СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Цель программы «Волшебный карандаш» – развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования. Совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала.

 Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"»

Пояснительная записка

 « Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

         Все дети способны, они рисуют, любят фантазировать. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, который оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Дополнительные занятия по изобразительной деятельности развивают у детей образные художественные представления, творческое начало, воспитывают художественный вкус.     

       Цель программы «Волшебный карандаш» – развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования. Совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.


Программа «Волшебный карандаш» направлена на реализацию следующих задач:    

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;

  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;

  • влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;

  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;

  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;

  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

  • формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формировать художественно - творческую активность школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

  • освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

  • освоение простейших технологий дизайна и оформления;

  • воспитание зрительской культуры.

       Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира

Актуальность программы в том, что она направлена на раскрытие, формирование на развитие у детей младшего школьного возраста художественных способностей, познавательной и творческой активности.

        В ходе изобразительной деятельности дети знакомятся с различными терминами и понятиями из области искусства, приемами изобразительной деятельности, учатся определять и классифицировать цвета, видеть гармоничные цветовые сочетания, чувствовать форму, отмечать пространственное положение предметов. Рисуя, дети учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

1.3. Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.

1.4. Количество часов

Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

Занятия построены следующим образом:

1) Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2) Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

3) Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.

4) Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников.

2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Требования к результатам освоения программы «Волшебный карандаш»

Предметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш» является формирование следующих знаний и умений.

научаться:

1-2 классы

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

3 классы

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком­позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази­тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра­жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози­ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр­морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос­вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре­лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

4классы

-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;

цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию по выставке работ .


Личностными результатами изучения программы «Волшебный карандаш» является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш»» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться работать по предложенному плану;

  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • уметь слушать и понимать речь других;

  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;

  • учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Формы и методы оценки результатов.

Результаты работы могут быть представлены в форме

-коллективных выставок творческих работ,

-итоговых занятий,

-игровых мероприятий,

-участия в школьных и районных конкурсах творческих работ.

Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.


Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности

1 класс


Содержание учебного курса

Формы организации

Основные виды учебной деятельности

Наблюдаем и изображаем осень.

Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого.

В чем красота зимы? 

Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи.

Мы и наши друзья. 

Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение передавать в рисунках пространство, правильно располагать лист бумаги, быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных.

Какого цвета весна и лето?

Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки. 


Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии).



Тематическое распределение часов.

п/п

Тема занятий

Дата

Примечание

Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)

1

Введение в предмет. Все дети любят рисовать



2

Мы знакомимся с волшеб­ными красками


3

Какого цвета осенняя лист­ва? Коллективная работа «Де­рево в осеннем убранстве»


4

Осенний букет


5

Ветер в осеннем лесу


6

Осень — пора плодородия. Овощи


7

Осень - пора плодородия. Фрукты


В чем красота зимы?(7часов)

 

8

Мы готовимся к зиме



9

Коллективная работа «Первый снег»


10

Наши зимние забавы


11

Наши зимние забавы


12

Морозные узоры


13

Морозные узоры


14

Коллективная работа «Зимний день на природе»


Мы и наши друзья. (10 часов)

 

15

Мы в цирке


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Мир нашего аквариума. Красивые рыбы


17

Мир нашего аквариума. Подводный мир


18

Домик для собачки


19

Учимся делать из бумаги собачку


20

Сделаем подарок нашим папам


21

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка»


22

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет»


23

Лепим любимых живот­ных. Ох уж эти кошки!


24

Мы рисуем своих друзей


Какого цвета весна и лето?(9 часов)

 

25

Какого цвета небо?



26

Деревья проснулись


27

Деревья любуются своим отражением


28

Красота природы


29

Мы изображаем весенние цветы


30

Аппликация «Разноцвет­ные букашки»


31

Коллективная работа «Та­нец бабочек-красавиц»


32

Здравствуй, лето! Итого­вый урок в форме игры-путешествия


33

Экскурсия на природу


 

итого

33

 

 

 

Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности

2 класс


Содержание учебного курса

Формы организации

Основные виды учебной деятельности

Чем и как работают художники (8 часов).

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение использовать выразительные возможности художественные материалы: красками, пастелью, бумагой, пластилином.

Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным, фантазировать в создании предметов, видеть красоту в природе.


О чем говорит искусство(9 часов).

