СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Со - творители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Со - творители"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

______________

Руководитель ПЦК

_______________

Протокол ПЦК № __ от ___



УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

_______________

___________________________

(дата)









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Со - творители»

Направление – Реабилитационная (абилитационная) деятельность

для обучающихся 1 класса

в соответствии

с АООП для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант II)





Составитель:

учитель Н.Ю. Родде

высшая кв.категория







г. Новодвинск

2024 - 2025 учебный год

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СО - ТВОРИТЕЛИ»


Пояснительная записка


Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности по развитию навыков самообслуживания «Со - творители» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в РоссийскойФедерации»от29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и наукиРФ№1599 от19 декабря2014г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа об образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).

  • Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»


Актуальность программы:


Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений и способов разрешения социальных ситуаций. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих интеллектуальные отклонения в развитии. Современные требования общества к развитию личности данной категории детей диктуют необходимость более полно реализовывать идею социализации, что в итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Курс внеурочной деятельности «Со- творители » предназначен, в первую очередь, для включения в творческий процесс каждого ребенка, так как именно в процессе коллективной творческой деятельности у детей развиваются навыки общения и взаимодействия. Дети учатся работать вместе, учатся слушать и слышать друг друга, идет развитие эмоциональности и отзывчивости каждого ребенка, а так же – становление классного коллектива.

Основная цель курса внеурочной деятельности «Со - творители»:


Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.


Задачи курса внеурочной деятельности «Со - творители»:


  • Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива;

  • формирование мотивации к различным видам художественной деятельности;

развитие творческих способностей каждого ребенка;

  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в процессе творческой деятельности;


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Со – творители»:


Дети, учащиеся в 1 классе ГБОУ АО «СКОШ №5» относятся к категории детей с ТМНР. Для них характерны: отсутствие заинтересованности в учебной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы (неразвитость волевых процессов, расторможенность, неусидчивость и т.д), слабость активного внимания, отсутствие навыков коммуникации.

Программа курса внеурочной деятельности реализуется после основной учебной нагрузки и исключает переутомляемость детей за счет:

-обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

- использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;

- организации соответствующих для каждого ребенка форм активности.

Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

     

Формы и методы реализации программы:


Решение поставленных задач реализуется организацией и проведением совместных мероприятий, направленных на создание совместной творческой работы (рисунок, аппликация, танец, игра) с использованием элементов:

1. Изотерапии —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

2. Музыкотерапии — воздействие через восприятие музыки;

3. Сказкотерапии — воздействие посредством сказки, стихотворений;

4. Игровой терапии - воздействие с использованием игры;

5. Предметная арт-терапия - развитие сенсорики, моторики.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

- отношения в коллективе отслеживаются путём наблюдения за поведением детей в разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей при выполнении заданий;

- демонстрация результатов творческой деятельности детей на школьных выставках


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане:


В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана.

Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по внеурочной деятельности «Со - творители» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 1 ч. в неделю (33 часа в год).


I четверть

(8 недель)

II четверть

(8 недель)

III четверть

(9 недель, 2 дня)

IV четверть

(7 недель, 3 дня)

Всего в год

(33 недели)

8

8

9

8

33



Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • положительное отношение к занятиям, социально-эмоциональное участие в процессе;

  • самостоятельное или с помощью педагога выполнение совместных действий



  • умение взаимодействовать с окружающими;

  • соблюдение общепринятых норм поведения;

  • принятие цели и произвольное включение в деятельность




Содержание программы курса внеурочной деятельности:

  1. Изотерапия: совместная практическая деятельность: совместное выполнение творческих работ: коллаж ко дню учителя, работы «Краски осени», «Подарок на День матери», новогодние украшения, рисунки и поделки для участия в школьных выставках, открытка для мам к 8 марта, оформление уголка природы; тематические коллажи; рисование на прозрачной вертикальной поверхности и пр. с использованием нетрадиционных методов рисования и бросового материала.



  1. Игротерапия: коммуникативные игры и упражнения, подвижные игры, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния, произвольного внимания, выполнение заданий в парах.


  1. Сказкотерапия: чтение/рассказывание/ прослушивание сказок с целью вызова интереса, эмоционального отклика, определенных переживаний


  1. Музыкотерапия: использование музыки, песен, музыкальных сказок, направленных на активизацию чувств, эмоций, переживаний ребенка; ослабление негативных реакций и адекватности коммуникативных проявлений.


