МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя школа № 18 имени Валерия Болотова»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _____________Карнаухова С.В. протокол ШМО № 1 от 23.08.2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________Чернягова Е.С. Протокол педагогического совета № 1 от 26.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _______________Кашпур Т.А. Приказ № 105-О от 26.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Киноуроки в школах России»
для 8-А класса
Составитель: Погребняк Анна Михайловна
Стаханов 2024 г.
Пояснительная записка
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» с 2016 года реализует Всероссийский культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект).
Программа воспитания Проекта составлена в соответствии с требованиями:
-
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
-
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
-
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
-
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
-
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
-
Национального проекта «Образование» – паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
-
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
-
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.
Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания духовно-нравственных качеств гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских ценностей.
Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030–2040 гг. со сформированной библиотекой духовно-нравственных качеств и высоким уровнем нравственной и социальной компетентности. Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников духовно-нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование морально-этических ценностей, объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные на гуманистических идеалах специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей к созидательной деятельности, основанной на морально-этических принципах
Поскольку система воспитания ориентирована на формирование и развитие созидательных духовно-нравственных качеств личности средствами различных направлений искусства, фильмы киноуроков являются основополагающими в создании эмоционального отклика как движущий силы к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.
При разработке концепции системы воспитания духовно-нравственных качеств личности был использован системный подход и сформирована таблица, включающая 99 нравственных понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляющего акценты для формирования восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством, стремление к его проявлению в действии.
Обязательным условием реализации системы воспитания является проведение социальных практик и реализация проектов в соответствии с тематикой просмотренных фильмов.
Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта (https://kinouroki.org/), где формируется база данных о деятельности участников.
Материалы Проекта рекомендованы к использованию Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно-нравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
● развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
● усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
● достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
● осознание российской гражданской идентичности;
● сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
● готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
● наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
● сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Направления воспитания
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС, и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
-
гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Гражданское воспитание:
● знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
● понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
● проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
● проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
● выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание:
● сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
● проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
● проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
● знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
● принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
● знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной, религиозной принадлежности);
● выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
● выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
● сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
● проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
● проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как 10 части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание: ● выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
● проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
● сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
● ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
● понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
● выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
● проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
● умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
● способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
● уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
● проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
● сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
● участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
● выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
● понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
● сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
● выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
● ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
● участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
● выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
● ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
● развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
● демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Программу воспитания «Киноуроки в школах России» предлагается реализовать в рамках основных (инвариантных) модулей, что позволит соблюдать основные принципы единства и целостности, системности, преемственности и непрерывности, обеспечивающие максимальную эффективность воспитательной работы со школьниками. Принцип единства и целостности воспитательной среды опирается на систему этических ценностей нравственных качеств, сложившихся в процессе исторического и культурного развития государства.
Взаимодействие ребенка с участниками системы воспитания выстраивается вокруг единой задачи формирования и развития данных качеств, что обеспечивает целостность восприятия ребенком окружающего его мира, где главными ценностями являются добро, ответственность, созидательность, патриотизм, трудолюбие и т. д.
Принципы системности, преемственности и непрерывности реализуются за счет поступательного развития ребенка в период дошкольного и школьного образования (один киноурок – один месяц, ежемесячно во всём периоде образования), в ходе которого повышается уровень сложности как рассматриваемых нравственных понятий и принципов, так и решаемых в ходе социального проектирования задач.
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать:
-
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся понятий о нравственных качествах человека, традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
-
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с целью формирования нравственных качеств личности; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
-
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым понятиям и нравственным качествам человека, событиям, явлениям, лицам;
-
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
-
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
-
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
-
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-
инициирование и поддержку общественно полезной деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых социальных практик и проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Система воспитания «Киноуроки в школах России» духовно-нравственной, патриотической направленности нацелена на формирование созидательных нравственных качеств личности школьников.
Воспитательные занятия (киноуроки) проводятся в рамках внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:
1. Просмотр нравственно ориентированного игрового фильма на определенную тематику в соответствии с Календарным планом киноуроков.
