Выписка из основной образовательной программы начального общего образования
(утвержденной приказом № 160 о-д от 30.08.2024г)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«МИНИ-ФУТБОЛ»
для обучающихся 1-4 класс
Выписка верна: 30.08.2024г
Директор: Яровикова Т.А.
г.Шахунья 2024г.
1.Пояснительная записка.
Программа по «Мини-футболу» разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Мини-футбол в школе» под редакцией С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев (М.:Советский спорт, 2008год) и "Мини-футбол: игра для всех" под редакцией В.Л.Мутко, С.Н.Андреев, Э.Г.Алиев(М.:Советский спорт,2008), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
Возраст программы: 7-11 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год в 1- м классе, 34 часа 2-4 классах, всего – 135 часов).
Цель: создание условий для развития физических способностей и нравственных качеств личности учащегося средствами физической культуры, для оздоровления, социальной адаптации, самореализации и профессионального самоопределения личности.
Актуальность состоит в том, что содержание программы направлено на компенсацию сниженной физической активности, на приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и такому виду спорту, как «Мини-футбол».
Новизна программы «Мини-футбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 10-11 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям
футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Специфика спортивного объединения «Мини-футбол» заключается в направлении на воспитание навыков здорового образа жизни у детей, отказ от вредных привычек, укрепление здоровья и развитие морально – волевых качеств детей.
Занятия по данному виду спорта способствуют воспитанию патриотизма, стремления к победе, самоорганизации детей.
Содержание программы направлено на постепенное и последовательное расширение теоретических знаний (правил игры) и практических умений и навыков. Учебно-тренировочный процесс направлен на качество овладения техническими и тактическими приемами, развитие уровня пространственно-временной и силовой дифференцировок движений, способности чувствовать пространство, время, усилия.
Разучивание и совершенствование тактико-технических действий футболиста гарантируют постепенный рост физических нагрузок на высоком эмоциональном уровне. Различия и индивидуальные особенности детей раскрываются на тренировках по футболу и вызывают у детей стремление к взаимопомощи при освоении элементов техники футбола.
2.Планируемые результаты освоения факультативного курса внеурочной деятельности
По окончании обучения учащиеся 1 класса могут знать и уметь:
Предметные: | Учащиеся должны знать: технику безопасности во время проведения занятий, основные команды педагога |
Учащиеся должны уметь: |
выполнять комплексы начальной физической подготовки, выполнять удары по мячу ногами, выполнять остановку мяча, выполнять ведение мяча, выполнять отбор мяча, финты, удары по мячу головой. |
Метапред метные результаты: | осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений, владение специальной терминологией, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности. |
Личностные результаты: | позитивное взаимодействие со сверстниками при разучивании упражнений, положительное отношение к занятиям. |
По окончании года обучения учащиеся 2-4 классов могут знать и уметь:
Предметные: | Учащиеся должны знать: |
| проведения занятий, основные команды педагога, |
Учащиеся должны уметь: |
выполнять комплексы начальной физической подготовки, выполнять удары по мячу ногами, выполнять остановку мяча, выполнять ведение мяча, выполнять правильно тактические индивидуальные действия в атаке во время упражнений и |
| непосредственно в игре |
Метапредметные результаты: | управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность, самостоятельность, совместно с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. |
Личностные результаты: | - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
3.Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения раздела «Мини-футбол» во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать
значение мини-футбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение упражнений спортивной игры: мини-футбол;
правила безопасного поведения во время занятий мини-футболом;
названия разучиваемых упражнений мини-футбола;
технику выполнения упражнений спортивной игры: мини-футбол, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении упражнений мини-футбола;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований мини-футбола;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами мини-футбола.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях мини-футболом;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой футбольных и контрольные упражнения(двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях мини-футболом;
выполнять обязанности судьи спортивной игры:мини-футбол.
