МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Семикаракорского района
МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ
РАССМОТРЕНО: педагогическим советом МБОУ Задоно – Кагальницкой СОШ Протокол №2 от 31.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Л.Н. Тютерева 31.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ Задоно – Кагальницкой СОШ __________Ю.В. Лисичкина Приказ № 165 от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Литературное регионоведение»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель: Галушкина О.И.
(Ф.И.О.)
педагог дополнительного образования
(название предмета)
ст. Задоно-Кагальницкая 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Литературное регионоведение» разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Программа «Литературное регионоведение»(5-9 классы) имеет
общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных на формирование духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.
Актуальность программы обусловлена тем, что в российском обществе у населения происходит снижение интереса к чтению. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, следствием которого является возрастающий дефицит знаний в современном обществе. Проблема чтения встала в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключается
в ее содержании, которое позволяет в полной мере представить донскую литературу в ее многонациональном своеобразии;
в подходе к работе с текстом: освоение теоретико-литературных понятий осуществляется с использованием художественных произведений, что позволяет расширить круг терминов за счёт наиболее показательных для донской литературы;
«погружение в культуру наследия Дона» - организация деятельности учащихся, направленной на создание единого образовательного пространства для творческого освоения детьми ценностей истории и культуры разных эпох и народов Дона.
Программа является естественным дополнением программы основного общего образования по литературе. Она педагогически целесообразна, так как в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне, через нравственно-эстетическое сопереживание помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, расширить его эстетический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствованию.
Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях «Литературное регионоведение».
Задачи данной программы:
дать достаточно полную информацию о художественной литературе Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях с историческими судьбами России и ее литературы;
ввести школьников в мир образов, выразительного и меткого языка донской литературы, прививая любовь к малой Родине, народно – поэтическому наследию Дона, открывая связь авторской литературы с донским фольклором;
углубить интерес обучающихся к донскому краю и его литературе, содействовать нравственному и эстетическому развитию личности школьника, совершенствованию его интеллекта и творческих способностей;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
совершенствовать навыки логического и образного мышления;
формировать умение соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение итоговых работ, тестирования, различных видов работ по развитию речи, самостоятельных работ. Применяются текущий, промежуточный, итоговый контроль. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции.
Информация о количестве учебных часов программы:
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5-9 классах, всего 17 часов во втором полугодии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Введение. Ростовская область - мой родной край. -1 час
2. История донской земли в казачьих легендах.- 2 часа
«О происхождении названия Темерника», «Кобяков стан», «Легенда о пропавшей девушке», «Богатый источник», «Легендарный курган». Казачья легенда «Братья». Образ отца и его сыновей. Легенда «Про Пугача». Фольклорный образ Емельяна Пугачева и исторический. Иллюстрация к легенде о Ростове-на-Дону (по выбору)
3. Старина родная на страницах донской прозы. 1 час.
Б.В. Изюмский «Град за Лукоморьем» (фрагменты)
4.Историческое прошлое донского казачества на страницах произведений XIX-XX веков. -1 час
А.А.Леонов «Ермак». Образ русского казачьего атамана Ерма́ка Тимофе́евича - завоевателя Сибири для Российского государства. Н.Н.Воробьев «Кондратий Булавин». Историческая основа поэмы. Героический образ Кондратия Булавина. А.Ф.Корольченко. «Атаманова борода».
5. Исторический и фольклорный атаман Платов. - 1 час.
А.Ф.Корольченко «Казак Платов», П.Н.Краснов «Атаман Платов»
6. Донские страницы в творчестве А.С.Пушкина.- 1 час
«Был и я среди донцов». Автор и его отношение к донской земле. История написания пролога к поэме «Руслан и Людмила». В.П. Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» (отрывок)
7.Гражданская война на страницах произведений писателей Дона. 2часа.
М.А. Шолохов Донские рассказы. «Родинка», «Чужая кровь», «Семейный человек». «Нахаленок». Автор рассказа и его герой.
8. Живая природа на страницах произведений донских писателей. 1час. М.А.Шолохов «Жеребѐнок», А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина»
9. Незабываемый мир детства и отрочества в произведениях донских писателей. -2 часа А.С. Серафимович. «Маленький шахтер». Изображение тяжелого детства мальчика-подростка. Равнодушие окружающих людей к «маленькому шахтеру». И.Д. Василенко. «Артемка в цирке». Артемка и Пепс. Дружба мальчика и негра. Доброта и сострадание героев повести.
