Пояснительная записка
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Все дети способны, они рисуют, любят фантазировать. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, который оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Дополнительные занятия по изобразительной деятельности развивают у детей образные художественные представления, творческое начало, воспитывают художественный вкус.
Цель программы «Волшебный карандаш» – развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования. Совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Программа «Волшебный карандаш» направлена на реализацию следующих задач:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
воспитание зрительской культуры.
Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира
Актуальность программы в том, что она направлена на раскрытие, формирование на развитие у детей младшего школьного возраста художественных способностей, познавательной и творческой активности.
В ходе изобразительной деятельности дети знакомятся с различными терминами и понятиями из области искусства, приемами изобразительной деятельности, учатся определять и классифицировать цвета, видеть гармоничные цветовые сочетания, чувствовать форму, отмечать пространственное положение предметов. Рисуя, дети учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Занятия построены следующим образом:
1) Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2) Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
3) Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
4) Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Требования к результатам освоения программы «Волшебный карандаш»
Предметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш» является формирование следующих знаний и умений.
научаться:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 классы
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
4классы
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ .
Личностными результатами изучения программы «Волшебный карандаш» является формирование следующих умений:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш»» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы и методы оценки результатов.
Результаты работы могут быть представлены в форме
-коллективных выставок творческих работ,
-итоговых занятий,
-игровых мероприятий,
-участия в школьных и районных конкурсах творческих работ.
Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.
Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности
1 класс
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Наблюдаем и изображаем осень. Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого. |
В чем красота зимы? Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи. |
Мы и наши друзья. Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение передавать в рисунках пространство, правильно располагать лист бумаги, быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных. |
Какого цвета весна и лето? Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии). |
Тематическое распределение часов.
№ п/п | Тема занятий | Дата | Примечание |
Наблюдаем и изображаем осень (7 часов) |
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать | | |
2 | Мы знакомимся с волшебными красками | |
3 | Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве» | |
4 | Осенний букет | |
5 | Ветер в осеннем лесу | |
6 | Осень — пора плодородия. Овощи | |
7 | Осень - пора плодородия. Фрукты | |
В чем красота зимы?(7часов) |
8 | Мы готовимся к зиме | | |
9 | Коллективная работа «Первый снег» | |
10 | Наши зимние забавы | |
11 | Наши зимние забавы | |
12 | Морозные узоры | |
13 | Морозные узоры | |
14 | Коллективная работа «Зимний день на природе» | |
Мы и наши друзья. (10 часов) |
15 | Мы в цирке | | |
16 | Мир нашего аквариума. Красивые рыбы | |
17 | Мир нашего аквариума. Подводный мир | |
18 | Домик для собачки | |
19 | Учимся делать из бумаги собачку | |
20 | Сделаем подарок нашим папам | |
21 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка» | |
22 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет» | |
23 | Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! | |
24 | Мы рисуем своих друзей | |
Какого цвета весна и лето?(9 часов) |
25 | Какого цвета небо? | | |
26 | Деревья проснулись | |
27 | Деревья любуются своим отражением | |
28 | Красота природы | |
29 | Мы изображаем весенние цветы | |
30 | Аппликация «Разноцветные букашки» | |
31 | Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц» | |
32 | Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия | |
33 | Экскурсия на природу | |
| итого | 33 |
Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности
2 класс
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Чем и как работают художники (8 часов). Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение использовать выразительные возможности художественные материалы: красками, пастелью, бумагой, пластилином. |
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов). Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти). | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным, фантазировать в создании предметов, видеть красоту в природе. |
О чем говорит искусство(9 часов). Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. .Изображение доброго и злого воина..Изображение противопо ложных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников. Аппликация. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение выражать свое отношение к тому, что изображается в практической работе, воспринимать оттенки чувств, характер изображаемого животного и человека, проявлять фантазию при выполнении творческой работы. |
Как говорит искусство (9часов ). Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра, "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение выражать в цвете настроение, характер предметов, применять законы композиции, ритма и пропорции в изображении объектов. |
Тематическое распределение часов.
