. В гостях у природы 7ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.


1. Что такое «экология»?

Теория: знакомство с понятием «экология», демонстрация; осенние приметы

Практика: экскурсия в природу


2. «Была у лисы избушка ледяная , а у зайца лубяная»

Теория: знакомство с разнообразием жилищ животных

Практика: рисование жилищ.


3 .Экологические связи в живой природе.

Теория: рассматривание экологических связей в живой природе.( Дуб и всё вокруг него)

Практика: знакомство с правилами исследовательской работы.



4. Экскурсия в осенний лес

Теория: наблюдение осенних изменений в природе

Практика: сбор природного материала для поделок


5.Творческая работа Сочинение «Осень….Очей очарованье!»

Теория: беседа о красоте осеннего леса, знакомство с выражениями писателей о красоте осеннего

леса

Практика: написание сочинений


6. Почемучкины книжки

Теория : знакомство с разнообразием книг о природе.

Практика: чтение книг различных писателей о природе


7. Умеешь ли ты видеть необычное в обычном

Теория: беседа

Практика: поделки из природного материала


Раздел 2. Пернатые - наши друзья 6 ч

Личностные УУД

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

Познавательные УУД

– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

- развивать фантазию, воображение

- развивать способность аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение

-выражать свои чувства, мысли средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.


1. Ястреб – тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

Теория: сообщение, беседа о ястребе.

Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина


2. Филин – самый крупный из наших сов.

Теория: сообщение, беседа

Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина




3. Кукушка – хитрая птица

Теория: сообщение, беседа

Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина


4. Лесной доктор –большой пёстрый дятел

Теория: сообщение, беседа

Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина


5. Почемучкины книжки

Теория: знакомство с разнообразием книг о птицах.

Практика: чтение книг о птицах


6. КВН «Птицы – наши друзья»

Теория: знакомство с разнообразием птиц.

Практика: викторина


Раздел 3. Лес - верный друг человека 5 ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты

Теория: знакомство с понятиями «флора», «фауна»

Практика: работа с атласом - определителем


2. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.

Теория: беседа

Практика: экскурсия


3. Ель – кормилица. Лесной час

Теория: интересные факты о ели

Практика: рисование


4. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса.

Теория: «Лесные этажи» беседа

Практика: просмотр видеофильма «Тайны деревьев»,сбор и исследование шишек


5.10 заповедей друзей леса.

Теория: учёный – эколог Франко Тасси. Знакомство

Практика : изготовление поделок из природного материала.


Раздел 4. Страницы биографии дерева 2 ч


Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- развитие морально-этического сознания.

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Сколько лет дереву?

Теория : как узнать возраст дерева? Что такое годичное кольцо?

Практика: определение по годичным кольцам возраст деревьев

2. Изготовление плаката «Обещание деревьям»

Теория: беседа о деревьях, о пользе

Практика: изготовление плаката «Обещание деревьям»






Раздел 5. Лесные пожары 2 ч.


Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Лесные пожары

Теория: что зависит от каждого из нас?

Практика: демонстрация видеофильма «Лесные пожары», составление памятка «Как вести себя в

лесу»

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем

Теория: беседа как вести себя в лесу при пожаре.

Практика: Составление памятки «Как вести себя в лесу»



Раздел 6. Наш край – край лесов и лесных богатств 4 ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Экосистема леса.

Теория: пищевые цепи и сети

Практика: работа с атласом – определителем, распознавание встречающихся в нашей местности

растений и животных


2. Деревья – главные растения леса

Теория: Что мы знаем о лесах?

Практика: составление кроссвордов на тему «В лесах наших»


3. Растительный и животный мир леса.

Теория: беседа о многообразии растительного и животного мира

Практика: рисование на тему.


4 .КВН «Знаем ли мы свой лес?»

Теория: лесные богатства

Практика: викторина


Раздел 7. О грибах и не только 4 ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

- устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.


Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Съедобные и не съедобные грибы

Теория : беседа о разнообразии грибов

Практика: лепка грибов из пластилина вместе с деревом


2.Грибы ,выращенные на грядке, растущие на деревьях.

Теория: беседа о грибах

Практика: рисование грибов


3.Грибная угадайка

Теория: беседа о многообразии

Практика: викторина


4. Грибы на службе человека

Теория: беседа о разнообразии грибов

Практика: составление альбома – справочника о грибах


Раздел 8. Зелёная аптека матери – природы 1 ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания,способность к самооценке на основе критерия

успешности деятельности;

Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Лекарственные растения нашей местности

Теория: Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.

Практика: запись рецептов отваров лекарственных трав



Раздел 9. Земля – наш общий дом 3 ч

Личностные УУД

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания, способность к самооценке на основе критерия

успешности деятельности;



Регулятивные УУД

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные УУД

– понимать информацию, представленную в виде текста
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при

выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение

со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


1. Сочинение на тему «Какая будет Земля через 25 лет?»

Теория : беседа о будущем

Практика: сочинение по теме


2. Экологические проблемы планеты.

Теория: беседа «Масштабы влияния человека на земную кору»

Практика: сбор подписей против загрязнения окружающей среды.


3. Викторина «Берегите природу!»

Теория : понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде

Практика: ответы на вопросы викторины































Список литературы

Нормативно-правовые документы:

1 Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования РФ до 2020 г.

3. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения

4. Сан.Пин. 2.4.4 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

5.Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р

Литература для учителя:

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.

2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.

6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование», 1993.

8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986

9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.

Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.

  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.

  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.

  17. «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
    Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.