СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "люби и знай свой отчий край"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "люби и знай свой отчий край"»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌

Администрация МО Дубенский район‌

МКОУ Протасовская ООШ



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________________________

Соломатов В.С.

Приказ №6 от «28» 06.2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Николаева А.В.

Приказ №120 от «04» 07.2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Люби и знай свой отчий край»

для обучающихся 3 - 4 классов









Составитель:

Учитель начальных классов

Муратова Мухабат Махмудовна











с. Протасово‌ 2023 - 2024 уч. год‌




1. Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности по краеведению «Люби и знай свой отчий край» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.10.2009 № 373 (п. 19.5);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 19993);

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015).
Программа призвана обогатить обучающихся 1–4-х классов знаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма, мудрости туляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

В соответствии с реализацией деятельностного подхода, являющегося основой ФГОС, программа ориентирована не на запоминание обучающимися предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

В программе реализуются направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, гражданско-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, русского языка.

Цель программы – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Задачи программы:

Предметные:

  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;

  • формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.

Метапредметные:

  • развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;

  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Личностные:9

  • воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.




2. Планируемые результаты


К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД:

Выпускник:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыд, вину, совесть – как регуляторы морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой родной край;

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой и самобытностью Тульского края;

  • чувства гордости за свой город, село, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;

  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику России, Тульской области, районных городов Тульской области;

  • описывать достопримечательности Тульской области;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы, при работе с картой Тульской области;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, села, архивов и интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить сообщения и выступать с ними;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Программа «Люби и знай свой отчий край» адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Занятия в 1–4-х классах проводятся 1 раз в неделю.

Общий объем учебного времени составляет 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию краеведческой работы и преемственность обучения.

1 класс – 33 часа в год.

2 класс – 34 часа в год.

3 класс – 34 часа в год.

4 класс – 34 часа в год.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут.

Формы организации деятельности:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • спортивно-оздоровительная;

  • туристско-краеведческая;

  • досугово-развлекательная (досуговое общение);

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество.

Формы и методы:

  • рассказ;

  • сообщение;

  • беседа;

  • экскурсии (в том числе виртуальные);

  • написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;

  • составление и разгадывание кроссвордов;

  • игры;

  • изготовление объектов демонстрации (газеты, фотоотчеты, выставки, летописи);

  • мини-представления и концерты;

  • проекты;

  • конкурсы;

  • практические работы.

Место проведения занятий:

  • учебный кабинет;

  • музеи;

  • библиотеки;

  • учреждения города, района;

  • парки, скверы;

Формы проведения итоговых занятий:

  • олимпиада;

  • тематический праздник;

  • занятие-игра;

  • викторина;

  • разработка и защита проектов.

Формы представления результатов деятельности обучающихся:

  • защита проектов, презентации;

  • выставки рисунков, фотографий;

  • исследовательские работы.


Для оценки результативности занятий применяются следующие виды и формы контроля:


Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль (по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, краеведческие конкурсы


В конце каждого года проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).


Ресурсная обеспеченность программы курса внеурочной деятельности

Кадровый состав: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива обучающихся, отношения между которыми строятся на гуманистических нормах и ценностях, принципах товарищества и взаимопомощи.

Материально-техническое обеспечение включает в себя учебные аудитории, актовый зал, библиотеку, краеведческий музей. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:

  • учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);

  • учебных видеофильмов;

  • электронных ресурсов.

Реализация программы предполагает совместную деятельность младших школьников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся 1–4-х классов и социальных партнеров общеобразовательной организации, направленную на достижение планируемых результатов.


4. Тематическое планирование



Тематический план (3 класс)


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Искусство Тульского края

6

1.1

Художники – наши земляки

1

1.2

Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств.

1

1.3

Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия

1

1.4

Тульский музей изобразительный искусств

1

1.5

Тульский музей изобразительный искусств.

1

1.6

Музеи родного района

1

2

Природа Тульского края

10

2.1

Тульский край на карте родины. Формы земной поверхности в нашем крае

1

2.2

Природные зоны Тульского края

1

2.3

Культурные растения Тульского края

1

2.4

«Красная Книга Тульской области»

1

2.5

«Красная Книга Тульской области».

1

2.6

Полезные ископаемые Тульского края. Охрана недр в Тульском крае

1

2.7

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

2.8

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

2.9

Тульский областной экзотариум.

