ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шаги к успеху» для 9 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 г. N 1644, 31.12. 2015г. № 1577, 11.12. 2020г. №712;
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №131 от 28.05.2020г. с изменениями и дополнениями);
4. Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №87 от 30.03.2020г. с изменениями и дополнениями);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 1 год обучения, 8-й год обучения английскому языку 1 раз в неделю (всего 34 часа).
Данный план рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации.
Цели реализации плана подготовки:
Использование плана подготовки направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ
Программа по подготовке к сдаче ОГЭ по английскому языку имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
• развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена;
• развитие познавательной активности учащихся;
• развитие компенсаторной компетенции;
• воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
Задачи реализации плана подготовки:
- сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;
- изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена;
- ознакомить с форматом ОГЭ;
- развивать гибкость, способность ориентироваться в типах заданий;
- сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать письма с развернутым ответом,
- в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
- в области чтения-способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Н
- для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- понимание значимости владения иностранного языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
- формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
- к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения английского языка в коммуникативной сфере (говорении, письме, чтении, аудировании); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
По итогам прохождения курса обучающиеся должны:
Овладеть навыками выполнения заданий ОГЭ.
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке.
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста.
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте.
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать письма, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета.
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Главным результатом является готовность обучающихся к сдаче экзамена. К концу подготовки, обучающиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.
Обучающиеся должны знать/понимать формат заданий экзамена ОГЭ по английскому языку; стратегии выполнения заданий экзамена по всем разделам.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Ознакомление с форматом ОГЭ по английскому языку – 2 ч.
Вводное занятие. Знакомство со структурой КИМ ОГЭ по английскому языку, критериями оценивания экзаменационной работы.
Стратегии подготовки к разделу "Аудирование" – 4 ч.
Задания на понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (выполнение тренировочных заданий). Выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (выполнение тренировочных заданий).
Стратегии подготовки к разделу "Чтение" – 4 ч.
Выборочное понимание нужной/интересующей информации из текста (просмотровое/поисковое чтение) (выполнение тренировочных заданий). Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение) (выполнение тренировочных заданий).
Стратегии подготовки к разделу "Лексика и грамматика" – 8 ч.
Коммуникативные типы предложений (утвердительные, вопросительные, отрицательные) в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous и порядок слов в них (выполнение тренировочных заданий). Предложения с there + to be (There are a lot of trees in the park); Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless. Условные предложения реального (Conditional I) и нереального характера (Conditional II). Предложения с конструкцией I wish; конструкции с глаголами на –ing: to love\hate doing smth; stop talking. Конструкции It takes me … to do smth; to look\feel\be happy. Согласование времен в рамках сложного предложения. Косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Личные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple, Past Simple; Present и Past Perfect; Present и Past Continuous. Личные формы глаголов страдательного залога Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Модальные глаголы и их эквиваленты (may, can\be able to, must\have to\should, need, shall, could, might, would). Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Исчисляемые и неисчисляемые существительные.
Стратегии подготовки к разделу "Письмо" – 4 ч.
Личное письмо.
Стратегии подготовки к разделу "Говорение" – 6 ч.
Чтение текста вслух. Участие в условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы). Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.
Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть, устная часть) – 6 ч.
Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть). Правила заполнения бланков ответов. Пробный экзамен в формате ОГЭ (устная часть).
Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся и виды работ:
традиционная классно-урочная;
парная работа;
самостоятельная работа;
выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий;
составление речевых высказываний по теме;
выполнение различных лексических и грамматических упражнений;
аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Общее количество часов |
1. | Ознакомление с форматом ОГЭ по английскому языку | 2 часа | Нормативно - правовая база и содержание ОГЭ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Ознакомление с форматом экзамена и с вопросами подготовки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Стратегии подготовки к разделу "Аудирование" | 4 часа | Задания на понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (выполнение тренировочных заданий). | 0,5 | 0,5 | 1 |
Задания на понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (выполнение тренировочных заданий). | 0,5 | 0,5 | 1 |
Выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (выполнение тренировочных заданий). | 0,5 | 0,5 | 1 |
Выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (выполнение тренировочных заданий). | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Стратегии подготовки к разделу "Чтение" | 4 часа | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Выполнение теста по чтению. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Стратегии подготовки к разделу "Лексика и грамматика" | 8 часов | Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Страдательный залог. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Степени сравнения прилагательных и наречий. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Множественное число существительных. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Порядковые числительные. Работа с тестовыми заданиями по грамматике. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Работа с тестовыми заданиями по словообразованию. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы). | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Стратегии подготовки к разделу "Письмо" | 4 часа | Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Написание письма | | 1 | 1 |
Написание письма | | 1 | 1 |
6. | Стратегии подготовки к разделу "Говорение" | 6 часов | Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише | 0,5 | 0,5 | 1 |
Диалог с целью обмена информацией | 0,5 | 0,5 | 1 |
Тематика монологического высказывания | 0,5 | 0,5 | 1 |
Практикум по выполнению заданий устной части | | 1 | 1 |
Практикум по выполнению заданий устной части | | 1 | 1 |
Практикум по выполнению заданий | | 1 | 1 |
7. | Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть, устная часть) | 6 часов | Правила заполнения бланков ответов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть) | | 1 | 1 |
Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть) | | 1 | 1 |
Пробный экзамен в формате ОГЭ (устная часть). | | 1 | 1 |
Пробный экзамен в формате ОГЭ (устная часть). | | 1 | 1 |
Итоговое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого | | 34 часа | | 12,5 | 21,5 | 34 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
Раздел (кол-во часов) Ознакомление с форматом ОГЭ по английскому языку 2 часа |
№п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Нормативно - правовая база и содержание ОГЭ. | | | |
| Ознакомление с форматом экзамена и с вопросами подготовки. | | | |
Раздел (кол-во часов) Стратегии подготовки к разделу "Аудирование" 4 часа |
№п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
| Задания на понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (выполнение тренировочных заданий). | | | |
| Задания на понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (выполнение тренировочных заданий). | | | |
| Выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (выполнение тренировочных заданий). | | | |
| Выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (выполнение тренировочных заданий). | | | |
Раздел (кол-во часов) Стратегии подготовки к разделу "Чтение" 4 часа |
| Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания. | | | |
| Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей. | | | |
| Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного. | | | |
| Выполнение теста по чтению. | | | |
Раздел (кол-во часов) Стратегии подготовки к разделу "Лексика и грамматика" 8 часов |
| Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола. | | | |
| Страдательный залог. | | | |
| Степени сравнения прилагательных и наречий. | | | |
| Множественное число существительных. | | | |
| Порядковые числительные. Работа с тестовыми заданиями по грамматике. | | | |
| Работа с тестовыми заданиями по словообразованию. | | | |
| Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения. | | | |
| Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы). | | | |
Раздел (кол-во часов) Стратегии подготовки к разделу "Письмо" 4 часа |
| Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера. | | | |
| Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера. | | | |
| Написание письма | | | |
| Написание письма | | | |
Раздел (кол-во часов) Стратегии подготовки к разделу "Говорение" 6 часов |
| Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише | | | |
| Диалог с целью обмена информацией | | | |
| Тематика монологического высказывания | | | |
| Практикум по выполнению заданий устной части | | | |
| Практикум по выполнению заданий устной части | | | |
| Практикум по выполнению заданий | | | |
Раздел (кол-во часов) Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть, устная часть) 6 часов |
| Правила заполнения бланков ответов. | | | |
| Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть) | | | |
| Пробный экзамен в формате ОГЭ (письменная часть) | | | |
| Пробный экзамен в формате ОГЭ (устная часть). | | | |
| Пробный экзамен в формате ОГЭ (устная часть). | | | |
| Итоговое занятие. | | | |
Итого: | 34 часа | | | |