2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого решаются поставленные педагогом задачи (фильм и методические рекомендации доступны для скачивания на сайте по ссылке https://lk.kinouroki.org/).
3. Выполнение социальной практики или проекта по теме киноурока.
4. Подведение итогов социальной практики или проекта. Рефлексия по освоению понятия и применению нравственного качества.
Проведение киноурока. Требование к киноуроку и его составные части Сквозная система проведения киноуроков:
1. Система воспитания реализуется в период школьного обучения с 1 по 11 класс. 2. Киноуроки создаются отдельно для каждого уровня обучения: НОО (1–4 классы), ООО (5–9 классы) и СОО (10–11 классы).
3. Каждый месяц (календарный) проводится один киноурок, в рамках которого рассматривается одно понятие о нравственном качестве человека. За 9 учебных месяцев (один учебный год) проводится 9 киноуроков.
4. Информация о проведенной социальной практике или проекте публикуется педагогом на сайте Проекта в разделе «Социальные практики» (https://lk.kinouroki.org/ доступен после прохождения регистрации). Факт публикации информации о результате социально значимого труда считается заявкой на участие в педагогическом Международном конкурсе «Я созидаю будущее».
Обязательными требованиями к киноуроку являются:
-
Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии значений вводимых этических понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип введения новых понятий: один киноурок – одно понятие.
-
Обсуждение понятия, заложенного в фильм, выстраивается с учетом методических рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия обучающихся, нацеленная на побуждение проявить рассматриваемое нравственное качество в деле – социально значимом труде, идея которого предлагается школьниками, а не навязывается педагогом.
-
Просмотр фильма проводится в школе или в кинотеатрах/учреждениях культуры, где возможно обеспечить демонстрацию кинокартины в хорошем качестве. Организация регулярного проведения просмотра фильмов киноуроков с обсуждением в кинотеатрах возможна при поддержке данной формы работы Администрацией муниципального образования (МО).
-
Обсуждение инициатив (идей проведения социальных практик и проектов) организуется, в том числе, с привлечением НКО, общественных организаций и объединений, сотрудники которых доносят до обучающихся информацию о вариантах социально значимой деятельности, об участии в волонтерских движениях – по согласованию с педагогом школы.
-
Проведение социальной практики, реализация социального проекта.
-
Подведение итогов социально значимого труда. Рефлексия усвоения этического понятия и проявления нравственного качества во время проведения социальной практики, выполнения социально значимого проекта.
Инициирование и выбор направления социально значимого труда
Инициатива, идея социально значимого труда исходит от учащихся. Обсуждение идей проводится сразу после просмотра фильма и беседы. Необходимо зафиксировать в сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в стремлении к конкретному действию. Завершением данного этапа работы должен стать составленный примерный план выполнения общественно полезного дела. Реализация социально значимого труда может осуществляться в форме социальной практики или социального проекта.
Социальная практика – общественно полезное дело, позволяющее проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике, инициированное классом после знакомства с понятием, просмотра фильма и обсуждения ситуаций и поведения героев. Социальный проект – продукт, созданный в результате общественно полезной научно-инженерной социальной инициативы и деятельности школьников, предназначенный для решения исследовательских и проектных задач повышенной сложности.
Цель реализации социальных практик/проектов – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.
Обсуждение и выбор направления социально значимого труда может осуществляться, в том числе с привлечением сотрудников НКО, общественных организаций и объединений, способных направить инициативу обучающихся в русло социально значимых задач, потребность в решении которых определена на уровне МО.
Социальные практики и проекты могут быть реализованы на уровне:
- класса (внутри коллектива, направленные, в том числе на сплочение, развитие организационных навыков, навыков самоуправления, самоконтроля и др.);
- школы (с участием нескольких классов, общешкольная практика);
- за пределами школы (семья, район, город, область, страна, мир).
Следует учитывать, что максимальный воспитательный эффект социально значимого труда возникает при расширении условий его реализации, то есть при выходе за пределы школы и получении возможности установления контакта и опыта социального взаимодействия с широким кругом участников.
