Программа «Акварелька» предназначена для учащихся 4 классов с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.Реализация программы рассчитана на 1 года начального образования объёмом - 34 часа) Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Место проведения занятий – учебный кабинет изобразительного искусства.Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
№ | Тема | Практика | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Форма организации |
1 | Знакомство с искусством - 9 час Вводное занятие. ИнИнструктаж по ТБ. | 1 | Представлять то, чем будем заниматься на занятиях кружка «Акварелька». Чему мы будем учиться. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
2 | Краски радуги, акварель. Приемы. | 1 | Сочетание холодных, теплых тонов. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок | практика |
3 | Холодные и теплые краски. | 1 | Знать;сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. | практика |
4 | Краски осени | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи. Создавать композицию на тему | Практика |
5 | Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок. | 1 | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. | Рассматриватьиллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
6 | Мои любимые животные (лепка). | 1 | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. . | Практика |
7 | Колобок. | 1 | Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
8-9 | Орнамент в полосе. | 2 | Знать: об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
10 | В мире много интересного -7час Лепка животных. Домашние животные. | 1 | Практическая работа: лепка животных (коллективная работа (плакат).. Уметь: Изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. ) | практика |
11 | Мои любимые животные. | 1 | Животное в скафандре (игровой прием) Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
12 | Подводное царство. | 1 | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
13 | Рисование открытки к Новому году. | 1 | Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
14 | Рисование открытки к Новому году. | 1 | Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создаватьнесложные новогодние открытки | практика |
15 | Мои фантазии. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Творческий подход, фантазия, композиция | Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
16 | Снеговичок. Парад Снеговиков. | 1 | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. . | Практика |
17 | Красота в умелых руках – 12 час ЗИМА | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. . | Практика |
18 | Деревья зимой (акварель). | 1 | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматриватьиллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Любоваться красотой природы. | практика |
19 | Веселые человечки. | 1 | Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | Практика |
20 | Конкурс «Дорога без опасности» | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
21 | Конкурс «Не шути с огнем» | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
22 | Портрет папы (поздравительная открытка). | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
23 | Мои мечты. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
24 | Портрет мамы (цветные карандаши). | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
25 | Жар – птица. | 1 | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Знать: О сюжетной композиции | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
26 | Роспись посуды. Вазочка. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте в полосе. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. | практика |
27 | Расписной платок, акварель, фломастер. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
28 | Матрешка. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
29-30 | Весна – красна – 6 час Как красиво весной (акварель). | 2 | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | практика |
31 | Весенний букет (цв. карандаши). | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | практика |
32 | Моя любимая игрушка. | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | практика |
33 | Попугай (акварель). | 1 | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи | практика |
34 | Свободная тема (творческая работа). Выставка работ | 1 | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумыватьи | практика |
| Итого: | 34 | | | |