  1. Предметная арт-терапия: развитие сенсорики, моторики. Новое видение образов. Улучшение тактильных ощущений. Работа с кусочками ткани. Работа с обычными предметами (изделия из дерева, кожи, ткани, веревок, ниток ит.п.) и их применение в терапевтических целях. Игры с предметами. Картины из нити. Создание сказочного героя из ткани.



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть, 8 часов

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

Краски осени

05.09


1

Наблюдение за природой (прогулка), сбор природного материала (листья, трава). Совместное создание осеннего пейзажа с использованием рваной аппликации и сухих листьев. Поэтапное выполнение работы. Танец с листочками. Фон при выполнении работы: спокойная расслабляющая музыка «Осенний релакс»


2

12.09


1


3


19.09


1


4

День учителя

26.09


1

Совместное создание творческой работы, создание композиции с использованием реальных объектов. Песни про школу.


5

Музыка настроения

03.10


1

Прослушивание различных музыкальных композиций. Выполнение движений под спокойную и быструю музыку. Рисование акварелью « по сырому»: нарисуй свое настроение.


6

Чтение сказки «Кот, петух и лиса»

10.10


1

Узнавание героев, описание их качеств (лиса – хитрая, кот – смелый, петушок – доверчивый). Эмоциональное реагирование. Прослушивание песни «Петушок заболел»


7

Любимый герой

17.10


1

Выбор и украшение маски понравившегося героя с использованием бумаги, ткани, ниток. Инсценировка отрывка сказки.


8

Мои эмоции

24.10


1

Выбор и раскрашивание понравившегося смайлика. Использование материалов по выбору. Самостоятельный выбор цвета.



II четверть, 8часов

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

Мир животных

07.11


1

Совместное создание коллажа «Кто где живет»

Рисование фона «лес» на большом листе; индивидуальное выполнение аппликации «дикие животные» с использованием ткани; совместное составление композиции с использованием природного материала. Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных


2

14.11


1


3

21.11


1


4

Музыкальная сказка «Теремок»

28.11


1

Прослушивание музыкальной сказки, сопереживание героям, выполнение подражательных движений. Совместный танец.


5

Букет из шишек

05.12


1

Раскрашивание шишек гуашью, составление объемной композиции.

Фон при выполнении работы: спокойная расслабляющая музыка «Зимнийрелакс»


6

12.12


1


7

Новогодняя сказка

19.12


1

Слушанье сказки. Упражнения на ритмизацию. Рисование акварелью «Нарисуй сказку». Развитие творческого самовыражения. Общий танец - хоровод


8

26.12


1



III четверть, 10 часов

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

Нетрадиционное рисование «Зимний лес»

09.01


1

Рисование с помощью пленки (пакет, пупырчатая пленка), использование разных оттенков синего цвета


2

16.01


1


3

Песня «Снеговик»

23.01


1

Обыгрывание песни, манипуляции со снегом, снятие эмоционального напряжения. ПИ «Снежки»


4

30.01


1


5

«Путешествие на облаке»

06.02


1

Создание мыльной пены, манипуляции с пеной, рисование с пеной для бритья


6

13.02


1


7

«Оркестр»

27.02


1

Выбор музыкального инструмента, игра с музыкальным сопровождением; умение прекратить игру, чтобы послушать другого, обмен инстументами


8

06.03


1


9

Совместная игра «Путаница»

13.03


1

Умение передвигаться, выполнять совместные действия и индивидуальные задания, одновременно держась за шнур (веревку)


10

20.03


1





IV четверть, 6часов

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

«Добрый лев»

03.04


1

Совместное создание поделки с использованием текстильного материала (веревки, полоски ткани, ленты и пр.)


2

«Соленый круг»

10.04


1

Рисование солью. Знакомство с методом рисования солью. Коллективная работа


3

«Рисую музыку»

17.04


1

Произвольное рисование в момент звучания выбранной музыки


4

Дерево дружбы

24.04


1

Создание «общего» дерева из пластилиновых колбасок и улиток.

Слушанье песни про дружбу. Общий танец.


5

15.05


1


6

Прогулка

22.05


1

Совместные игры на улице





Методическое обеспечение программы:

  • книги с иллюстрациями;

  • игрушки дидактические, сюжетные, музыкальные;

  • магнитная доска;

  • картинки (предметные, сюжетные), фотографии;

  • набор для творчества (бумага для рисования, цветная бумага, картон, клей, краски, кисти, карандаши и пр.)

  • предметные и сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

  • музыкальное сопровождение