№ п/п | Содержание тематического блока | Дата | Примечания |
Чем и как работают художники?(8 часов). |
1 | Гуашь. Цветочная поляна | | |
2 | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия | |
3 | Восковые мелки. Букет осени | |
4 | Восковые мелки. Букет осени | |
5 | Аппликация из осенних листье | |
6 | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) | |
7 | Графические материалы. Волшебный цветок | |
8 | Пластилин. Древний мир | |
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов). |
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края | | |
10 | Изображение и фантазия. | |
11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | |
12 | Украшение и реальность. Паутинка | |
13 | Украшение и фантазия. Кружева | |
14 | Постройка и реальность. Мой дом | |
15 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | |
16 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы) | |
О чем говорит искусство? ( 9 часов). |
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | |
19 | Образ человека и его характер (женский образ) | |
20 | Образ человека и его характер (в объеме, женский образ) | |
21 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) | |
22 | Выражение характера человека через украшение | |
23 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | |
24 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот) | |
25 | Обобщение темы. Космическое путешествие | |
Как говорит искусство?(9 часов). |
26 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета | | |
27 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами. | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых тонах. | |
29 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в холодных тонах. | |
30 | Цвет как средство выражения. Портрет друга. | |
31 | Линия как средство выражения. Изображение ветки. | |
32-33 | Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | |
34 | Итоговый урок года. | |
| итого | 34 |
Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности
3 класс
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Искусство в твоем доме (8 часов). Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению посуды : Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной открытки Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение придумывать, конструировать и украшать игрушки, лепить посуду, выполнять эскиз и роспись платка, обоев и штор; выполнять иллюстрации к книге, изготавливать открытку. |
Искусство на улицах твоего города (7 часов). Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, каким им быть. Узорные ограды в родной деревне, деревянный ажур наличников. Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками людей, деревьями. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение проектировать свой парк, украшать его ажурными оградами и фонарями; оформлять витрину магазина. Умение видеть образ в форме машины. |
Художник и зрелище (9 часов). Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. Значение афиши и плаката. Шрифт. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения : панно, транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение создавать атмосферу праздника в рисунке циркового представления, подбирать яркие цвета красок, владеть навыком смешивания красок,видеть образ, стоящий за маской, правильно оформить афишу к заданной теме спектакля. |
Художник и музей (10 часов). Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Что такое картина? Картина-пейзаж.. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н Рериха, А Куинджи, В Ван Гога. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Пластилин. Организация выставки лучших работ за год « Искусство вокруг нас». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение представлять и рисовать музейный интерьер, выражать в пейзаже настроение; выражать свое отношение к проблеме экологии в творческом задании (плакат);передавать характер и особенности человека при выполнении портрета; работать в жанре натюрморта. . |
Тематическое распределение часов
№ п/п | Тема занятий | Дата | Примечания |
Искусство в твоем доме (8 часов). |
1 | Твои игрушки придумал художник | 05.09 | |
2 | Посуда у тебя дома | 12.09 |
3 | Мамин платок | 19.09 |
4 | Обои и шторы в твоем доме | 26.09 |
5 | Твои книжки | 03.10 |
6-7 | Народные промыслы. Городец | 10.10 17.10 |
8 | Что сделал художник в нашем доме. Дизайн | 24.10 |
Искусство на улицах твоей деревни (7 часов). |
9 | Геометрический орнамент | 07.11 | |
10 | Растительный орнамент | 14.11 |
11 | Ажурные ограды | 21.11 |
12 | Наличники на окнах | 28.11 |
13 | Национальные костюмы | 05.12 |
14 | Маски | 12.12 |
15 | Домашние животные | 19.12 |
Художник и зрелище (9 часов). |
16 17 | Народные промыслы. Гжель | 09.01 16.01 | |
18 | Сказочные домики | 23.01 |
19 | Рисуем бабочек для украшения | 30.01 |
20-21 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | 06.02 13.02 |
22-23 | Афиша и плакат | 20.02 27.02 |
24 | Школьный праздник-карнавал | 06.03 |
