Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ______________ Руководитель ПЦК _______________ Протокол ПЦК № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _______________ ___________________________ (дата) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Со - творители»
Направление – Реабилитационная (абилитационная) деятельность
для обучающихся 1 класса
в соответствии
с АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант II)
Составитель:
учитель Н.Ю. Родде
высшая кв.категория
г. Новодвинск
2024 - 2025 учебный год
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СО - ТВОРИТЕЛИ»
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности по развитию навыков самообслуживания «Со - творители» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РоссийскойФедерации»от29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и наукиРФ№1599 от19 декабря2014г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа об образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Актуальность программы:
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений и способов разрешения социальных ситуаций. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих интеллектуальные отклонения в развитии. Современные требования общества к развитию личности данной категории детей диктуют необходимость более полно реализовывать идею социализации, что в итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Курс внеурочной деятельности «Со- творители » предназначен, в первую очередь, для включения в творческий процесс каждого ребенка, так как именно в процессе коллективной творческой деятельности у детей развиваются навыки общения и взаимодействия. Дети учатся работать вместе, учатся слушать и слышать друг друга, идет развитие эмоциональности и отзывчивости каждого ребенка, а так же – становление классного коллектива.
Основная цель курса внеурочной деятельности «Со - творители»:
Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.
Задачи курса внеурочной деятельности «Со - творители»:
Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива;
формирование мотивации к различным видам художественной деятельности;
развитие творческих способностей каждого ребенка;
развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в процессе творческой деятельности;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Со – творители»:
Дети, учащиеся в 1 классе ГБОУ АО «СКОШ №5» относятся к категории детей с ТМНР. Для них характерны: отсутствие заинтересованности в учебной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы (неразвитость волевых процессов, расторможенность, неусидчивость и т.д), слабость активного внимания, отсутствие навыков коммуникации.
Программа курса внеурочной деятельности реализуется после основной учебной нагрузки и исключает переутомляемость детей за счет:
-обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
- использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;
- организации соответствующих для каждого ребенка форм активности.
Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Формы и методы реализации программы:
Решение поставленных задач реализуется организацией и проведением совместных мероприятий, направленных на создание совместной творческой работы (рисунок, аппликация, танец, игра) с использованием элементов:
1. Изотерапии —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
2. Музыкотерапии — воздействие через восприятие музыки;
3. Сказкотерапии — воздействие посредством сказки, стихотворений;
4. Игровой терапии - воздействие с использованием игры;
5. Предметная арт-терапия - развитие сенсорики, моторики.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
- отношения в коллективе отслеживаются путём наблюдения за поведением детей в разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей при выполнении заданий;
- демонстрация результатов творческой деятельности детей на школьных выставках
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане:
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана.
Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по внеурочной деятельности «Со - творители» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 1 ч. в неделю (33 часа в год).
I четверть (8 недель) | II четверть (8 недель) | III четверть (9 недель, 2 дня) | IV четверть (7 недель, 3 дня) | Всего в год (33 недели) |
8 | 8 | 9 | 8 | 33 |
Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
положительное отношение к занятиям, социально-эмоциональное участие в процессе; самостоятельное или с помощью педагога выполнение совместных действий | умение взаимодействовать с окружающими; соблюдение общепринятых норм поведения; принятие цели и произвольное включение в деятельность |
Содержание программы курса внеурочной деятельности:
Изотерапия: совместная практическая деятельность: совместное выполнение творческих работ: коллаж ко дню учителя, работы «Краски осени», «Подарок на День матери», новогодние украшения, рисунки и поделки для участия в школьных выставках, открытка для мам к 8 марта, оформление уголка природы; тематические коллажи; рисование на прозрачной вертикальной поверхности и пр. с использованием нетрадиционных методов рисования и бросового материала.
Игротерапия: коммуникативные игры и упражнения, подвижные игры, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния, произвольного внимания, выполнение заданий в парах.
Сказкотерапия: чтение/рассказывание/ прослушивание сказок с целью вызова интереса, эмоционального отклика, определенных переживаний
Музыкотерапия: использование музыки, песен, музыкальных сказок, направленных на активизацию чувств, эмоций, переживаний ребенка; ослабление негативных реакций и адекватности коммуникативных проявлений.
