СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый счёт"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Весёлый счёт" формирует у школьников мыслительную деятельность, культуру умственного труда, развивает качество мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый счёт"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сарафановская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Сарафановская СОШ»)

Рассмотрено на заседании МС

учителей школы

Протокол № ____

«__» _________ 2021г.


«Утверждено» Директор школы

______ (Осколкова Н.Г.)

Приказ по школе

__ от «__»__________2023 г.




«Утверждено» Директор школы»

______ (Осколкова Н.Г.)

Приказ по школе

__ от «__»__________2021г.




                                            Программа курса внеурочной деятельности

«Весёлый счёт»  

для учащихся1-2 классов               

 Автор составитель:

Павлюченко Галина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

 





2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

            Программа «Веселый счёт» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

          Основные методы:

1.Словесный метод:

  • Рассказ  (специфика  деятельности учёных математиков, физиков),  беседа,    обсуждение   (информационных  источников, готовых сборников);

  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 2.Метод наглядности:

  • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • Тренировочные упражнения;

  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

          Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

          Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 8 лет в течение 2 лет и предназначена для учащихся начальной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной  мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

 Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 – формирование интеллектуальных умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Весёлый счёт».

Личностными   результатами  изучения  данного   факультативного   курса

 являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия: 

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  

  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать  правила   игры.  

  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

  • Включаться  в   групповую   работу.  

  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно,  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Возраст детей, участвующих в реализации программы, и режим занятий:

Программа «Весёлый счет» рассчитана на обучающихся 1 - 2 классов, 1 раз в неделю 1 класс (33 часа), 2 класс (34 часа). Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 класс - 45 минут.

Итоги реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Математический журнал» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной сложности).

1–ый год обучения (1 класс)

Содержание деятельности

1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения

конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

19. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

33. Итоговый урок

Календарно-тематическое планирование.

                  1 класс

            №

               

                   Темы

Кол-во часов

       Дата


план

факт

1

Математика — это интересно


1



2

Танграм: древняя китайская головоломка


1



3

Путешествие точки


1



4

Игры с кубиками

Праздник числа 10

1



5

Танграм: древняя китайская головоломка

1



6

Волшебная линейка

1



7

Праздник числа 10


1



8

Конструирование многоугольников из деталей танграма


1



9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1



10

Игры с кубиками

1



11-12



13


Конструкторы лего


Весёлая геометрия

2


1



14

Математические игры

1



15-16

«Спичечный» конструктор

2



17

Задачи-смекалки

1



18

Прятки с фигурами

1



19

Математические игры.


1



20

Числовые головоломки

1



21-22

Математическая карусель

2



23

Уголки

1



24

Игра в магазин. Монеты

1



25

Конструирование фигур из деталей танграма

1



26

Игры с кубиками

1



27

Математическое путешествие


1



28

Математические игры

1



29

Секреты задач


1



30

Математическая карусель

1



31

Числовые головоломки

1



32

Математические игры


1



33

Итоговый урок

1




2-ый год обучения (2 класс)

 Содержание  деятельности.

  1. Вводное занятие.

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт».

Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

  1. Весёлая нумерация.

         Упражнения на проверку знания  нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

  1. Отгадай – ка.

                Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

  1. Викторина.

Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».

  1. Геометрические фигуры.

                Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

  1. Математическая газета.

                Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).

  1. Подведение итогов решения задач, загадок и т.д. из математической газеты.

                Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю».

Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».

Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).

  1. Весёлые задачки.

                Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память).

  1. Таблица умножения на пальцах. 

                Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон».

Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение  игры «Телефон».

  1. Математическая газета.

                Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Таблицу знаю» (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения).

  1. Задачи, связанные с величинами. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания.         Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».

Практическая работа: Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр изученных ранее. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания.         Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.

  1. Математический КВН.

Практическая работа: математический КВН, подведение итогов  КВНа.

  1. Отгадывание ребусов.

                Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю»,  «Весёлый счёт» (в пределах 50).

  1. Числа великаны.

                Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».

Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

  1. Подведение итогов.


Тематическое планирование

2-ый год обучения (2 класс)

Календарно-тематическое планирование.

                 2 класс

            №

               

                   Темы

Вводное занятие (4 ч)

Кол-во часов

       Дата


план

факт

1

Вводное занятие.  

1



2

Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов.

1



3

Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение. Викторина. Игра «Весёлый счёт».

1



4

Геометрические фигуры.

1




Весёлая нумерация.   (2 ч).




5

Упражнения на проверку знания  нумерации

1



6

Задачи смекалки. Задача – шутка. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

1




Отгадай – ка.  (3 ч).




7

Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение.

1



8

Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки.

1



9

Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

1




Викторина.  (2 ч).




10

Викторина

1



11

Турнир «смекалистых».

1




Геометрические фигуры. (3 ч)




12

Составление геометрических фигур из частей

1



13

Задачи в стихах. Загадки. Задача – смекалка на изменение разности

1



14

Проект «Придумай фигуру»

1




Математическая газета (1 ч)




15

Математическая газета.  

1




Математический КВН. (1 ч).




16

Математический КВН.

1




Отгадывание ребусов.   (3 ч).




17

Отгадывание ребусов.         Составление ребусов.

1



18

Занимательные задачи в стихах.

1



19

Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».

1




Числа великаны.   (3 ч).




20

Экскурсия в парк.

1



21

Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов

1



22

Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

1




Подведение итогов. Изготовление журналов. (1ч).




23

Изготовление журналов

1




Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (1 ч).




24

Составление ребусов, математических загадок, задач.

1




Веселые задачки (2 ч)




25

Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты.

1



26

Логические упражнения на сравнение фигур. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

1




Таблица умножения на пальцах.  

( 2ч).




27

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу»

1



28

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» Игра «Телефон».

1




Математическая газета (1 ч).




29

Математическая газета

1




Задачи, связанные с величинами (1 ч)




30

Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Игра «Волшебный циферблат».

1




Наши итоги (4ч)




31

Олимпиада

1



32

Подведение итогов олимпиады. Работа над ошибками

1



33

Практическая работа

1



34

Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, , задачи составленные детьми взятые из жизни). Подведение итогов. Награждение.

1






Список использованной литературы
1. О.П.Зайцева “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребёнка” //Начальная школа, № 1, 2001 г.
2. Т. Иванова “Устный счёт” // Начальная школа, 1999 г.
3. Т.С. Мишенева “Приемы организации устного счета” // Начальная школа, № 12, 1995 г.
4. В.А. Клименкова “Для устного счета” // Начальная школа, № 5, 1994 г


Электронные ресурсы:

1.http://www.nachalka.com/bibl ioteka

2.Учи.ру https://uchi.ru/teachers/class

3. https://www.yaklass.ru