Демонстрировать:
Для 1 класса
Контрольные упражнения | Результат |
Общая физическая подготовка. |
Прыжки в длину с места | 140 см |
Бег на 30 метров | 5,6 сек. |
Бег на 200 м | 44 сек. |
Техническая подготовка |
Накат справа по диагонали | 12 ударов |
Подрезка справа и слева | 8 ударов |
Подачи и их прием | 4 удара |
Специальная физическая подготовка. |
Бег 30 м с мячом, сек | 6,4 сек |
Удары по мячу на дальность –сумма ударов с правой и левой ноги | 40 м |
Вбрасывание мяча на дальность | 14 м |
Техническая подготовка |
Жонглирование мячом | 12 раз |
Остановка мяча внутренней стороной стопы | |
Удар по мячу на точность | 7 попаданий |
Для 2-4 классов
Контрольные упражнения | Результат |
Общая физическая подготовка. |
Прыжки в длину с места | 170 см |
Бег на 30 метров | 4,9 сек |
Бег на 200 м | 38 сек |
Техническая подготовка |
Накат справа по диагонали | 20 ударов |
Подрезка справа и слева | 15 ударов |
Подачи и их прием | 10 ударов |
Специальная физическая подготовка |
Бег на 30 м с мячом | 6,0 сек |
Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги | 50 м |
Вбрасывание мяча на дальность | 14 м |
Техническая подготовка |
Жонглирование мячом | 25 раз |
Остановка мяча внутренней стороной стопы | |
Удар по мячу на точность | 10 попаданий |
4.Тематический план факультативного курса внеурочной деятельности по мини-футболу:
для 1 класса
№ | Тема | В том числе количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | - |
2 | Правила игры в футбол | 1 | 1 | - |
3 | Общая физическая подготовка | 5 | - | 5 |
4 | Специальная физическая подготовка | 10 | - | 10 |
5 | Специальная техническая подготовка Основы техники футбола | 10 | - | 10 |
6 | Специальная тактическая подготовка | 5 | - | 5 |
7 | Итоговое занятие :аттестация (тестирование) | 1 | - | 1 |
9 | Всего часов | 33 | 2 | 31 |
для 2-4 классов
№ | Тема | В том числе |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | - |
2 | Правила игры в футбол | 1 | 1 | - |
3 | Общая физическая подготовка | 5 | - | 5 |
4 | Специальная физическая подготовка | 10 | - | 10 |
5 | Основы техники футбола | 10 | - | 10 |
6 | Основы тактики и тактической подготовки Специальная техническая подготовка | 5 | - | 5 |
7 | Аттестация(тестирование) | 1 | - | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Всего часов | 34 | 2 | 32 |
5. Содержание факультативного курса внеурочной деятельности по мини-футболу
Для обучения 1 класса
1.Вводное занятие. Инструктаж по правилам ТБ. Теория. Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Спортивная форма и обувь. Предупреждение травматизма. Гигиена юного спортсмена. 2.Правила игры в мини-футбол. Теория. Становление футбола как вида спорта. Обзор основных этапов развития. Выступление российских команд на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд. Площадка для игры в мини-футбол, ее устройство, размеры (варианты). Оборудование и инвентарь. Эволюция правил игры по мини-футболу. Действующие правила игры. Изучение игры в мини-футбол.Практика. Определение игровых амплуа. Действующие правила игры. Освоение правил игры на практике. 3.Общая физическая подготовка. Теория. Учебная игра. Общеразвивающие упражнения. Практика. Общеразвивающие упражнения без предметов: для мышц рук, плечевого пояса, шеи, туловища, ног из различных исходных положений. Упражнения с предметами: со скакалкой, с набивными мячами (массой 1-3кг). Бег: с ускорением до 60 км, с высокого старта до 60 м, с изменением скорости и направления движения до 200 м, по треугольнику (3х10), ускорение и рывки с мячом до 30-50 м. Кросс до 2000м. Имитация технических приемов игры в мини-футбол. Прыжки: с места в длину, с разбега в длину и в высоту. Метание малого мяча на дальность. Подвижные игры, Эстафеты с бегом, преодоление препятствий, переноской набивных мячей 4.Специальная техническая подготовка. Теория. Техника игры, ее характеристика. Техника ведения мяча. Техника нападения. Техника защиты. Техника удара. Игра вратаря. Практика. Передвижения и прыжки. Повороты и остановки во время бега. Удары правой и левой ногой: серединой подъема, внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, носком по неподвижному и катящемуся навстречу мячу. Удары по мячу головой. Остановка катящегося и опускающегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы: на месте, в движении, вперед, назад. Ведение мяча: внешней частью подъема, внутренней частью подъема, меняя направление, изменяя скорость. Вбрасывание мяча из-за боковой линии из положения шага. Финты. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Игра вратаря: основная стойка, ловля мячей, летящих на разной высоте, отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча. 5.Специальная тактическая подготовка. Теория. Тактика игры в мини-футбол. Тактические взаимодействия в нападении и защите. Практика. Отработка тактических взаимодействий в нападении и защите. Учебная игра. 6.Итоговое занятие: аттестация(тестирование): итоговая. Соревнование.