Художник и музей (10 часов). |
25 | Кляксография. | 13.03 | |
26-27 | Волшебные нитки. Картина-пейзаж | 20.03 03.04 |
28 | Выдувание. | 10.04 |
29-30 | Картина-портрет | 17,24.04 |
31 | Рисование по теме: «Победа!» | 08.05 |
32 | Пальчиковая живопись | 15.05 |
33 | Беседа о экологических проблемах окружающей среды. «Мир вокруг нас» | 22.05 |
34 | Художественная выставка-отчет «Искусство вокруг нас» | 29.05 |
| итого | 34 |
Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности
4 класс
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Истоки родного искусства (8 часов). Знакомство с истоками родного искусства В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Красота природы в произведениях русской живописи. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение. У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Выставка творческих работ. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве; делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека; проводить экскурсию по выставке работ. |
Древние города нашей земли ( 8 час). Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек). Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры. Игра-викторина «Древние города нашей земли». | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение цветом передавать пространственные планы; передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета. |
Каждый народ – художник (10 часов). Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы. Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Игра – викторина «Каждый народ художник» (обобщение тем) | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого. |
Искусство объединяет народы ( 8час). У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты. Изображение страдания в искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Тема детства. Юности в искусстве. Итоговая выставка работ. | Парная, групповая. индивидуальная, фронтальная. | Умение передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета. . |
Тематическое распределение часов
№ п/п | Тема занятий | Дата | Примечания |
Истоки родного искусства (8 часов) |
1 | Пейзаж родной земли. | | |
2 | Пейзаж родной земли. Осень | |
3 | Гармония жилья с природой | |
4 | Образ красоты человека. Добрый молодец. | |
5 | Образ красоты человека. Русская красавица. | |
6 | Народные праздники. Ярмарка. | |
7 | Народные праздники.Сабантуй. | |
8 | Выставка творческих работ | |
Древние города нашей земли ( 8 часов). |
9 | Древнерусский город – крепость | | |
10 | Древние соборы | |
11 | Древний город и его жители | |
12 | Древнерусские воины-защитники | |
13 | Города Русской земли | |
14 | Узоречье теремов | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах | |
16 | Игра-викторина «Древние города нашей земли» | |
Каждый народ – художник (10 часов). |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Китая | |
19 | Искусство народов гор и степей | |
20 | Искусство народов гор и степей Постройки. | |
21 | Образ художественной культуры Средней Азии | |
22 | Образ художественной культуры Средней Азии. Город в пустыне. | |
23 | Образ художественной культуры Древней Греции | |
24 | Образ художественной культуры Древней Греции. Природа. | |
25 | Образ художественной культуры средневековой западной Европы | |
26 | Многообразие художественных культур в мире Игра-викторина « «Каждый народ художник» | |
Искусство объединяет народы ( 8 часов). |
27 | Все народы воспевают материнство | | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости | |
29-30 | Сопереживание – великая тема искусства | |
31 | Герои, борцы и защитники | |
32 | Герои, борцы и защитники. Тема героя в искусстве разных народов. | |
33 | Юность и надежды | |
34 | Искусство народов мира (обобщение) | |
| итого | 34 |
Рекомендации материально-технического оснащения программы «Волшебный карандаш».
Для организации и проведения занятий необходимы следующие условия:
- материально-технические:
- мультимедийный проектор, ноутбук,
- иллюстрации различных картин,
- магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации,
- альбомы…
-пластилин
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.
2. Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 1996.
3. Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.
4. Романова И.М., Искусство Жостова.- М: Россия, 2001.
5. Семёнова О.А. Иван Билибин.- М:Детская литература, 1999.
6. Журнал «Искусство в школе».
7. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.
8. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.- Илекса: Ставрополь, 2004.
. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
ИМЕНИ Г.И. ЩЕДРИНА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
_________________________________________________________________
ул.Г.Гасанова 10, г. Дербент, РД 368600 [email protected]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
Направление «Художественно-эстетическое»
для 1-4 классов
Составитель:
учитель изобразительного искусства Абдуллаева Светлана Иминуллаевна
2023