16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от «_28_»_06. 2023 г. Руководитель МО __________ Черняева И.Г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол№12 от «_29_» 06.23г. Председатель педагогического совета __________ Капленкова Н.П. | Утверждено Директор школы ______ Якунин В.В. Приказ №1-106 а от«_30_» 06.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Русский язык и культура речи»
8 класс
Паршикова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
2023 – 2024 учебный год
д. 1-е Цветово
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности кружок «Русский язык и культура речи» в 8 классе
Личностные результаты:
-эмоциональность;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
-сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
-повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
-развитие интеллектуального потенциала школьников; - повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
-развитие личности восьмиклассников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
-участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
-заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 8 классе
№ П/П | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы организации |
Раздел 1. «Язык – вековой труд поколений» (5 часов) |
1 | Значение русского языка | 1 | Наблюдение | Индивидуальная работа |
2 | Словари русского языка | 1 | Слушание | Групповая работа |
3 | История появления новых слов в русском языке | 1 | Обсуждение | Индивидуальная работа |
4 | Пословицы и поговорки о родном языке | 1 | Слушание | Беседа |
5 | Лингвистическая игра «Происхождение слов» | 1 | Наблюдение | Беседа |
Раздел 2. «Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово» (5 часов) |
6 | Лексикография – наука о составлении словарей | 1 | Наблюдение | Фронтальная работа |
7 | Как найти слово? | 1 | Обсуждение | Работа с тетрадью |
8 | Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте | 1 | Слушание | Фронтальная работа |
9 | История появления имен, отчеств, фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой | 1 | Игра | Групповая работа |
10 | Проект о происхождении имен. «Что в имени тебе моем?» | 1 | Слушание | Индивидуальная работа |
Раздел 3. «Не все годится, что говорится» (5часов) |
11 | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. | 1 | Систематизация учебного материала | Обсуждение |
12 | Игра-конкурс «Кто больше?» | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
13 | «Крылатые выражения» и «афоризмы» | 1 | Систематизация знаний | Групповая работа |
14 | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях | 1 | Обсуждение | Беседа |
15 | Словесные забавы в произведении Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка» | 1 | Систематизация учебного материала | Работа с тетрадью |
Раздел 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» (5 часов) |
16 | Фразеологизмы | 1 | Систематизация знаний | Индивидуальная работа |
17 | Фразеологизмы – синонимы и антонимы | 1 | Систематизация учебного материала | Фронтальная работа |
18 | Фразеологизмы с именем собственным | 1 | Наблюдение | Беседа |
19 | Фразеологизмы со значением цвета | 1 | Систематизация учебного материала | Беседа |
20 | Работа с фразеологическим словарем. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеология» | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
Раздел 5. «Каков человек, такова его речь» (5 часов) |
21 | Орфоэпические нормы | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
22 | Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
23 | Ошибочка вышла!... | 1 | Систематизация знаний | Фронтальная работа |
24 | Игротека | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
25 | Фонетический КВН | 1 | Наблюдение | Беседа |
Раздел 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (5 часов) |
26 | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке | 1 | Систематизация знаний | Фронтальная работа |
27 | В стране Перевертундия | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
28 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
29 | Практическая работа «Составление словообразовательных гнезд – «словесных деревьев» | 1 | Систематизация учебного материала | Групповая работа |
30 | Игротека | 1 | | Фронтальная работа |
Раздел 7. «Нет той тайны, чтобы не было явна» ( 4 часа) |
31 | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады | 1 | Систематизация учебного материала | Групповая работа |
32 | Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки | 1 | Наблюдение | Фронтальная работа |
33 | Лингвистические кроссворды | 1 | Систематизация учебного материала | Фронтальная работа |
34 | Игры с рифмой. Лимерики. Создание лимериков по школьной тематике | 1 | Систематизация учебного материала | Групповая работа |
Календарно - тематический план
№ П/П | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
План. | Факт. |
1 | | | Раздел 1. «Язык – вековой труд поколений» (5 часов) | 1 |
Высказывания великих людей о русском языке |
2 | | | Работа с различными толковыми словарями. | 1 |
3 | | | История появления новых слов в русском языке | 1 |
4 | | | Пословицы и поговорки о родном языке | 1 |
5 | | | Лингвистическая игра «Происхождение слов» | 1 |
6 | | | Раздел 2. «Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово» (5 часов) | 1 |
Лексикография – наука о составлении словарей |
7 | | | Как найти слово? | 1 |
8 | | | Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте | 1 |
9 | | | История появления имен, отчеств, фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой | 1 |
10 | | | Проект о происхождении имен. «Что в имени тебе моем?» | 1 |
11 | | | Раздел 3. «Не все годится, что говорится» (5часов) | 1 |
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. |
12 | | | Игра-конкурс «Кто больше?» | 1 |
13 | | | «Крылатые выражения» и «афоризмы» | 1 |
14 | | | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях | 1 |
15 | | | Словесные забавы в произведении Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка» | 1 |
16 | | | Раздел 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» (5 часов) | 1 |
Фразеологизмы |
17 | | | Фразеологизмы – синонимы и антонимы | 1 |
18 | | | Фразеологизмы с именем собственным | 1 |
19 | | | Фразеологизмы со значением цвета | 1 |
20 | | | Работа с фразеологическим словарем. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеология» | 1 |
21 | | | Раздел 5. «Каков человек, такова его речь» | 1 |
Орфоэпические нормы |
22 | | | Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке | 1 |
23 | | | Ошибочка вышла!.. | 1 |
24 | | | Игротека | 1 |
25 | | | Фонетический КВН | 1 |
26 | | | Раздел 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (5 часов) | 1 |
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке |
27 | | | В стране Перевертундии | 1 |
28 | | | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке | 1 |
29 | | | Практическая работа «Составление словообразовательных гнезд – «словесных деревьев» | 1 |
30 | | | Игротека | 1 |
31 | | | Раздел 7. «Нет той тайны, чтобы не было явна» | 1 |
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады |
32 | | | Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки | 1 |
33 | | | Лингвистические кроссворды | 1 |
34 | | | Игры с рифмой. Лимерики. Создание лимериков по школьной тематике | 1 |