Для обучения 2-4 классов
1.Вводное занятие. Инструктаж по правилам ТБ. Теория. Правила поведения. Техника безопасности, предупреждение травматизма, оказание первой помощи пострадавшему. Без педагога не выходить на футбольное поле. Иметь при себе спортивную форму, обязательно иметь справку от врача. Выполнение требований педагога. 2.Правила игры в мини-футбол. Теория. Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по мини-футболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Практика.Упрощенные правила игры. Учебные игры. 3.Общая физическая подготовка. Теория. Правила выполнения упражнений, способы восстановления организма после тренировки; основы гигиены, правильного питания юного спортсмена.Практика. Упражнения на различные группы мышц. 4.Основы техники мини-футбола. Теория. Удары по мячу ногами – основа техники игры. Удары внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема; носком и пяткой.Практика. Удар серединой подъема. Удар носком. Удар внутренней частью подъема. Удар внешней частью подъема. Удар пяткой, внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Резаный удар. Удары с полулета.Удары с лёта. Остановки мяча. Теория. Способы остановки мяча в мини-футболе. Практика. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой, серединой подъема. Удары по мячу головой. Теория. Технический прием, позволяющий выигрывать у соперника борьбу на «втором этаже», поражать ворота противника. Однако ощутимое преимущество в этом отношении могут получить только те футболисты, кто хорошо владеет техникой ударов. Удары головой выполняются с места, в прыжке и броске. Практика.Удар головой с места.Удар головой в прыжке. Ведение мяча.Теория. Ведение мяча используют для выхода игроков на свободную позицию или же когда все партнеры закрыты, и некому сделать точную передачу. Практика. Ведение мяча выполняется несильными ударами - толчками ногой по мячу – внутренней стороной стопы, носком, внешней частью подъема. Обманные движения (финты). Теория. Использование в игре обманных движений (финты). Практика. Упражнения без мяча для освоения финтов. Овладение финтами. Использование обводки мячом стоек, игра один на один и т. д. Применение обманных движений и в ходе игры в футбол. Несомненно, вскоре вы почувствуете уверенность в своих силах и даже сможете изобрести свои «коронные» финты. Отбор мяча. Теория. Владение приемами отбора мяча. Ведь в этой игре каждому игроку приходится действовать и в обороне, и в атаке. Практика. Отбор мяча толчком. Отбор мяча перехватом. Отбор мяча подкатом 5.Подвижные игры. Теория. Правила игры. Практика. Подвижные игры:«Третий лишний», «Охота на зайцев», «Снайперы», «Передача мячей по кругу», «Футбол через скамейки», «Нападающие тройки», «Ловцы игрока без мяча» «Обгони мяч». «Быстрый танец».«Разорви цепь». 6.Основы тактики и тактической подготовки. Теория. Тактика обороны. Практика. Действия обороняющегося против соперника без мяча. Действия обороняющегося против соперника с мячом 7.Аттестация(тестирование):итоговая. 8.Итоговое занятие. Соревнование
6.Календарно-тематическое планирование факультативного курса внеурочной деятельности по мини-футболу
4 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата | | |
план | факт | | |
| | | | |
| Основы знаний | | | |
1 | Инструктаж по ТБ. Правила поведения | 1 | | | | |
2 | Оказание первой помощи при травмах. | 1 | | | | |
| Специальная техническая подготовка | | |
3 | Обучение технике передвижения футболиста | 1 | | | | |
4 | Основные приёмы игры в футбол | 1 | | | | |
5 | Обучение технике удара по мячу на месте. | 1 | | | | |
6 | Удары по мячу | 1 | | | | |
7 | Средняя передача мяча. | 1 | | | | |
8 | Обучение технике удара по мячу в движении. | 1 | | | | |
9 | Обучение технике удара по мячу с лета и полулета. | 1 | | | | |
10 | Удары внутренней стороной стопы, подъёмом. | 1 | | | | |
11 | Ведение мяча средней частью стопы | 1 | | | | |
12 | Ведение мяча носком | 1 | | | | |
13 | Обучение технике ведения мяча ведущей и не ведущей ногой. | 1 | | | | |
14 | Удары по мячу головой. | 1 | | | | |
15 | Обучение технике ударов по мячу головой на месте и в движении. | 1 | | | | |
16 | Обучение технике ударов по мячу головой в нападении | 1 | | | | |
17 | Комбинации из основных элементов технике передвижения | 1 | | | | |
18 | Остановка мяча. Комбинаций из элементов игры. | 1 | | | | |
19 | Обучение остановке мяча после отскока. | 1 | | | | |
20 | Обучение технике остановки мяча. | 1 | | | | |
21 | Удары по мячу | 1 | | | | |
| Общая физическая подготовка | | |
22 | Выполнение общеразвивающих упражнений. Физическая подготовка. | 1 | | | | |
23 | Силовые и скоростно-силовые упражнения | | | | | |
24 | Упражнения на развитие выносливости | | | | | |
| Специальная тактическая подготовка | | |
25 | Обучение технике нападения и выхода игрока на свободную позицию. | 1 | | | | |
26 | Групповые тактические действия. Тактика защиты | 1 | | | | |
27 | Групповые тактические действия . Тактика нападения | 1 | | | | |
28 | Обучение технике передач мяча на месте и в движении. | 1 | | | | |
29 | Владение мячом. Обучение технике отбора мяча посредством согласованных действий игроков. | 1 | | | | |
30 | Остановка мяча и удары по мячу | 1 | | | | |
31 | Действия игрока в защите | 1 | | | | |
32 | Обучение технике игры без мяча. | 1 | | | | |
| Аттестация | | |
33 | Тестирование - контрольные нормативы | 1 | | | | |
34 | Соревнования по мини-футболу | 1 | | | | |
| Итого | 34 | | | | |
| | | | | | | | | | | | |