1

2.10

Тульский областной экзотариум. Экскурсия

1

13

Тула литературная

5

3.1

Писатели-земляки: В.Г. Ходулин, С.И. Галкин

1

3.2

Писатели-земляки: В.Г. Ходулин, С.И. Галкин.

1

3.3

Край песенный: А.С. Пушкин, С.А. Есенин

1

3.4

Край песенный: А.С. Пушкин, С.А. Есенин.

1

3.5

Памятник Л.Н. Толстому в Туле

1

4

Знаменитые люди Тульского края

5

4.1

Земляки-космонавты

1

4.2

Страницы истории Отечества. Куликовская битва

1

4.3

Государственный музей-заповедник «Куликово поле»

1

4.4

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

4.5

Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник

1

5

Памятные места Тульского края

8

5.1

Музей Н.И. Белобородова

1

5.2

Города Тульской области

1

5.3

Города Тульской области.

1

5.4

Города Тульской области..

1

5.5

Города Тульской области…

1

5.6

Города Тульской области….

1

5.7

Проект «Достопримечательности Тульской области»

1

5.8

Проект «Достопримечательности Тульской области».

1


ВСЕГО

34


Содержание разделов и тем


Тема 1. Художники – наши земляки.

В.Д. Поленов, А.А. Попов, В.В. Пукирев, Г.Г. Мясоедов, Н.В. Орлов и другие художники Тульского края и их картины.

Темы 2–5. Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия.

История создания музеев. Экспонаты. П.Н. Крылов – художник-карикатурист.

Тема 6. Музеи родного района.

Экспонаты. История района. Музеи.

Тема 7. Тульский край на карте родины. Формы земной поверхности в нашем крае.

Карта. Условные обозначения. Рельеф. История формирования рельефа Тульской области.

Тема 8. Природные зоны Тульского края.

Природные зоны. Широколиственные леса. Лесостепи.

Тема 9. Культурные растения Тульского края.

Классификация культурных растений Тульского края. Правила выращивания. Использование в жизни людей.

Темы 10–11. «Красная Книга Тульской области».

Редкие и исчезающие растения и животные Тульской области. Охрана природы.

Тема 12. Полезные ископаемые Тульского края. Охрана недр в Тульском крае.

Полезные ископаемые Тульской области. Добыча, использование. Профессии.

Темы 13–14. Прошлое и настоящее глазами эколога.

Экология. Эколог. Влияние экологии на жизнь и здоровье людей. Охрана природы.

Темы 15–16. Тульский областной экзотариум. Экскурсия.

История создания экзотариума. Животные экзотариума. Правила поведения в экзотариуме.

Темы 17–18. Писатели-земляки: В.Г. Ходулин, С.И. Галкин.

Писатели Тульского края, их произведения.

Темы 19–20. Край песенный: А.С. Пушкин, С.А. Есенин.

Знаменитые поэты и Тульский край.

Тема 21. Памятник Л.Н. Толстому в Туле.

Скульптор В.И. Буякин. История открытия и создания памятника Л.Н. Толстому в Туле.

Тема 22. Земляки-космонавты.

Е.В. Хрунов, В.В. Поляков, С.В. Залетин – космонавты-земляки. Интересные страницы биографии тульских космонавтов.

Тема 23. Страницы истории Отечества. Куликовская битва.

Русь. Дмитрий Донской. Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Историческое значение битвы.

Тема 24. Государственный музей-заповедник «Куликово поле.

Русь. Дмитрий Донской, Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Темы 25–26. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Тула в годы Великой Отечественной войны. Туляки – герои Великой Отечественной войны. Дети в годы войны.

Тема 27. Музей Н.И. Белобородова.

Н.И. Белобородов – создатель хроматической гармоники. История появления тульской гармони.

Темы 28–32. Города Тульской области.

Города Тульской области, их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Малая родина.

Темы 33–34. Проект «Достопримечательности Тульской области».

Тематический план (4 класс)


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Изучаем историю

3

1.1

Как люди узнают о прошлом

1

1.2

Лента времени. История на карте

1

1.3

Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия

1

2

Путешествие в глубь времен

5

2.1

«Город чудный, город древний»

1

2.2

Тула – кузница оружия

1

2.3

Петровская эпоха

1

2.4

Тульский государственный музей оружия ФГУ

1

2.5

Тульский государственный музей оружия ФГУ.

