муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская средняя общеобразовательная школа№32
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Глубокинской СОШ№32
Приказ от 28.08.2018г.№165
________Е.А. Тараба
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
(народные игры)
спортивно-оздоровительное направление
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_________________начальное общее, 3 а, б, в классы___________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____33-3А, 33-3Б, 34-3В______
Учитель:___Брицына Т.В.______________
(Ф.И.О.)
Срок реализации программы:2018-2019 учебный год
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373
1.Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подвижные игры» являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Особенности программы.
Предлагаемая учебная программа знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34часа в год, 1час в неделю. В соответствии с календарным графиком образовательной организации МБОУ Глубокинской СОШ№32 на 2018-2019 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена во 3-а за 33часа, во 3-б за 33часа, в 3-в за 34 часа за счет уплотнения материала по теме: «Загадки, шарады, каламбуры. » (3а-1ч, 3б-1ч).
Основные разделы программы
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Теоретический раздел: правила техники безопасности, беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Чтоб здоровыми остаться, надо….», «Мы сильные, ловкие, смелые!», правила игр.
Практический раздел:
1.Общие подвижные символические игры.
«Бабки», «Борющаяся цепь», «Серый волк».
2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
. 3Игры со скакалками.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька».
4. Игры для развития внимания.
«Волк и овцы, «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
5. Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Камешек».
6. Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта».
7.Хороводные игры.
«Плетень», «Заинька», «Ручеёк».
8.Игры в помещении.
«Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
9.Игры в фанты.
«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
10.Игры- шутки.
«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
11.Сюжетные игры.
«Два Мороза», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки».
12. Загадки, шарады, каламбуры.
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово».
13.Праздник «Мир русских народных игр».
Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо».
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
Основные виды деятельности учащихся
Высказывание своей точки зрения.
Участие в беседах, играх, эстафетах, соревнованиях, праздниках.
Оказание взаимопомощи друг другу.
Разучивание игр, отработка игровых приемов, общеразвивающих упражнений.
Выбор капитанов.
Работа в команде, проявление чувства ответственности за свою команду.
Формы организации видов деятельности.
Двигательная.
Игровая.
Коммуникативная.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
викторины;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Период прохождения 3-а | 3-б | 3-в | Формируемые универсальные учебные действия |
1 | Общие подвижные символические игры. | 2 | 03.09.-10.09. | 05.09.-12.09 | 04.09-11.09 | Личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Метапредметные: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; Предметные: представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; |
2 | Игры для формирования правильной осанки. | 2 | 17.09-24.09 | 19.09-26.09 | 18.09-25.09 |
3 | Игры со скакалками | 2 | 01.10.-08.10 | 03.10-10.10 | 02.10-09.10 |
4 | Игры для развития внимания. | 3 | 15.10-12.11 | 17.10-07.11 | 16.10-06.11 |
5 | Общеразвивающие игры . | 3 | 19.11-03.12 | 14.11-28.11 | 13.11-27.11 |
6 | Игры с разными предметами. | 2 | 10.12-17.12 | 05.12-12.12 | 04.12-11.12 |
7 | Хороводные игры. | 2 | 24.12-14.01 | 19.12-26.12 | 18.12-25.12 |
8 | Игры в помещении. | 4 | 21.01-11.02 | 16.01-06.02 | 15.01-05.02 |
9 | Игры в фанты | 3 | 18.02-04.03 | 13.02-27.02 | 12.02-26.02 |
10 | Игры- шутки | 3 | 11.03-01.04 | 06.03-20.03 | 05.03-19.03 |
11 | Сюжетные игры. | 3 | 08.04-22.04 | 03.04-17.04 | 02.04-16.04 |
12 | Загадки, шарады, каламбуры | 3(3-в 4ч.) | 29.04-13.05 | 24.04-15.05 | 23.04-14.05 |
13 | Праздник «Мир русских народных игр». | 1 | 20.05 | 22.05 | 21.05 |
Итого: 33ч. 33ч. 34ч.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
методического объединения
учителей начальных классов ______________ Мельникова Н.И.
от 27 августа 2018 года № 1 (подпись)
Локтева Н.А. 28.08.2018
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 28.08.2018 года № 1