РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тульская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Урусовский центр образования им. Н.М.Пожарского»
(МОУ «Урусовский ЦО им. Н.М.Пожарского»)
301324, Тульская обл., Веневский р-он, с Урусово, д.1
тел./факс 8(48745)2-46-14, e-mail: MOUUrusovo@tularegion.org
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МОУ «Урусовский ЦО им Н.М. Пожарского» Протокол № __ от «____» _______ 2023 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ А.А. Шевченко Приказ № _____ от ______2023 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 7 класса
«Тульский край в цифрах и математических задачах»
Автор проекта:
Е.Н. Шарифулина, учитель математики,
руководитель школьного историко – краеведческого музея
с. Урусово 2023 г.
Аннотация
Программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Тульский край в цифрах и математических задачах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При разработке рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Тульский край в цифрах и математических задачах» , использован проект «Инновационные подходы к организации использования материалов и экспозиций школьного музея в современной образовательной среде», разработанный с учетом особенностей основного общего образования, возможностей применения музейных экспозиций и выставок, а так же ИКТ в реализации проектной деятельности школьников. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьников 7 классов.
Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с проведением занятий по внеурочной деятельности по программе «Тульский край в цифрах и математических задачах», имеет краеведческую направленность.
Цель курса – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний с использованием материалов школьного историко- краеведческого музея, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
• формировать у школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего села Урусово, Веневского района, Тульской области; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие сел Веневского района, Тульской области и страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по математической грамотности.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым села Урусово, а так же близь лежащих ныне существующих и исчезнувших населённых пунктах Веневского района, Тульской области с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения села Урусово. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами Венёвского района Тульской области.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего села, встречам с ветеранами, труда.
Программа является многоплановой и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно ,которому выбираются методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Веневского района, Тульской области;
- решение заданий и задач по различным темам;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• заострение внимания на тех отношениях школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Тульский край в цифрах и математических задачах» в учебном плане
Общий объём учебного времени составляет 34 часа ( 1 раз в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу;
понимания необходимости учения;
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
Регулятивные универсальные учебные действия :
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно;
работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию;
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
учиться критически относиться к собственному мнению;
понимать и принимать позицию другого человека;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
7 класс
Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живет шестиклассник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Тематическое распределение часов в 7 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
| Введение | 1 |
| «Артиллерия в битве за Москву. Освобождение Тулы и Венёва, Венёвского района от немецко – фашистских захватчиков» | 3 |
| История одной находки ( про сапёрную лопатку) | 3 |
| Сельское хозяйство на Урусовской земле: от лопаты и плуга до трактора и современного комбайна | 6 |
| «Великая Отечественная война в математических задачах и цифрах» Рос РРоссия. | 14 |
| Практическая работа : - с архивными данными; - с экспонатами; - на местности; - в социуме и тд | 4 |
| Создание и защита собственных проектов по тематике курса, с использованием краеведческого материала | 3 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Примечание |
план | факт |
| Введение | 1 | | | |
| «Я приглашаю вас в музей!» | 1 | | | Краеведческая викторина,тест |
| «Артиллерия в битве за Москву. Освобождение Венёвского района от немецко – фашистских захватчиков» | 3 | | | |
| Артиллерия в битве за Москву (начало ) | 1 | | | Задача №1 |
| Артиллерия в битве за Москву и Тулу (продолжение, Оборона Тулы) | 1 | | | Задача №2 |
| Битва за Москву ( окончание, 9 декабря – день освобождения Венёва и Венёвского района от немецко – фашистских захватчиков) | 1 | | | Задача №3 |
| История одной находки (про сапёрную лопатку) | | | | |
| Сапёрная лопатка, как часть вооружения бойца в Великую Отечественную войну | | | | Задача №1 |
| Сапёрная лопатка. История экспоната. Применение в современных условиях жизни | | | | Задача №2 |
| Нестандартное использование сапёрной лопатки на практике | | | | Задача №3 |
| Сельское хозяйство на Урусовской земле: от лопаты и плуга до трактора и современного комбайна | 6 | | | |
| Знатные хлеборобы и земледельцы – наши земляки. | 1 | | | Задача на внимательность |
| Сельское хозяйство СССР: сравнительная характеристика (знакомство с таблицами) | 1 | | | Задача №1 |
| Сельское хозяйство СССР: сравнительная характеристика (составление с использованием данных) | 1 | | | Задача №1(продолжение) |
| Сельское хозяйство СССР: сравнительная характеристика (заполнение таблиц) | 1 | | | Задача №2 |
| Сельское хозяйство СССР: сравнительная характеристика (работа с таблицами) | 1 | | | Задача № 3 |
| Сельское хозяйство СССР: сравнительная характеристика (заключительное занятие по разделу) | 1 | | | Задача №3 (продолжение) |
| «Великая Отечественная война в математических задачах и цифрах» | 14 | | | |
| Про «Катюшу» и «Гаубицу М30» | 1 | | | Задача №1 |
| Герой Советского Союза Н.М. Пожарский (1) | 1 | | | Задача№2 |
| Герой Советского Союза Н.М. Пожарский (2) | 1 | | | Задача №3 |
| Город – герой Москва | 1 | | | Задача №4 |
| Город-герой Ленинград (Санкт-Петербург) | 1 | | | Задача №5 |
| Битва за Москву | 1 | | | Задача №6 |
| Надёжный тыл – успешная составляющая Победы | 1 | | | Задача №7 |
| Что такое «оборонительные сооружения»? | 1 | | | Задача №8 |
| Про винтовку Мосина и пулю к ней (1) | 1 | | | Задача №9 |
| Про винтовку Мосина и пулю к ней (2) | 1 | | | Задача №10 |
| Про офицерский планшет (1) | 1 | | | Задача №11 |
| Про офицерский планшет (2) | 1 | | | Задача №12 |
| Про офицерский планшет (3) | 1 | | | Задача №13 |
| Про офицерский планшет | 1 | | | Задача №14 |
| Практическая работа | 4 | | | |
| Работа с архивными данными | 1 | | | |
| Работа с экспонатами | 1 | | | |
| Работа на местности (поисковоисследовательская) | 1 | | | |
| Работа в социуме | 1 | | | |
| Создание и защита собственных проектов по тематике курса, с использованием краеведческого материала | 3 | | | |
| Создание собственных проектов по тематике курса, с использованием краеведческого материала | 1 | | | |
| Создание собственных проектов по тематике курса, с использованием краеведческого материала | 1 | | | |
| Итоговое занятие. Защита проектов | 1 | | | |