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. .Изображение доброго и злого воина..Изображение противопо ложных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников. Аппликация.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение выражать свое отношение к тому, что изображается в практической работе, воспринимать оттенки чувств, характер изображаемого животного и человека, проявлять фантазию при выполнении творческой работы.

Как говорит искусство (9часов ).

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Изображение угасающего костра, "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение выражать в цвете настроение, характер предметов, применять законы композиции, ритма и пропорции в изображении объектов.


Тематическое распределение часов.

 

п/п

Содержание тематического блока

Дата

Примечания

Чем и как работают художники?(8 часов).

1

Гуашь. Цветочная поляна



2

Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия


3

Восковые мелки. Букет осени


4

Восковые мелки. Букет осени


5

Аппликация из осенних листье


6

Аппликация «Осенний ко­вер» (коллективная работа)


7

Графические материалы. Волшебный цветок


8

Пластилин. Древний мир


Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

9

Изображение и реальность. Птицы родного края


 

 

 

 

 

 

 

 

10

Изображение и фантазия.


11

Изображение и фантазия. Сказочная птица


12

Украшение и реальность. Паутинка


13

Украшение и фантазия. Кружева


14

Постройка и реальность. Мой дом


15

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллек­тивная работа)


16

Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы)


О чем говорит искусство? ( 9 часов).

17

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море



18

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных


19

Образ человека и его харак­тер (женский образ)


20

Образ человека и его харак­тер (в объеме, женский образ)


21

Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ)


22

Выражение характера чело­века через украшение


23

Выражение намерений че­ловека через конструкцию и декор


24

Выражение намерений че­ловека через конструкцию и декор (сказочный флот)


25

Обобщение темы. Космическое путешествие


Как говорит искусство?(9 часов).

26

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета



27

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами.


28

Цвет как средство выраже­ния. Автопортрет в теплых тонах.


29

Цвет как средство выраже­ния. Автопортрет в холодных тонах.


30

Цвет как средство выраже­ния. Портрет друга.


31

Линия как средство выраже­ния. Изображение ветки.


32-33

Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллек­тивная работа)


34

Итоговый урок года.


 

итого

34

 

 Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности

3 класс


Содержание учебного курса

Формы организации

Основные виды учебной деятельности

Искусство в твоем доме (8 часов).

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению посуды : Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной открытки Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение придумывать, конструировать и украшать игрушки, лепить посуду, выполнять эскиз и роспись платка, обоев и штор; выполнять иллюстрации к книге, изготавливать открытку.


Искусство на улицах твоего города (7 часов).

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, каким им быть.

Узорные ограды в родной деревне, деревянный ажур наличников.

Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.

Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками людей, деревьями.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение проектировать свой парк, украшать его ажурными оградами и фонарями; оформлять витрину магазина. Умение видеть образ в форме машины.


Художник и зрелище (9 часов).

Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища.

Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.

Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.

Значение афиши и плаката. Шрифт.

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения : панно, транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение создавать атмосферу праздника в рисунке циркового представления, подбирать яркие цвета красок, владеть навыком смешивания красок,видеть образ, стоящий за маской, правильно оформить афишу к заданной теме спектакля.


Художник и музей (10 часов).

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.

Что такое картина? Картина-пейзаж.. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.

Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение.

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Пластилин.

Организация выставки лучших работ за год « Искусство вокруг нас». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение представлять и рисовать музейный интерьер, выражать в пейзаже настроение; выражать свое отношение к проблеме экологии в творческом задании (плакат);передавать характер и особенности человека при выполнении портрета; работать в жанре натюрморта.

 

.




Тематическое распределение часов

 

 

п/п

Тема занятий

Дата

Примечания

Искусство в твоем доме (8 часов).

1

Твои игрушки придумал художник

05.09

 

2

Посуда у тебя дома

12.09

3

Мамин платок

19.09

4

Обои и шторы в твоем доме

26.09

5

Твои книжки

03.10

6-7

Народные промыслы. Городец

10.10

17.10

8

Что сделал художник в нашем доме. Дизайн

24.10

Искусство на улицах твоей деревни (7 часов).

9

Геометрический орнамент

07.11

 

 

 

 

10

Растительный орнамент

14.11

11

Ажурные ограды

21.11

12

Наличники на окнах

28.11

13

Национальные костюмы

05.12

14

Маски

12.12

15

Домашние животные

19.12

Художник и зрелище (9 часов).