1

3

Тула литературная

4

3.1

И.Ф. Панькин «Легенда о мастере Тычке»

1

3.2

И.Ф. Панькин «Легенда о мастере Тычке»

1

3.3

С.С. Толстой и его творчество

1

3.4

Литературные встречи в музее В.В. Вересаева

1

4

Народные промыслы

4

4.1

Белевская пастила, кружево

1

4.2

Игрушки тульских мастеров

1

4.3

Мастер-классы в тульском Кремле

1

4.4

Мастер-классы в тульском Кремле

1

5

Истории немеркнущая слава

6

5.1

Знаменитые люди Тульского края. А.С. Хомяков

1

5.2

Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков, Т.Ф. Прончищева

1

5.3

Музей контр-адмирала В.Ф. Руднева

1

5.4

Туляки – герои Отечественной войны 1812 года

1

5.5

Тула спортивная.

1

5.6

Тула спортивная. Олимпийские чемпионы

1

6

Суровые годы Великой Отечественной войны

5

6.1

Юные герои войны

1

6.2

Юные герои войны.

1

6.3

Тульские суворовцы

1

6.4

Туляки на фронтах Великой Отечественной войны.

1

6.5

Туляки на фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы

1

7

Наш край сегодня

6

7.1

История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы»

1

7.2

Богородицкий дворец-музей и парк

1

7.3

Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»

1

7.4

Тульский цирк

1

7.5

Тула музыкальная

1

7.6

Тула театральная

1

8

Люби и знай родной край

1

8.1

Устный журнал «Край родной, навек любимый»

1


ВСЕГО

34



Содержание разделов и тем

Тема 1. Как люди узнают о прошлом.

Летописи. Археологические раскопки. Очевидцы событий.

Тема 2. Лента времени.

Летоисчисление. Временные промежутки.

Тема 3. История на карте.

Живая карта.

Тема 4. «Город чудный, город древний».

История появления Тулы на карте России.

Тема 5. Тула – кузница оружия.

История зарождения и развития оружейного дела в Туле.

Тема 6. Петровская эпоха.

Петр I. Указы Петра I. Оружейный завод.

Темы 7–8. Тульский государственный музей оружия ФГУ.

История создания. Экспонаты. Экскурсия (возможно, виртуальная).

Темы 9–10. И.Ф. Панькин «Легенда о мастере Тычке».

Главный герой. Прототип. Книга И.Ф. Панькина «Легенда о мастере Тычке».

Тема 11. С.С. Толстой и его творчество.

С.С. Толстой – автор мемуаров «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил (Воспоминания внука)».

Тема 12. Литературные встречи в музее В.В. Вересаева.

В. В. Смидович. Псевдоним. Врач, писатель и прозаик. Страницы биографии.

Тема 13. Белевская пастила, кружево.

Кружево − особое явление народной культуры. Кружевница. Орудия и инструменты для плетения. Белевская пастила. Купец А.П. Прохоров. Технология изготовления пастилы.

Тема 14. Игрушки тульских мастеров.

Тульская городская игрушка. Филимоновская игрушка. Белевская игрушка. Дымковская игрушка.

Темы 15–16. Мастер-классы в тульском Кремле.

Практические занятия, экскурсии в тульском Кремле.

Тема 17. Знаменитые люди Тульского края. А.С. Хомяков.

Богучарово – родовая усадьба А.С. Хомякова. Музей усадебного быта. Объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Тема 18. Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков, Т.Ф. Прончищева.

Капитан-командор Чириков – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Т.Ф. Прончищева – первая женщина – полярный исследователь Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда.

Тема 19. Музей контр-адмирала В.Ф. Руднева.

В.Ф. Руднев – герой русско-японской войны, контр-адмирал российского императорского флота, командир крейсера «Варяг». Руднев – один из первых русских, получивших японский орден Восходящего солнца.

Тема 20. Туляки – герои Отечественной войны 1812 года.

Д.С. Дохтуров. Народное ополчение. И.С. Дорохов.

Темы 21–22. Тула спортивная. Олимпийские чемпионы.

Олимпийские чемпионы и призеры из Тульской области. Тула спортивная.

Темы 23–27. Юные герои войны. Тульские суворовцы. Туляки на фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы. Юные туляки – герои Великой Отечественной войны. Суворовцы в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Роль Тулы и туляков в победе над фашизмом. Темы 28–33. История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы». Богородицкий дворец-музей и парк. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново». Тульский цирк. Тула музыкальная. Тула театральная. Тула современная. Объекты истории, культуры и отдыха Тульской области. Тульский цирк. Театры Тулы. Поездки на спектакль. Экскурсии. Тема 34. Устный журнал «Край родной, навек любимый». Литература


  1. Ашурков Н.В. Избранное: История тульского края. Тула: Приокское книжное издательство, 2003.