Полноценная реализация системы воспитания возможна при условии постепенного усложнения как вводимых понятий, так и уровня социальных практик и проектов с расширением сфер деятельности обучающихся и круга дополнительно привлекаемых участников. Уровень сложности выполняемых практик и проектов зависит от возраста и особенностей развития обучающихся. Погружение в данный вид деятельности начинается с выполнения простых социальных практик для усвоения алгоритма действия в модели развития сознательного поведения. Усложнение социальной практики и проекта происходит за счет увеличения времени, требуемого для ее реализации, расширения способов действий, привлекаемых участников и др.
Типы и виды социальных практик и проектов:
a) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;
б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, художественные и т. д.); научно-просветительские исследовательские мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов) и другая культурно-досуговая деятельность;
в) социально-бытовые – оказание волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;
г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.
Возможны и другие типы и виды социальных практик и проектов. Инициирование и реализация социальной практики в форме инновационного или поддерживающего социального проекта позволит сформировать проектные компетенции обучающихся и раскрыть их созидательный потенциал.
Реализация социально значимого труда
На этапе введения социально значимого труда в систему воспитательной работы школы они могут выполняться силами детей и педагогов самостоятельно и с привлечением дополнительных специалистов, в зависимости от выбранного вида, типа, уровня сложности и формы (социальная практика или социальный проект).
Развитие системы работы предполагает взаимодействие с НКО, общественными организациями и объединениями как с соорганизаторами и соисполнителями социальных практик и проектов. Взаимодействие школы и НКО, общественными организациями и объединениями, выстраивается на постоянной (договорной) или краткосрочной основе – разовое привлечение специалистов к совместной реализации социально значимого труда.
Работа НКО, общественных организаций и объединений со школой на постоянной основе является наиболее приемлемой формой, поскольку позволяет:
– школе – выстраивать систему воспитания с постоянным штатом специалистов, владеющих информацией о формах работы, существующем у обучающихся опыте волонтерской деятельности и др.;
иметь постоянную поддержку в организационных вопросах реализации социальных практик и проектов; получать актуальную информацию о потребностях МО в решении социально значимых задач силами волонтеров;
– НКО, общественным организациям и объединениям – выстраивать собственную систему работы в соответствии с целями и задачами, обозначенными в Уставе организации;
сформировать содержание деятельности, подлежащее финансовой поддержке в виде грантов и субсидий, выделяемых из федеральных и местных бюджетов, а также обеспечить возможность участия в открытом конкурсе (тендере), проводимом МО в целях реализации планов развития МО.
Школы, активно включенные в реализацию системы воспитания, получают возможность формирования внушительного портфолио и выстраивания системной содержательной деятельности, ориентированной на решение стратегических государственных задач, что является выигрышной основой для получения грантов на реализацию намеченных планов.
Реализация социально значимого труда школой совместно с НКО, общественными организациями и объединениями обладает объективно более высоким уровнем формирования и развития гражданской идентичности, ответственности и сознательности обучающихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения социальных практик и проектов, лежат в плоскости задач государственного значения, поскольку удовлетворяют запросам развития человеческого потенциала МО, способствуют привлечению социально ориентированных структур к решению общественно полезных задач по региональным и муниципальным программам, объединению усилий МО, институтов образования и гражданских институтов в деле социального развития региона, укрепления межнациональных (межэтнических) культурных связей и др.
Реализация социально значимого труда в форме социально значимых проектов позволяет школе: расширить формы и методы воспитательной работы, возможности государственно-частного партнерства; включить обучающихся в инновационное и поддерживающее социальное проектирование; реализовать активные формы профориентационной работы.
Международный конкурс «Я созидаю будущее»
Конкурс является ежегодным мероприятием, проводимым в рамках Проекта, имеет статус международного мероприятия. Участниками конкурса являются зарегистрированные на сайте педагоги Российской Федерации, Республики Беларусь. Педагоги ежемесячно публикуют материалы о выполнении социальных практик и проектов в соответствии с электронной формой на сайте Проекта. Информация о результате социально значимого труда проходит модерацию и допускается до участия в конкурсе.