16

17

Народные промыслы.

Гжель

09.01

16.01

 

18

Сказочные домики

23.01

19

Рисуем бабочек для украшения

30.01

20-21

Рисование по теме: «Мечты о лете!»

06.02

13.02

22-23

Афиша и плакат

20.02

27.02

24

Школьный праздник-карнавал

06.03

Художник и музей (10 часов).

25

Кляксография.

13.03

 

 

26-27

Волшебные нитки. Картина-пейзаж

20.03

03.04

28

Выдувание.

10.04

29-30

Картина-портрет

17,24.04

31

Рисование по теме: «Победа!»

08.05

32

Пальчиковая живопись

15.05

33

Беседа о экологических проблемах окружающей среды.

«Мир вокруг нас»

22.05

34

Художественная выставка-отчет

«Искусство вокруг нас»

29.05


итого

34

 

 



 Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности

4 класс


Содержание учебного курса

Формы организации

Основные виды учебной деятельности

Истоки родного искусства (8 часов).

Знакомство с истоками родного искусства В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Красота природы в произведениях русской живописи. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.

Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение.

У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Выставка творческих работ.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека;

проводить экскурсию по выставке работ.

 

Древние города нашей земли ( 8 час).

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек).

Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад.

Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Игра-викторина «Древние города нашей земли». 

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение цветом передавать пространственные планы; передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

 


Каждый народ – художник (10 часов).

Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы.

Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.

Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.

Особое значение искусства Древней Греции.

Образ греческой природы.

Игра – викторина «Каждый народ художник» (обобщение тем)


Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого.


 Искусство объединяет народы ( 8час).

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Изображение страдания в искусстве.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Тема детства. Юности в искусстве.

Итоговая выставка работ.

Парная, групповая.

индивидуальная, фронтальная.


Умение передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

 

.



Тематическое распределение часов

 

п/п

Тема занятий

Дата

Примечания

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.



2

Пейзаж родной земли. Осень


3

Гармония жилья с природой


4

Образ красоты человека. Добрый молодец.


5

Образ красоты человека. Русская красавица.


6

Народные праздники. Ярмарка.

 


7

Народные праздники.Сабантуй.

 


8

Выставка творческих работ

 


Древние города нашей земли ( 8 часов).

9

Древнерусский город – крепость


 

10

Древние соборы


11

Древний город и его жители


12

Древнерусские воины-защитники


13

Города Русской земли


14

Узоречье теремов


15

Праздничный пир в теремных палатах


16

Игра-викторина «Древние города нашей земли»

 


Каждый народ – художник (10 часов).

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Китая


19

Искусство народов гор и степей


20

Искусство народов гор и степей Постройки.


21

Образ художественной культуры Средней Азии


22

Образ художественной культуры Средней Азии. Город в пустыне.


23

Образ художественной культуры Древней Греции


24

Образ художественной культуры Древней Греции. Природа.


25

Образ художественной культуры средневековой западной Европы


26

Многообразие художественных культур в мире

Игра-викторина « «Каждый народ художник»


Искусство объединяет народы ( 8 часов).

27

Все народы воспевают материнство


 

28

Все народы воспевают мудрость старости


29-30

Сопереживание – великая тема искусства


31

Герои, борцы и защитники


32

Герои, борцы и защитники. Тема героя в искусстве разных народов.


33

Юность и надежды


34

Искусство народов мира (обобщение)


 

итого

34





Рекомендации материально-технического оснащения программы «Волшебный карандаш».

Для организации и проведения занятий необходимы следующие условия:

- материально-технические:

- мультимедийный проектор, ноутбук,

- иллюстрации различных картин,

- магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации,

- альбомы…

-пластилин


ЛИТЕРАТУРА


1. Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.


2. Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 1996.


3. Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.


4. Романова И.М., Искусство Жостова.- М: Россия, 2001.


5. Семёнова О.А. Иван Билибин.- М:Детская литература, 1999.


6. Журнал «Искусство в школе».


7. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.


8. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.- Илекса: Ставрополь, 2004.


. Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru









АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

ИМЕНИ Г.И. ЩЕДРИНА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

_________________________________________________________________

ул.Г.Гасанова 10, г. Дербент, РД 368600 [email protected]








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебный карандаш»

Направление «Художественно-эстетическое»

для 1-4 классов



Составитель:

учитель изобразительного искусства Абдуллаева Светлана Иминуллаевна




2023