  2. Афонасова А.Д. Тульский Биографический Словарь в 2-x томах. Тула: Пересвет, 1996.

  3. Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула: Приокское книжное издательствово, 2002.

  4. Беэр А.С. Продолжение семейной хроники. М., 2013.

  5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы). М.: Баласс, 2010.

  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.

  8. Древняя Тула и Тульская губерния: Учебное пособие по краеведению. Тула: Пересвет, 2008.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М.: Просвещение, 2010.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.

  11. Лепехин А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов. Тула: ГРИФ и К, 2003.

  12. Лепехин А.Н. Казачество Тульского края. М.: Витязь, 2010.

  13. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М., 2011.

  14. Москалева Л.А., Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. Тула: Приокское книжное издательство, 1988.

  15. Нам дороги эти позабыть нельзя / Под. ред. А.И. Федулова. Тула: Пересвет, 2005.

  16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена 8 апреля 2015 г.) (зарегистрирована Минюстом России 29 июля 2015 г., опубликована 09.06.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/fgosreestr.ru

  17. Рассаднев С.А. Прогулки по улицам Тулы (Беседы краеведа). Изд. 2-е. Тула: Пересвет, 2003.

  18. Скачков В. Это было на Тульской земле. 2 т.Тула: ГРИФ и К, 2001.

  19. Тульский краеведческий альманах / Под ред. Е.В. Симонова. Тула: Тульский полиграфист, 2012.

  20. Чуднов П.М. История Тульского края. Тула: Пересвет, 2000.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы


п/п

Наименование интернет-ресурса

Электронный адрес

1

Дом-музей И.А. Бунина в Ефремове

http://bunin-efr.tls.muzkult.ru/efremov_kray/

2

Музей «Филимоновская игрушка»

http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html

3

Народные промыслы

ya-zemlyak.ru

4

История тульской гармони

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=55

5

Тульский пряник

ya-zemlyak.ru

6

Музей «Тульский пряник»

http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/muzej_tulskij_prjanik_sladkaja_istorija_rossii/8-1-0-146

7

Музей «Тульские самовары»

http://samovar.museum-tula.ru

www.tula-samovar.com.ru/

8

Путеводитель по Туле

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula

9

Музеи Тулы

http://www.museum-tula.ru/

10

Тула: экскурсии по городу

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula

11

Тульский Кремль

https://izi.travel/ru/cc69-tulskiy-kreml/ru

12

Башни Тульского кремля

https://www.youtube.com/watch?v=o4gd1vX3_cQ

13

Вокруг Кремля

https://izi.travel/ru/b11a-vokrug-kremlya/ru

14

Вдоль старинных купеческих улиц

https://izi.travel/ru/e6a2-vdol-starinnyh-kupecheskih-ulic/ru

15

По главной улице Советской

https://izi.travel/ru/7d65-po-glavnoy-ulice-sovetskoy/ru

16

Тульский областной краеведческий музей

http://tokm.museum-tula.ru

17

Тульский областной художественный музей

https://izi.travel/ru/da3c-tulskiy-oblastnoy-hudozhestvennyy-muzey/ru

18

Музейно-выставочный центр «Тульские древности»

http://www.kulpole.ru

https://izi.travel/ru/de29-muzeyno-vystavochnyy-centr-tulskie-drevnosti/ru

Зал 1. «Сказание о Мамаевом побоище». Куликово поле

https://izi.travel/ru/4239-zal-1-skazanie-o-mamaevom-poboishche/ru

Зал 2. «Секреты тульских мастеров»

https://izi.travel/ru/b37c-zal-2-sekrety-tulskih-masterov/ru

19

Историко-мемориальный музей Демидовых

https://izi.travel/ru/0547-istoriko-memorialnyy-muzey-demidovyh/ru

20

Музей П.Н. Крылова

https://izi.travel/ru/4b04-muzey-p-n-krylova/ru

21

Проект «Виртуальная Тула».

Памятники архитектуры.

Музеи Тульской области.

Парки, скверы. Виртуальная карта

http://welcometula.com/dostoprimechatelnosti-i-muzei-tuly-i-oblasti



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!