Цели, задачи конкурса, условия проведения, критерии оценки и информация о сроках проведения и объявления результатов указаны в Положении, публикуемом на сайте Проекта накануне даты начала проведения.
Информационная поддержка конкурса обеспечивается ресурсами Проекта и его партнеров.
Единый информационный банк социальных практик и проектов
Единый информационный банк социальных практик и проектов формируется на сайте Проекта в разделе «Социальные практики». Каждый участник регистрируется на сайте, выбирая соответствующую роль, исполняемую в Проекте: педагог, родитель, представитель НКО, МО.
Информация о социальной практике и проекте представляет собой единую систему организационных взаимоотношений участников. Существует возможность ознакомиться с запросами на проявление инициативы в решении социально значимых задач, а также с примерами выполнения социальных практики проектов.
Классное руководство
Программа воспитания Проекта позволяет реализовать воспитательный потенциал классного руководства как особого вида педагогической деятельности по следующим направлениям:
- планирование и проведение классных часов, направленных на раскрытие нравственных понятий и качеств человека;
- формирование условий для доверительного общения и поддержки обучающихся в осмыслении и обсуждении значений нравственных качеств личности и последствий нравственного выбора человека для него самого, его близких, общества, государства, мира;
- совместный поиск решений вопросов, поднимаемых тематикой киноуроков; поддержка классными руководителями инициативы школьников в реализации социальных практик, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- сопровождение социальных практик и проектов классного, школьного и внешкольного уровня, позволяющих поддерживать инициативу обучающихся с разными потребностями и способностями, обеспечить возможности для самореализации школьников, устанавливать и укреплять доверительные отношения, становясь для них авторитетом, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса в процессе реализации различных видов социально значимого труда;
- проведение мониторинга особенностей личностного развития обучающихся в процессе проведения киноуроков;
- организация и проведение родительских собраний с целью информирования родителей о процессе и результатах воспитательной работы в системе «Киноуроки в школах России»;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению социальных практик и проектов.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может предусматривать выполнение следующих видов социальных практик и проектов:
- участие во всероссийских и международных акциях, проводимых в рамках системы воспитания «Киноуроки в школах России» и акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
- общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами;
- социальные практики и проекты, совместно реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием родителей, представителей НКО и общественных организаций, администрации МО (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности);
- праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;
- коллективные творческие дела гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности на разновозрастных сборах и многодневных выездных событиях.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривать:
- внешкольные социальные практики и проекты, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами общеобразовательной организации, учреждениями культуры и НКО;
- выездные события с проведением коллективных творческих дел, в процессе которых реализуется инициированная школьниками социальная практика.
Организация предметно-пространственной среды
Социальные практики и проекты могут быть направлены на создание предметно-пространственной среды школы и предусматривать совместную деятельность по инициативе обучающихся:
-
создание и оформление тематических стендов (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
-
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; создание и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения, новости);
-
разработка и реализация проектов мест гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России (музей, мемориал воинской славы, памятник, памятная доска и др.) в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории;
-
создание, оформление и обновление мест новостей, стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
-
создание, подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
-
озеленение территории при общеобразовательной организации
-
разработка проектов, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
-
проектирование и создании стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
-
инициация и реализация проектов по благоустройству оформлению пришкольной территории; участие в разработке и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн).
Профилактика и безопасность
Применение системы воспитания Проекта в общеобразовательной организации помогает в реализации воспитательного потенциала профилактической деятельности заключается в следующем:
вовлечение обучающихся через социально значимый труд в проекты, программы по профилактике социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами;
организацию превентивной работы с обучающимися в процессе реализации социально значимого труда и киноуроков в целом со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению.
Социально значимый труд помогает решать вопросы:
по профилактике правонарушений, девиаций посредством организации созидательной деятельности, альтернативной девиантному поведению;
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением), отвлекая от участия в их деятельности через участие в созидательном труде – социальных практиках;
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты) через воспитание нравственных качеств в коллективной деятельности и созидательном труде – социальных практиках.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства при реализации настоящей программы может предусматривать:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в реализации социальных практик и проектов по итогам проведения киноуроков;
участие представителей организаций-партнеров в проведении киноуроков соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных киноуроков соответствующей тематической направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных вопросов, касающихся реализации социальных практик и проектов;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации может предусматривать:
проведение профориентационных киноуроков, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
проведение профориентационных игр (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы) на этапе обсуждения фильма, расширяющих знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы с целью выполнения по итогам посещения социальных практик профориентационной направленности; в рамках выполнения социального проекта – совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования.