10. Тема Великой Отечественной войны в произведениях донских писателей- -2 часа
Тема памяти в произведениях М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении. В.А. Закруткина. Очерк жизни и творчества. «Матерь человеческая». Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Образ главной героини как воплощение лучших черт русской женщины. Гуманизм повести.
11. Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. 1час.
А.В. Софронов «Пороховые погреба», «Ростов-город», «Хутор русский». А.Т. Твардовский «Бойцу южного фронта. Гусев «Казак уходил на войну». Б.Н. Куликов «О донском казаке Василии Теркине». Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
13. Природа и человек в литературе Дона. – 1час
В.А. Закруткин. Очерк «Слово о бессловесном». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в очерке. А.В.Софронов «Тѐплая вода»
14. Современная поэзия Донского края. – 1 час
Донская природа в лирике поэтов XX века. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Б.Н. Куликов «Кто я такой». К.С. Щербаченко «У тихого Дона». С.А. Королев «Донник». Е.А. Рябцев «Монолог казака. И.Л. Касаткина «Элегия», «Собака». Н.К. Доризо «Поэт», «Луга в густом великолепии».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
определять цель, проблему в деятельности;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
владеть смысловым чтением: самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее);
анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. Д;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;
организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Литературное регионоведение» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В итоге обучающиеся должны знать произведения поэтов и писателей Дона; уметь анализировать эти произведения, определять их нравственно-эстетическую ценность, использовать материалы очерченного программой донского литературного компонента в учебной работе, внеурочной деятельности и жизненных ситуациях и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) |
Введение. – 1 час |
| Ростовская область - мой родной край. | 1 | 1 | | Опрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?» |
История донской земли в казачьих легендах. 2 часа |
| «О происхождении названия Темерника», «Кобяков стан», «Легенда о пропавшей девушке», «Богатый источник», «Легендарный курган». | 1 | | 1 | Иллюстрации к легенде о Ростове-на-Дону |
| Казачья легенда «Братья». Образ отца и его сыновей. Легенда «Про Пугача». Фольклорный образ Емельяна Пугачева и исторический | 1 | 1 | | |
Старина родная на страницах донской прозы. 1 час. |
| Б.В. Изюмский «Град за Лукоморьем» | 1 | | 1 | Чтение фрагментов |
Историческое прошлое донского казачества на страницах произведений XIX-XX веков. -1 час |
| Образ русского казачьего атамана Ерма́ка Тимофе́евича - завоевателя Сибири для Российского государства.. Героический образ Кондратия Булавина | 1 | 1 | | Презентация. Чтение отрывков |
Исторический и фольклорный атаман Платов. - 1 час. |
| А.Ф. Корольченко «Казак Платов», П.Н.Краснов «Атаман Платов» | 1 | | 1 | |
Донские страницы в творчестве А.С. Пушкина.- 1 час |
| «Дон», «Был и я среди донцов». Автор и его отношение к донской земле. | 1 | 1 | | Чтение наизусть |
Гражданская война на страницах произведений писателей Дона. 2часа. |
| М.А. Шолохов Донские рассказы. «Родинка», «Чужая кровь», «Семейный человек». | 1 | 1 | | Видео-презентация |
| М. А. Шолохов «Нахаленок». Автор рассказа и его герой. | 1 | | 1 | Иллюстрации к рассказу |
Живая природа на страницах произведений донских писателей. 1час. |
| М.А. Шолохов «Жеребѐнок», А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина» | 1 | | 1 | Чтение рассказов |
Незабываемый мир детства и отрочества в произведениях донских писателей. -2 часа |
11. | А.С. Серафимович. «Маленький шахтер». Изображение тяжелого детства мальчика-подростка. Равнодушие окружающих людей к «маленькому шахтеру». | 1 | | 1 | Иллюстрации к рассказу |
12. | И.Д. Василенко. «Артемка в цирке». Артемка и Пепс. Дружба мальчика и негра. Доброта и сострадание героев повести. | 1 | | 1 | |
Тема Великой Отечественной войны в произведениях донских писателей- -2 часа |
13. | Тема памяти в произведениях М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. | 1 | 1 | | Просмотр отрывков из кинофильма |
14. | В.А. Закруткин «Матерь человеческая». Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | 1 | Просмотр отрывков из кинофильма |
Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. 1час. |
15. | Изображение героизма и патриотизма в стихотворениях донских поэтов | 1 | | 1 | Чтение наизусть |
Природа и человек в литературе Дона. – 1час |
16. | В.А. Закруткин. Очерк «Слово о бессловесном». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в очерке. | 1 | 1 | | Видео-презентация |
Современная поэзия Донского края. – 1 час |
17. | Донская природа в лирике поэтов XX века. | 1 | | 1 | Чтение наизусть |
Итого | 17 | 7 | 10 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Небратенко В.Б. Край родной: хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы / В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык. - Ростов – на-Дону: БАРО-Пресс, 2003. — 362 с.
