СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 3-х классов второго года обучения (68ч.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 3-х классов второго года обучения (68ч.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов»




«Утверждаю»


Директор школы______________Н.Е. Кудрявцева

«______»_________________2018 г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

(общеинтеллектуальное направление)

для 2-х классов первого года обучения





Учитель Нугуманов Альберт Мухаматханович






г. Балашиха

2018 год

Пояснительная записка


Образовательная программа «Шахматная азбука» разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и И.Г. Сухина «Шахматы» второй год, Обнинск, «Духовное возрождение», 2016 г.

Материал программы рассчитан на 68 часов (два занятия в неделю; практика 15 – 20 минут на каждом занятии).


Цели.

Создание  условий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников, для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции), формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.


Основные формы и средства обучения.
Практическая игра. 
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 
Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 

Участие в турнирах и соревнованиях. 


Содержание программы.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. 

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; 

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. 


Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 

- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса 

- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; 

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; 

- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; 

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; 

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. 

Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.

Учебный курс состоит из пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».

Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. 

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против

короля.

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Краткая история шахмат.

6 ч.

2

Шахматная нотация.

14 ч.

3

Ценность шахматных фигур.

15 ч.

4

Техника матования одинокого короля.

14 ч.

5

Достижение мата без жертвы материала.

12 ч.

6

Обобщение. Шахматная партия.

2 ч.


Итого

68 ч.


Формы контроля уровня облученности учащихся.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

- итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.


Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса по данной программе.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- шахматные правила FIDE;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

- правильно вести себя за доской;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

факт

  1. Краткая история шахмат 6 ч.

Познавательные УУД

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.


Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах)

учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.


Коммуникативные УУД

Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке.


Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.




Регулятивные УУД


Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролировать свои действия.


Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


Личностные УУД

Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.


Ориентироваться на становление гуманистических ценностей.

Формировать социально-ориентированный взгляд на мир.



Формировать

уважительное

отношение

К иному мнению

и культуре

других народов.


Учиться понимать

свою социальную

роль развивать

самостоятельность и

ответственность.

Развивать

навыки сотрудничества

со взрослыми

и сверстниками.


Учиться

относиться

бережно к

материальным

и духовным

ценностям.





1

Повторение пройденного материала.

1

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

1н.


2

Повторение пройденного материала.

1

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

Игровая практика.

1н.


3

Краткая история шахмат.

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

Игровая практика.

2н.


4

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

2н.


5-6

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

2

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

3н.

3н.


2. Шахматная нотация. 14 ч.



7-8

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

2

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

4н.

4н.


9-10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

2

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

5н.

5н.


11-12

Шахматная нотация.

2

Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

6н.

6н.


13-14

Шахматная нотация.

2

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

7н.

7н.


15-16

Шахматная нотация.

2

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

8н.

8н.


17-18

Шахматная нотация.

2

Игровая практика (с записью шахматной партии).

9н.

9н.


19-20

Шахматная нотация.

2

Игровая практика (с записью шахматной партии).

10н.

10н.


Ценность шахматных фигур. 15 ч.



21-22

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

2

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

Игровая практика.

11н.

11н.


23-24

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

2

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

Игровая практика.

12н.

12н.


25-26

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

2

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

Игровая практика.

13н.

13н.


27-28

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

2

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

Игровая практика.

14н.

14н.


29-30

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

2

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

Игровая практика.

15н.

15н.


31-32

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

2

Защита.

Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

Игровая практика.

16н.

16н.


33-35

Способы защиты. Игровая практика.

3

Решение заданий.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

Практическая игра.

17н.

17н.

18н.


Техника матования одинокого короля. 14 ч.



36-38

Техника матования одинокого короля.

3

Две ладьи против короля, «линейный» мат.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

18н.

19н.

19н.


39-41

Техника матования одинокого короля.

3

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

20н.

20н.

21н.


42-44

Техника матования одинокого короля.

3

Ферзь и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

21н.

22н.

22н.


45-47

Техника матования одинокого короля.

3

Ладья и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

23н.

23н.

24н.


48-49

Техника матования одинокого короля.

2

Решение заданий.

24н.

25н.


Достижение мата без жертвы материала. 12 ч.



50-51

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

2

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

25н.

26н.



52-53

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

2

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

26н.

27н.


54-55

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

2

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

27н.

28н.


56-57

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

2

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

28н.

29н.


58-61

Достижение мата без жертвы материала.

4

Решение заданий на мат в два хода.

Защита от мата

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

29н.

30н.

30н.

31н.


Обобщение. 7 часа.



61-62

Повторение материала.

2

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Шахматная партия.

31н.

32н.


63-68

Повторение материала.

5

Игра в турнире. Турнирные партии.

32н.

33н.

33н.

34н.

34н.



Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1) Учебно-методический комплект:

2) Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2015.

3) Тимофеев А.А. "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" - 2011

4) Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
5) Шахматы. Энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990.

6) Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

7) Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

8) Технические средства обучения: компьютер, шахматы классические, настенные.

Для учеников:

И.Г. Сухин.И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник - М.: Просвещение, 2015;




«Согласовано»

Зам.директора по УВР________________________С.С. Никитина

«_____»__________________2018 г.