Предметная арт-терапия: развитие сенсорики, моторики. Новое видение образов. Улучшение тактильных ощущений. Работа с кусочками ткани. Работа с обычными предметами (изделия из дерева, кожи, ткани, веревок, ниток ит.п.) и их применение в терапевтических целях. Игры с предметами. Картины из нити. Создание сказочного героя из ткани.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть, 8 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | Краски осени | 05.09 | | 1 | Наблюдение за природой (прогулка), сбор природного материала (листья, трава). Совместное создание осеннего пейзажа с использованием рваной аппликации и сухих листьев. Поэтапное выполнение работы. Танец с листочками. Фон при выполнении работы: спокойная расслабляющая музыка «Осенний релакс» | |
2 | 12.09 | | 1 | |
3 | | 19.09 | | 1 | |
4 | День учителя | 26.09 | | 1 | Совместное создание творческой работы, создание композиции с использованием реальных объектов. Песни про школу. | |
5 | Музыка настроения | 03.10 | | 1 | Прослушивание различных музыкальных композиций. Выполнение движений под спокойную и быструю музыку. Рисование акварелью « по сырому»: нарисуй свое настроение. | |
6 | Чтение сказки «Кот, петух и лиса» | 10.10 | | 1 | Узнавание героев, описание их качеств (лиса – хитрая, кот – смелый, петушок – доверчивый). Эмоциональное реагирование. Прослушивание песни «Петушок заболел» | |
7 | Любимый герой | 17.10 | | 1 | Выбор и украшение маски понравившегося героя с использованием бумаги, ткани, ниток. Инсценировка отрывка сказки. | |
8 | Мои эмоции | 24.10 | | 1 | Выбор и раскрашивание понравившегося смайлика. Использование материалов по выбору. Самостоятельный выбор цвета. | |
II четверть, 8часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | Мир животных | 07.11 | | 1 | Совместное создание коллажа «Кто где живет» Рисование фона «лес» на большом листе; индивидуальное выполнение аппликации «дикие животные» с использованием ткани; совместное составление композиции с использованием природного материала. Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных | |
2 | 14.11 | | 1 | |
3 | 21.11 | | 1 | |
4 | Музыкальная сказка «Теремок» | 28.11 | | 1 | Прослушивание музыкальной сказки, сопереживание героям, выполнение подражательных движений. Совместный танец. | |
5 | Букет из шишек | 05.12 | | 1 | Раскрашивание шишек гуашью, составление объемной композиции. Фон при выполнении работы: спокойная расслабляющая музыка «Зимнийрелакс» | |
6 | 12.12 | | 1 | |
7 | Новогодняя сказка | 19.12 | | 1 | Слушанье сказки. Упражнения на ритмизацию. Рисование акварелью «Нарисуй сказку». Развитие творческого самовыражения. Общий танец - хоровод | |
8 | 26.12 | | 1 | |
III четверть, 10 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | Нетрадиционное рисование «Зимний лес» | 09.01 | | 1 | Рисование с помощью пленки (пакет, пупырчатая пленка), использование разных оттенков синего цвета | |
2 | 16.01 | | 1 | |
3 | Песня «Снеговик» | 23.01 | | 1 | Обыгрывание песни, манипуляции со снегом, снятие эмоционального напряжения. ПИ «Снежки» | |
4 | 30.01 | | 1 | |
5 | «Путешествие на облаке» | 06.02 | | 1 | Создание мыльной пены, манипуляции с пеной, рисование с пеной для бритья | |
6 | 13.02 | | 1 | |
7 | «Оркестр» | 27.02 | | 1 | Выбор музыкального инструмента, игра с музыкальным сопровождением; умение прекратить игру, чтобы послушать другого, обмен инстументами | |
8 | 06.03 | | 1 | |
9 | Совместная игра «Путаница» | 13.03 | | 1 | Умение передвигаться, выполнять совместные действия и индивидуальные задания, одновременно держась за шнур (веревку) | |
10 | 20.03 | | 1 | |
IV четверть, 6часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | «Добрый лев» | 03.04 | | 1 | Совместное создание поделки с использованием текстильного материала (веревки, полоски ткани, ленты и пр.) | |
2 | «Соленый круг» | 10.04 | | 1 | Рисование солью. Знакомство с методом рисования солью. Коллективная работа | |
3 | «Рисую музыку» | 17.04 | | 1 | Произвольное рисование в момент звучания выбранной музыки | |
4 | Дерево дружбы | 24.04 | | 1 | Создание «общего» дерева из пластилиновых колбасок и улиток. Слушанье песни про дружбу. Общий танец. | |
5 | 15.05 | | 1 | |
6 | Прогулка | 22.05 | | 1 | Совместные игры на улице | |
Методическое обеспечение программы:
книги с иллюстрациями;
игрушки дидактические, сюжетные, музыкальные;
магнитная доска;
картинки (предметные, сюжетные), фотографии;
набор для творчества (бумага для рисования, цветная бумага, картон, клей, краски, кисти, карандаши и пр.)
предметные и сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
музыкальное сопровождение