Модель организации социально значимого труда
Для решения задач реализации социально значимого труда необходимо объединение усилий гражданских институтов, институтов образования и власти, их заинтересованность в согласованных действиях, направленных на воспитание подрастающего поколения.
Модель организации социально значимого труда позволяет каждому участнику решать собственные задачи, отвечающие существующим полномочиям и потребностям. При этом достигаются общие цели воспитания нового поколения в развивающейся комфортной среде, где созданы условия для формирования личной ответственности и социальной и интеллектуальной компетентности (Приложение 1).
В разработанной модели реализации социально значимого труда участниками выступают:
1. Образовательные учреждения.
2. Органы исполнительной власти (администрация муниципальных образований (МО).
3. Некоммерческие организации (НКО), общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию социально значимых задач. Описанный вариант реализации социальных практик является примерным и может быть скорректирован в соответствии с существующими условиями и возможностями участников.
Роль МО в реализации социально значимого труда МО выполняют организационную, координирующую и стимулирующую функции в реализации социальных практик и проектов:
А) организационная составляющая проявлена: в организации просмотра фильмов на базе кинотеатров и учреждений культуры, расположенных на территории МО; в выстраивании взаимодействий с местными НКО, общественными организациями и объединениями, деятельность которых направлена на решение социально значимых задач и организацию молодежных волонтерских движений;
МО по запросу школ предоставляют актуальную информацию о планах развития и текущих социальных потребностях МО (благоустройство территорий, волонтерская адресная помощь ветеранам и пенсионерам, проведение культурных, досуговых мероприятий для различных групп населения, в том числе направленных на укрепление межнациональных (межэтнических) отношений и др.);
в обеспечении информационной поддержки процесса реализации социальных практик и проектов местными СМИ;
Б) координируя решение поставленных социально значимых задач, МО оказывает содействие школам и НКО, общественным организациям и объединениям при реализации социальных практик и проектов, согласовывает проведение мероприятий, отвечающих задачам плана развития МО;
В) стимулируя школы к реализации социальных практик и проектов, администрация МО отмечает деятельность наиболее активных обучающихся и педагогов, поощряя проявленную инициативу в решении социально значимых задач МО.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на следующих принципах:
публичности и открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды).
Администрация муниципального образования организует торжественное награждение сувенирной продукцией, предназначенной для популяризации нравственных качеств, положительных образов киногероев и продвижения смыслов фильмов, раскрывающих ценностные качества личности человека. Поддержка обучающихся, школьных классов может заключаться в сопровождении социально значимого труда, обеспечении их необходимыми ресурсами.
