СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экскурсии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочнойс деятельности "Экскурсии" для обучающихся 6-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экскурсии"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Управление образования Красносулинского района

МБОУ Табунщиковская СОШ





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС Педагогический совет Директор школы

Братусь Е.Н.__________ Ординарцева И.В.________

Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 101

от 26.08.2024 г. от 29.08.2024 г. от 30.08.2024 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКСКУРСИИ»







  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Стандарта второго поколения и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 6- 8 классов, осуществляется в рамках исследовательской деятельности на занятиях по внеурочной деятельности и рассчитана на 3 часа в неделю.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Экскурсии» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы:

1. формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации

сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе

общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и

стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как

условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

 Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;

 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

 Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные УУД:

 Принимать и сохранять учебную задачу;

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 Адекватно воспринимать оценку учителя;

 Различать способ и результат действия;

 Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

 В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

 Ориентироваться в музеях и памятных местах родного города.

 Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

 Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;

 Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

 Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

 Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

 Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

 Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;

 Представлять логику развития культурного наследия родного края;

 Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

 Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

 Задавать вопросы;

 Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

 Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Предметные результаты изучения курса:

У ученика будут сформированы:

 Умения строить рассуждения в устной и письменной форме;

 В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;

 Опыт проектной деятельности;

 Опыт проведения виртуальной экскурсии для учащихся и родителей.




Содержание программы:

6 класс

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности

2. РАЙОН, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (17 часов)

Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашем районе»: время образования, знакомые незнакомые улицы.

Составление маршрута экскурсии «Мой родной посёлок»

Экскурсия по посёлку «Мой посёлок»

Экскурсия в АО «Табунщиковский» профессия – механизатор

Сбор материала о достопримечательностях села

Экскурсия в сельскую библиотеку

Устный рассказ по фотографиям по итогам экскурсии.

3. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ (9 часов)

Виртуальная экскурсия «Когда и как появился наш район»

Познавательная экскурсия в Октябрьский аграрно-технологический техникум

Устный рассказ по итогам экскурсии

4. ИСТОРИИ НЕИЗГЛАДИМЫЕ СТРОКИ (12 часов)

Виртуальная экскурсия «Традиции и народ нашего края»

Экскурсия в эколого-исторический музей

Просмотр фильма о местных традициях

Проект «Донские традиции в моей семье»

5. ИСТОРИЯ В СТЕПИ (12 часов)

Рассказ «Мои любимые места в районе(селе)»

Экскурсия в «Горненский заказни»

Экскурсия к водоемам родного села

Проект-сочинение «Почему я люблю свой посёлок»

6. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (18 часов)

Виртуальная экскурсия по предприятиям города

Экскурсия на швейную фабрику ИП «Топольский»

Экскурсия в почтовое отделения села Табунщиково

Экскурсия в дом культуры «СДК Табунщиковский»

Виртуальная экскурсия «Мир профессий»

Проект «Профессия, которой я горжусь» (о профессиях своих ближайших родственников)


7. МИРНОЕ НЕБО (27 часов)

«Полет к звездам» устный журнал о космонавтах.

Просмотр фильма об освоении космоса

Проект «Космонавты нашего района»

Виртуальная экскурсия в парк «Победа»

«Поклонимся Великим тем годам…» устный журнал о ВОВ

Просмотр фильма о ВОВ

Посещение ветеранов, вдов, детей ВОВ.

Проект «Бессмертный полк»

Проект «Праздник Великой Победы в моей семье»

8. «ЭКСКУРСОВОД» (5 часа)

Проект ««Я приглашаю вас на экскурсию!»


Содержание программы:

7- 8 класс


  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности

  1. РАЙОН, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (13 часов)


Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашем районе»: время образования, знакомые незнакомые улицы.

Составление маршрута экскурсии «Мой родной посёлок»

Экскурсия по посёлку «Мой посёлок»

Экскурсия в АО «Табунщиковский» профессия – механизатор

Сбор материала о достопримечательностях села

Экскурсия в сельскую библиотеку

Устный рассказ по фотографиям по итогам экскурсии.


  1. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ (9 часов)

Виртуальная экскурсия «Когда и как появился наш район»

Познавательная экскурсия в Октябрьский аграрно-технологический техникум

Устный рассказ по итогам экскурсии

  1. ИСТОРИИ НЕИЗГЛАДИМЫЕ СТРОКИ (9 часов)

Виртуальная экскурсия «Традиции и народ нашего края»

Экскурсия в эколого-исторический музей

Просмотр фильма о местных традициях

Проект «Донские традиции в моей семье»

  1. ИСТОРИЯ В СТЕПИ (12 часов)

Рассказ «Мои любимые места в районе(селе)»

Экскурсия в «Горненский заказни»

Экскурсия к водоемам родного села

Проект-сочинение «Почему я люблю свой посёлок»

6. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (15 часов)

Виртуальная экскурсия по предприятиям города

Экскурсия в ГБПОУ РО "Дон-Текс" г.Шахты

Экскурсия в "Шахтинский политехнический колледж"

Экскурсия в Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики имени академика П. И. Степанова

Проект «Профессия, которой я горжусь» (о профессиях своих ближайших родственников)

7. МИРНОЕ НЕБО (27 часов)

«Полет к звездам» устный журнал о космонавтах.

