Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от «_28_»_06. 2023 г. Руководитель МО __________ Черняева И.Г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол№12 от «_29_» 06.23г. Председатель педагогического совета __________ Капленкова Н.П. | Утверждаю Директор школы ______ Якунин В.В. Приказ №1-106 а от«_30_» 06.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Секреты русского языка»
11 класс
Паршикова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
2023 – 2024 учебный год
д. 1-е Цветово
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности « Секреты русского языка»
в 11 классе
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 11 классе отражают достижения результатов:
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности –качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
-заинтересованность в расширении и углублении получаемых лингвистических знаний;
-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
-высказывать собственные суждения и давать им обоснование,
-умение контролировать процесс и результат учебной деятельности по русскому языку;
-самореализация личности обучающегося;
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач,
- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
-овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
-умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
-осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Синтаксис и пунктуация знать:
• что изучает синтаксис и пунктуация;
• основные признаки словосочетания и предложения;
• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
• основные пунктуационные нормы;
• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
•определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам
• пользоваться синтаксическими синонимами;• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;• проводить пунктуационный разбор предложения;
• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии:1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов; уметь:
• применять орфографические правила на письме;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Сочинение-рассуждение:
обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщение знаний об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствование навыков анализа текстов различных стилей;
• развитие письменной речи учащихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;
• совершенствование знаний и умений находить в тексте и определение функции средств выразительности разных уровней;
• совершенствование умений отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышение уровня грамотности учащихся
Содержание образования курса внеурочной деятельности в 11 классе « Секреты русского языка»
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы организации | Виды деятельности |
| Орфографические нормы | 1 | | |
1 | Морфологические нормы русского языка | 1 | Лекция | Беседа |
2 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | Практикум | Тест |
3 | Написание –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | Практикум | Тест |
4 | Трудные случаи написания –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | Групповая работа | Тест |
5 | Правописание корней. | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
6 | Правописание безударных гласных в корнях с чередованием | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
7 | Правописание приставок. | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
8 | Написание ы, и после приставок | 1 | Индивидуальная работа | Тренировочная работа |
9 | Написание ъ и ь знаков | 1 | Практикум | Индивидуальная работа |
10 | Правописание личных окончаний глаголов, причастий настоящего времени. | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
11 | Правописание гласных перед –н,-вш,-л | 1 | | Тренировочная работа |
12 | Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
13 | Трудные случаи написания суффиксов | 1 | Практикум | Диагностическая работа |
14 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | Тренинг | Диагностическая работа |
15 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | Практикум | Тренировочная работа |
16 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | Диагностическая работа | Индивидуальная работа |
17 | Тест по теме «Орфография» | 1 | Диагностическая работа | Взаимопроверка |
| Синтаксические нормы | 1 | | |
18 | Словосочетание. | 1 | Лекция | Беседа |
19 | Виды словосочетаний, их построение. | 1 | Практикум | Тренировочная работа |
20 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. | 1 | Диагностическая работа | Индивидуальная работа |
21 | Простые и сложные предложения. | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Взаимопроверка |
22 | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | Практикум | Групповая работа |
23 | Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 | Практикум | Тренировочная работа |
24 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Анализ ошибок |
25 | | 1 | Тренинг | Редактирование текстов |
26 | Предложения с причастными оборотами | 1 | Диагностическая работа | Индивидуальная работа |
27 | Вводные слова и предложения. Обращения | 1 | Диагностическая работа | Индивидуальная работа |
28 | Знаки препинания в простом предложении. | 1 | Практикум | Редактирование |
29 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Взаимопроверка |
30 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 1 | Диагностическая работа | Индивидуальная работа |
31 | Знаки препинания в бессоюзных предложениях. | 1 | Практикум | Взаимопроверка |
32 | Предложения с разными видами связи | 1 | Тренинг | Анализ текстов |
33 | Разбор задания 21. Особенности выполнения задания | 1 | Практикум | Тренировочная работа |
34 | Тире и двоеточие в простых и сложных предложениях | 1 | Тренинг | Групповая работа |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата план. факт. | Содержание разделов и тем | Количество часов |
| | | Орфография | 17 |
1 | | | Морфологические нормы русского языка | 1 |
2 | | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 |
3 | | | Написание –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 |
4 | | | Трудные случаи написания –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 |
5 | | | Правописание корней. | 1 |
6 | | | Правописание безударных гласных в корнях с чередованием | 1 |
7 | | | Правописание приставок. | 1 |
8 | | | Написание ы, и после приставок | 1 |
9 | | | Написание ъ и ь знаков | 1 |
10 | | | Правописание личных окончаний глаголов, причастий настоящего времени. | 1 |
11 | | | Правописание гласных перед –н,-вш,-л | 1 |
12 | | | Правописание суффиксов различных частей речи | 1 |
13 | | | Трудные случаи написания суффиксов | 1 |
14 | | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 |
15 | | | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 |
16 | | | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 |
17 | | | Тест по теме «Орфография» | 1 |
| | | Синтаксические нормы | 17 |
18 | | | Словосочетание. | 1 |
19 | | | Виды словосочетаний, их построение. | 1 |
20 | | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. | 1 |
21 | | | Простые и сложные предложения. | 1 |
22 | | | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 |
23 | | | Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 |
24 | | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. | 1 |
25 | | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. | 1 |
26 | | | Предложения с причастными оборотами | 1 |
27 | | | Вводные слова и предложения. Обращения | 1 |
28 | | | Знаки препинания в простом предложении. | 1 |
29 | | | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 |
30 | | | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 1 |
31 | | | Знаки препинания в бессоюзных предложениях. | 1 |
32 | | | Предложения с разными видами связи | 1 |
33 | | | Разбор задания 21. Особенности выполнения задания | 1 |
34 | | | Тире и двоеточие в простых и сложных предложениях | 1 |