Краснодарский край, Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 имени Р. Н. Филипова посёлка
Южного муниципального образования Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета
от «31» августа 2021 года протокол №1
Председатель ________ О. А. Мальцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Я - пешеход и пассажир»
Уровень образования начальное общее, 1-4 классы, 4 класс
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся 7 лет
Количество часов 33
Учитель Каталина Любовь Ивановна
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
с учетом программы по внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой «Я – пешеход и пассажир». 1 класс. Москва. «Вентана-Граф», 2018 год.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ 6 посёлка Южного
Белореченского района
_____________ Калайджян С.Л.
30 августа 2021 года
Краснодарский край, Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Р.Н.Филипова посёлка Южного муниципального образования Белореченский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Я - пешеход и пассажир»
Уровень образования начальное общее, 1-4 классы, 4 класс
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся 7 лет
Количество часов 33
Учитель Каталина Любовь Ивановна
Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной учителем начальных классов Каталиной Любовью Ивановной и утверждённой решением педагогического совета протокол № 1 от « 31» августа 2021 года.
В соответствии с ФГОС НОО.
Программы по внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой «Я – пешеход и пассажир». 1 класс. Москва. «Вентана-Граф», 2018год.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.
Реализация программы обеспечивает достижение первоклассников следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты
1 класс
необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
чувства справедливости, ответственности;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
навыки самостоятельности суждений.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
гражданско-патриотического воспитания:
— становления ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявления интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимания естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознания своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначального представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
духовно-нравственного воспитания:
— освоения опыта человеческих взаимоотношений, признаков индивидуальности каждого человека, проявления сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознания этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражения своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
эстетического воспитания:
— понимания образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявления интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережного отношения к физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
экологического воспитание:
— бережного отношения к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятия действий, приносящих ей вред.
ценности научного познания:
— овладения смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребности в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
Метапредметные результаты
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Содержание программы
1 класс
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Тематическое планирование 1 класса
1 класс
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 12 |
2 | Ты – пешеход | 13 |
3 | Ты – пассажир | 8 |
| Итого: | 33 |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) |
Ориентировка в окружающем мире (12 ч.) |
1 | Для чего мы учим правила дорожного движения. | 1 | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.). Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. |
2 | Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). |
3 | Цвет (цветовые оттенки) предметов. | 1 |
4 | Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д. | 1 |
5 | Форма и цвет знаков дорожного движения. | 1 |
6 | Цвет и форма запрещающих знаков. |
7 | Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. | 1 |
8 | Практическое занятие «Дорога домой». | 1 |
9 | Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | 1 |
10 | Транспортное средство. | 1 |
11 | Участники дорожного движения. | 1 |
12 | Мы идем по улице (экскурсия). | 1 |
Ты – пешеход (13 ч.) |
13 | Дорога. Тротуар как часть дороги. | 1 | Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по селу. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. |
14 | Правила движения по тротуару. |
15 | Нас увидят в темноте. | 1 |
16 | Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» | 1 |
17 | Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» | 1 |
18 | Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия. | 1 |
19 | Игра «Живые знаки» | 1 |
20 | Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. | 1 |
21 | Перекресток. | 1 |
22 | Ролевая игра «Переходим дорогу» | 1 |
23 | Светофор пешеходный. | 1 |
24 | Светофор транспортный. | 1 |
25 | Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. | 1 |
Ты – пассажир ( 8 часов) |
26 | Правила поездки в автомобиле. | 1 | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. |
27 | Правила поездки в автобусе, троллейбусе. | 1 |
28 | Правила поездки в электричке. | 1 |
29 | Правила поездки в метро. | 1 |
30 | Опасные ситуации. | 1 | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Ориентироваться в основных вопросах изученных тем. Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги. |
31 | Ролевая игра «Едем в гости». | 1 |
32 | Подготовка к проекту ««Правила движения — достойны уважения!» | 1 |
33 | Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». | 1 |
| Итого: | 30 ч | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения ______________Т.В.Петросян
учителей начальных классов СОШ № 6 от «30» августа 2021 года
от « 29» августа 2021 года № 1
_______________ Л.И.Каталина
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) | Дата проведения |
План | Факт |
Ориентировка в окружающем мире (12 ч.) | |
1 | Для чего мы учим правила дорожного движения. | 1 | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.). Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. | 26.09 | |
2 | Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). |
3 | Цвет (цветовые оттенки) предметов. | 1 | 3.10 | |
4 | Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д. | 1 | 10.10 | |
5 | Форма и цвет знаков дорожного движения. | 1 | 17.10 | |
6 | Цвет и форма запрещающих знаков. |
7 | Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. | 1 | 24.10 | |
8 | Практическое занятие «Дорога домой». | 1 | 31.10 | |
9 | Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | 1 | 14.11 | |
10 | Транспортное средство. | 1 | 21.11 | |
11 | Участники дорожного движения. | 1 | 28.11 | |
12 | Мы идем по улице (экскурсия). | 1 | 5.12 | |
Ты – пешеход (13 ч.) | |
13 | Дорога. Тротуар как часть дороги. | 1 | Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по селу. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. | 12.12 | |
14 | Правила движения по тротуару. |
15 | Нас увидят в темноте. | 1 | 19.12 | |
16 | Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» | 1 | 26.12 | |
17 | Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» | 1 | 16.01 | |
18 | Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия. | 1 | 23.01 | |
19 | Игра «Живые знаки» | 1 | 30.01 | |
20 | Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. | 1 | 6.02 | |
21 | Перекресток. | 1 | 13.02 | |
22 | Ролевая игра «Переходим дорогу» | 1 | 20.02 | |
23 | Светофор пешеходный. | 1 | 27.02 | |
24 | Светофор транспортный. | 1 | 6.03 | |
25 | Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. | 1 | 13.03 | |
Ты – пассажир ( 8 часов) | |
26 | Правила поездки в автомобиле. | 1 | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. | 20.03 | |
27 | Правила поездки в автобусе, троллейбусе. | 1 | 3.04 | |
28 | Правила поездки в электричке. | 1 | 10.04 | |
29 | Правила поездки в метро. | 1 | 17.04 | |
30 | Опасные ситуации. | 1 | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Ориентироваться в основных вопросах изученных тем. Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги. | 24.04 | |
31 | Ролевая игра «Едем в гости». | 1 | 8.05 | |
32 | Подготовка к проекту ««Правила движения — достойны уважения!» | 1 | 15.05 | |
33 | Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». | 1 | 22.05 | |
| Итого: | 30 ч | | | |
Перечень учебно - методического обеспечения
1. Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности» М. Вентана-Граф., 2011г.
2. Интернет ресурсы
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов №1
от 28 августа 2015г.
Руководитель ШМО
________________Л.А Шевченко
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________Е. Ю. Плетнева 28 августа 2015г. | |