Тематическое планирование 8-А класс
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР |
Сентябрь |
1 | Киноурок «Отыщи моё сердце» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
2 | Самоанализ «Как я забочусь о природе» | Анкетирование, самоанализ | 1 |
3-4 | Социальная практика «Чистота - залог здоровья» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
Октябрь |
5 | Киноурок «Александр» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
6 | Самоанализ «Насколько я несу ответственность за свои поступки?» | Анкетирование, самоанализ | 1 |
7-8 | Социальная практика «Честь имею» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
Ноябрь |
9 | Киноурок «Где живёт любовь» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
10-12 | Социальная практика «Спешите дарить любовь!» | Выбор темы и проведение социальной практики | 3 |
Декабрь |
13 | Киноурок «Здесь есть душа» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
14 –16 | Социальная практика «Подари тепло» | Выбор темы и проведение социальной практики | 3 |
Январь |
17 | Киноурок «Город крылатого коня» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
18 – 19 | Социальная практика «Спешите дарить радость и вдохновение!» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
Февраль |
20 | Киноурок «Две девушки и скейтбордисты» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
21 | Самоанализ «Насколько я великодушен?» | Анкетирование, самоанализ | 1 |
22-23 | Социальная практика «Спешите дарить добро!» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
март |
24 | Киноурок «Письма» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
25 | Самоанализ «Насколько я чист душой?» | Анкетирование, самоанализ | 1 |
26-27 | Социальная практика «Любите ближнего своего как самого себя» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
апрель |
28 | Киноурок «Там, где мечтают медведи» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
29 | Самоанализ «Несу ли я ответственность перед миром и человечеством?» | Анкетирование, самоанализ | 1 |
30-31 | Социальная практика «Моя гражданская позиция» | Выбор темы и проведение социальной практики | 2 |
май |
32 | Киноурок «Крепость» | Просмотр и анализ фильма | 1 | https://lk.kinouroki.org |
33 | Социальная практика «Патриоты среди нас» | Выбор темы и проведение социальной практики | 1 |
34 | Итоговое анкетирование | Подведение итогов | 1 |
Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата изучения | Дополнительная информация |
По плану | По факту | |
1 | Киноурок «Отыщи моё сердце» | 1 | 05.09 | | |
2 | Самоанализ «Как я забочусь о природе» | 1 | 12.09 | | |
3 | Социальная практика «Чистота - залог здоровья» | 1 | 19.09 | | |
4 | Социальная практика «Чистота - залог здоровья» | 1 | 26.09 | | |
5 | Киноурок «Александр» | 1 | 03.10 | | |
6 | Самоанализ «Насколько я несу ответственность за свои поступки?» | 1 | 10.10 | | |
7 | Социальная практика «Честь имею» | 1 | 17.10 | | |
8 | Социальная практика «Честь имею» | 1 | 24.10 | | |
9 | Киноурок «Где живёт любовь» | 1 | 07.11 | | |
10 | Социальная практика «Спешите дарить любовь!» | 1 | 14.11 | | |
11 | Социальная практика «Спешите дарить любовь!» | 1 | 21.11 | | |
12 | Социальная практика «Спешите дарить любовь!» | 1 | 28.11 | | |
13 | Киноурок «Здесь есть душа» | 1 | 05.12 | | |
14 | Социальная практика «Подари тепло» | 1 | 12.12 | | |
15 | Социальная практика «Подари тепло» | 1 | 19.12 | | |
16 | Социальная практика «Подари тепло» | 1 | 26.12 | | |
17 | Киноурок «Город крылатого коня» | 1 | 09.01 | | |
18 | Социальная практика «Спешите дарить радость и вдохновение!» | 1 | 16.01 | | |
19 | Социальная практика «Спешите дарить радость и вдохновение!» | 1 | 23.01 | | |
20 | Киноурок «Две девушки и скейтбордисты» | 1 | 30.01 | | |
21 | Самоанализ «Насколько я великодушен?» | 1 | 06.02 | | |
22 | Социальная практика «Спешите дарить добро!» | 1 | 13.02 | | |
23 | Социальная практика «Спешите дарить добро!» | 1 | 20.02 | | |
24 | Киноурок «Письма» | 1 | 27.02 | | |
25 | Самоанализ «Насколько я чист душой?» | 1 | 06.03 | | |
26 | Социальная практика «Любите ближнего своего как самого себя» | 1 | 13.03 | | |
27 | Социальная практика «Любите ближнего своего как самого себя» | 1 | 20.03 | | |
28 | Киноурок «Там, где мечтают медведи» | 1 | 03.04 | | |
29 | Самоанализ «Несу ли я ответственность перед миром и человечеством?» | 1 | 10.04 | | |
30 | Социальная практика «Моя гражданская позиция» | 1 | 17.04 | | |
31 | Социальная практика «Моя гражданская позиция» | 1 | 24.04 | | |
32 | Киноурок «Крепость» | 1 | 15.05 | | |
33 | Социальная практика «Патриоты среди нас» | 1 | 22.05 | | |
34 | Итоговое анкетирование | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Официальный сайт «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru
Российская электронная школа: проект «Киноуроки в школах России» https://resh.edu.ru/special-course/kino
Научи хорошему - https://whatisgood.ru/