Небратенко В.Б. Край родной: хрестоматия для чтения учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы / В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык. - Ростов – на-Дону: БАРО-Пресс, 2004. — 334 с.
Литература Дона: хрестоматия для чтения в 5-7 классах. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005. – 511 с.
Литература Дона: хрестоматия для чтения в 8-9 классах. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005. – 511 с.
Астапенко М. П. Поэты и писатели Дона 1800—1917 гг. // Донские казаки. — Ростов н/Д.: НМЦ Логос, 1902.
Момот В.С. Даниил Лукич Мордовцев. Очерк жизни и творчества. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1978.
Писатели Дона. Библиографический указатель. Изд.2,исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Кн.. изд-во, 1986.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Разделы, темы
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Введение. – 1 час
1
15.01.24
Ростовская область - мой родной край.
https://donkraj.blogspot.com/
История донской земли в казачьих легендах. 2 часа
2
22.01.24
«О происхождении названия Темерника», «Кобяков стан», «Легенда о пропавшей девушке», «Богатый источник», «Легендарный курган».
http://avtor-dona.ru/o-tebe-moj-aksaj/legendy-rodnogo-kraya
https://www.dspl.ru/sobytiya/tematicheskie-gody/god-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/donskie-legendy-i-predaniya/
3
29.01.24
Казачья легенда «Братья». Образ отца и его сыновей. Легенда «Про Пугача». Фольклорный образ Емельяна Пугачева и исторический
Старина родная на страницах донской прозы. 1 час.
4
05.02.24
Б.В. Изюмский «Град за Лукоморьем»
https://thelib.ru/books/izyumskiy_boris/grad_za_lukomorem-read.html
Историческое прошлое донского казачества на страницах произведений XIX-XX веков. -1 час
5
12.02.24
Образ русского казачьего атамана Ерма́ка Тимофе́евича
https://kazachestvo.ru/20221124/31929.html
Исторический и фольклорный атаман Платов. - 1 час.
6
19.02.24
А.Ф. Корольченко «Казак Платов», П.Н.Краснов «Атаман Платов»
https://www.chaltlib.ru/articles/resurs/kraevedenie/kraevedenie_2023/kazachii_ataman/
Донские страницы в творчестве А.С. Пушкина.- 1 час
7
26.02.24
«Дон», «Был и я среди донцов». Автор и его отношение к донской земле.
Гражданская война на страницах произведений писателей Дона. 2часа.
8
04.03.24
М.А. Шолохов Донские рассказы. «Родинка», «Чужая кровь», «Семейный человек».
http://mihailzolotarev2712.narod.ru/index/0-16
9
11.03.24
М. А. Шолохов «Нахаленок». Автор рассказа и его герой.
Живая природа на страницах произведений донских писателей. 1час.
10
18.03.24
М.А. Шолохов «Жеребѐнок», А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина»
Незабываемый мир детства и отрочества в произведениях донских писателей. -2 часа
11
01.04.24
Изображение тяжелого детства мальчика-подростка. Равнодушие окружающих людей к «маленькому шахтеру».
12
08.04.24
Дружба мальчика и негра. Доброта и сострадание героев повести.
Тема Великой Отечественной войны в произведениях донских писателей -2 часа
13
15.04.24
Тема памяти в произведениях М.А. Шолохова «Они сражались за Родину».
14
22.04.24
В.А. Закруткин «Матерь человеческая». Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.
http://michurincy.blogs.donlib.ru/2021/05/06/literaturnyj-vernisazh-donskie-pisateli-frontoviki/?doing_wp_cron=1620686346.2465829849243164062500
Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. 1час.
15
06.05.24
Изображение героизма и патриотизма в стихотворениях донских поэтов
Природа и человек в литературе Дона. – 1час
16
13.05.24
В.А. Закруткин. Очерк «Слово о бессловесном».
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1077
Современная поэзия Донского края. – 1 час
17
20.05.24
Донская природа в лирике поэтов XX века.
Итого
17
Лист корректировки календарно-тематического
планирования рабочей программы
по внеурочной деятельности «Литературное регионоведение»
в 5-9 классе на 2023 – 2024учебный год.
№ урока | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Причина корректировки (реквизиты документа) | Способ корректировки |
| | | | | |