Просмотр фильма об освоении космоса

Проект «Космонавты нашего района»

Виртуальная экскурсия в парк «Победа»

«Поклонимся Великим тем годам…» устный журнал о ВОВ

Просмотр фильма о ВОВ

Посещение ветеранов, вдов, детей ВОВ.

Проект «Бессмертный полк»

Проект «Праздник Великой Победы в моей семье»

8. «ЭКСКУРСОВОД» (8 часа)

Проект ««Я приглашаю вас на экскурсию!»


Формы организации.

1) Классная работа (занятия различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, виртуальные экскурсии, создание маршрутов экскурсий, заполнение карты впечатлений, карты участия в экскурсиях, проектах).

2) внешкольная работа (экскурсии выходного дня)

3) внеклассная работа (поиск информации в библиотеках, интернете, семейных архивах, самостоятельные экскурсии с родителями, проектная деятельность совместно с родителями).


Планируемые результаты освоения программы.

В результате изучения курса «Экскурсии» (при условии регулярного посещения занятий) предполагают 3 уровня освоения:

  1. Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

2. Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты:

1. Предполагается, что ученики узнают и поймут такие понятия, как экспонат, экскурсия, музей.

2. Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь.

3. Сформируется широкий кругозор.

4.У учащихся будет сформировано умение «презентовать» себя.

Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям своего виртуального музея.

















Тематическое планирование.

6 класс

п/п

Тема

Дата проведения

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

1-2

Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности


РАЙОН, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (17 часов)

3-5

Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашем районе»: время образования, знакомые незнакомые улицы.


6-8

Составление маршрута экскурсии «Мой родной посёлок»


9-11

Экскурсия по посёлку «Мой посёлок»


12-11

Экскурсия в АО «Табунщиковский» профессия – механизатор


13-15

Сбор материала о достопримечательностях села


16-18

Экскурсия в сельскую библиотеку


19

Устный рассказ по фотографиям по итогам экскурсии.


ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ (9 часов)

20-22

Виртуальная экскурсия «Когда и как появился наш район»


23-25

Познавательная экскурсия в Октябрьский аграрно-технологический техникум


26-28

Устный рассказ по итогам экскурсии


ИСТОРИИ НЕИЗГЛАДИМЫЕ СТРОКИ (12 часов)

29-31

Виртуальная экскурсия «Традиции и народ нашего края»


32-34

Экскурсия в эколого-исторический музей


35-37

Просмотр фильма о местных традициях


38-40

Проект «Донские традиции в моей семье»


ИСТОРИЯ В СТЕПИ (12 часов)

41-43

Рассказ «Мои любимые места в районе(селе)»


44-46

Экскурсия в «Горненский заказни»


47-49

Экскурсия к водоемам родного села


50-52

Проект-сочинение «Почему я люблю свой посёлок»


ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (18 часов)

53-55

Виртуальная экскурсия по предприятиям города


56-58

Экскурсия на швейную фабрику ИП «Топольский»


59-61

Экскурсия в почтовое отделения села Табунщиково



62-64

Экскурсия в дом культуры «СДК Табунщиковский»



65-67

Виртуальная экскурсия «Мир профессий»


68-70

Проект «Профессия, которой я горжусь» (о профессиях своих ближайших родственников)


МИРНОЕ НЕБО (27 часов)

71-73

«Полет к звездам» устный журнал о космонавтах.


74-76

Просмотр фильма об освоении космоса


77-79

Проект «Космонавты нашего района»


80-82

Виртуальная экскурсия в парк «Победа»


83-85

«Поклонимся Великим тем годам…» устный журнал о ВОВ


86-88

Просмотр фильма о ВОВ


89-91

Посещение ветеранов, вдов, детей ВОВ.


92-94

Проект «Бессмертный полк»


95-97

Проект «Праздник Великой Победы в моей семье»


«ЭКСКУРСОВОД» (5 часа)

98-102

Проект ««Я приглашаю вас на экскурсию!»


























Тематическое планирование.

7 класс

п/п

Тема

Дата проведения

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

1-2

Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности


РАЙОН, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (17 часов)

3-5

Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашем районе»: время образования, знакомые незнакомые улицы.


6-8

Составление маршрута экскурсии «Мой родной посёлок»


9-11

Экскурсия по посёлку «Мой посёлок»


12-11

Экскурсия в АО «Табунщиковский» профессия – механизатор


13-15

Сбор материала о достопримечательностях села


16-18

Экскурсия в сельскую библиотеку


19

Устный рассказ по фотографиям по итогам экскурсии.


ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ (9 часов)

20-22

Виртуальная экскурсия «Когда и как появился наш район»


23-25

Познавательная экскурсия в Октябрьский аграрно-технологический техникум


26-28

Устный рассказ по итогам экскурсии


ИСТОРИИ НЕИЗГЛАДИМЫЕ СТРОКИ (12 часов)

29-31

Виртуальная экскурсия «Традиции и народ нашего края»


32-34

Экскурсия в эколого-исторический музей


35-37

Просмотр фильма о местных традициях


38-40

Проект «Донские традиции в моей семье»


ИСТОРИЯ В СТЕПИ (12 часов)

41-43

Рассказ «Мои любимые места в районе(селе)»


44-46

Экскурсия в «Горненский заказни»


47-49

Экскурсия к водоемам родного села


50-52

Проект-сочинение «Почему я люблю свой посёлок»


ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (15 часов)

53-55

Виртуальная экскурсия по предприятиям города


56-58

Экскурсия в ГБПОУ РО "Дон-Текс" г.Шахты


59-61

Экскурсия в "Шахтинский политехнический колледж"



62-64

Экскурсия в Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики имени академика П. И. Степанова



65-67

Проект «Профессия, которой я горжусь» (о профессиях своих ближайших родственников)


МИРНОЕ НЕБО (27 часов)

68-70

«Полет к звездам» устный журнал о космонавтах.


71-73

Просмотр фильма об освоении космоса


74-76

Проект «Космонавты нашего района»


77-79

Виртуальная экскурсия в парк «Победа»


80-82

«Поклонимся Великим тем годам…» устный журнал о ВОВ


83-85

Просмотр фильма о ВОВ


86-88

Посещение ветеранов, вдов, детей ВОВ.


89-91

Проект «Бессмертный полк»


92-94

Проект «Праздник Великой Победы в моей семье»


«ЭКСКУРСОВОД» (8 часа)

95-97

Проект ««Я приглашаю вас на экскурсию!»


98-102

Резервное занятие
























Тематическое планирование.

8 класс

п/п

Тема

Дата проведения

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

1-2

Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности


РАЙОН, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (17 часов)

3-5

Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашем районе»: время образования, знакомые незнакомые улицы.


6-8

Составление маршрута экскурсии «Мой родной посёлок»


9-11

Экскурсия по посёлку «Мой посёлок»


12-11

Экскурсия в АО «Табунщиковский» профессия – механизатор


13-15

Сбор материала о достопримечательностях села


16-18

Экскурсия в сельскую библиотеку


19

Устный рассказ по фотографиям по итогам экскурсии.


ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ (9 часов)

20-22

Виртуальная экскурсия «Когда и как появился наш район»


23-25

Познавательная экскурсия в Октябрьский аграрно-технологический техникум


26-28

Устный рассказ по итогам экскурсии


ИСТОРИИ НЕИЗГЛАДИМЫЕ СТРОКИ (12 часов)

29-31

Виртуальная экскурсия «Традиции и народ нашего края»


32-34

Экскурсия в эколого-исторический музей


35-37

Просмотр фильма о местных традициях


38-40

Проект «Донские традиции в моей семье»


ИСТОРИЯ В СТЕПИ (12 часов)

41-43

Рассказ «Мои любимые места в районе(селе)»


44-46

Экскурсия в «Горненский заказни»


47-49

Экскурсия к водоемам родного села


50-52

Проект-сочинение «Почему я люблю свой посёлок»


ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (15 часов)

53-55

Виртуальная экскурсия по предприятиям города


56-58

Экскурсия в ГБПОУ РО "Дон-Текс" г.Шахты


59-61

Экскурсия в "Шахтинский политехнический колледж"



62-64

Экскурсия в Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики имени академика П. И. Степанова



65-67

Проект «Профессия, которой я горжусь» (о профессиях своих ближайших родственников)


МИРНОЕ НЕБО (27 часов)

68-70

«Полет к звездам» устный журнал о космонавтах.


71-73

Просмотр фильма об освоении космоса


74-76

Проект «Космонавты нашего района»


77-79

Виртуальная экскурсия в парк «Победа»


80-82

«Поклонимся Великим тем годам…» устный журнал о ВОВ


83-85

Просмотр фильма о ВОВ


86-88

Посещение ветеранов, вдов, детей ВОВ.


89-91

Проект «Бессмертный полк»


92-94

Проект «Праздник Великой Победы в моей семье»


«ЭКСКУРСОВОД» (8 часа)

95-97

Проект ««Я приглашаю вас на экскурсию!»


98-102

Резервное занятие
























Список рекомендуемой литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке

стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2012

2. Концепция Федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

М.: Просвещение, 2012.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010 № 189 ≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях≫ (СанПиН

2.4.2.2621–10).