СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Предмет: «Изобразительное искусство» для 5-9 классов. 

Роспись по ткани. «Батик»

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности.»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности.


Предмет: «Изобразительное искусство» для 5-9 классов.


Творческое объединение «Радуга»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г.Курска


Роспись по ткани. «Батик»

Учитель изобразительного искусства Германова И.А.



Пояснительная записка


Программа разработана соответствии с учебным курсом «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под руководством Т. Я. Шпикаловой, включающего в себя разнообразные направления изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Во внеурочной деятельности представляются большие возможности изучить различные виды творчества, возможен индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Искусство нашло дорогу к детям во всем многообразии своих проявлений, формируя многочисленные детские коллективы под воздействием свободного творческого процесса. Основной задачей занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и почувствовать всю глубину и противоречивость искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность. Представленная программа «Роспись по ткани. Батик» позволяет углубить работу по изучению народных традиций, воспитанию уважения к культурному наследию народов мира и России.

Создание подобной программы продиктовано необходимостью формирования культуры творческой личности ребенка посредством приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Развивающее, организующее, возвышающее действие искусства на всех без исключения людей в процессе творческой деятельности давно не требует доказательств. Задача программы состоит в том, каким образом организовать эту деятельность, найти оптимальный, наиболее успешный путь развития свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки.

На занятия приглашаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству. В увлекательной и вместе с тем четко структурированной форме программа дает возможность познакомить обучающихся с основными приемами росписи по ткани, батиком. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, способствовать развитию детской одаренности.

Органичное сочетание таких видов работы с детьми, как беседа, диалог, занятия по восприятию-созерцанию искусства, разнообразные практические виды деятельности с применением различных художественных материалов позволяет создать условия для развития творческой активности детей и реализации способностей каждого. Творческие задания программы адаптированы к возрасту детей, построены по принципу: от простого к сложному, с учетом возможностей, интересов и предпочтений.

Все это способствует созданию ситуации успеха у подростка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов, чтобы добиться признания сверстников.

Особенность программы в том, что для ее реализации не требуется дорогостоящих затрат, приобретенные материалы пойдут не на один год обучения. Данная программа хорошо работает на последствие. Приобретенные знания и умения дети могут реализовать не только в детском объединении, но и на уроках, на занятиях дети могут «найти себя», в предложенном информационном пространстве выступить знатоками, рассказать сверстникам о приобретенных знаниях теоретического и практического характера.

Каждый ребенок может самореализоваться: как носитель информации (рассказчик, знаток), как умелец (мастер, способный показать свое умение). Лидерские качества подростков активизируются. Данная программа, или отдельные разделы могут быть использованы педагогами в виде тематических занятий при проведении мероприятий, эти занятия могут использоваться в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла на уроках декоративно-прикладного творчества.


Данная программа рассчитана на детей любого возраста и уровня. Условия детского объединения предусматривают следующую специфику:

- разноуровневость и сбор учебной группы;

- разновозрастный состав детей;

- деятельностный характер обучения;

- яркий эмоциональный фон занятия;

- интенсивность и насыщенность занятия (длительность занятия 45 мин.)


Целью программы является создание условий для формирования эмоционально-эстетического отношения к художественному наследию мировой культуры через собственное творчество, коммуникативной компетентности детей, социально активной позиции личности.


Задачи, решаемые при реализации программы следующие:


обучающие:

- расширить информационное поле детей в области декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с различными видами росписи по ткани, батиком;

- сформировать знания в области цветоведения, особенностей композиции в росписи по ткани;

- научить выполнять в соответствии с технологией батика изделия декоративного и утилитарного направления;

- использовать в повседневной жизни умения, знания и навыки, сформированные в процессе освоения курса.


развивающие:

- развивать стремление у подростков проявлять свои способности и добиваться успеха;

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие;

- развивать умение осознанно использовать выразительные и изобразительные средства для создания творческих работ;

- развивать умение выражать свое собственное отношение к искусству и явлениям действительности;

- развивать умение самостоятельно применять знания на практике.


воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в народном искусстве;

- воспитывать потребность постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;

- воспитывать интерес и уважение к искусству разных народов; чувство общности разных народов через искусство;

- воспитывать социальную роль личности как носителя национальных традиций художественной культуры;

- формировать и развивать коммуникативные навыки, умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда, принимать подарок как выражение благодарности и любви.


Принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий;

- доступность программы;

- наглядность работы, демонстрация процесса обучения.


Приоритетные формы, средства и методы обучения:

Формы обучения:

- лекционные занятия;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- исследовательская работа.

Средства обучения:

-иллюстративный материал (книги, альбомы, репродукции, журналы, детские творческие работы);

- видеоматериал.



Методы обучения:

- монологический;

- диалогический;

- наглядный;

- исследовательский.


Психологическая обеспеченность программы:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения;

- коллективный анализ-обсуждение деятельности детей.


Методы контроля и самоконтроля:

- диагностика имеющихся знаний, умений и навыков;

- контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты;

- самооценка;

- педагогический отзыв (устный или письменный);

- выставка детских работ.


Планируемый результат: знать

- теоретическую основу росписи по ткани;

- основные сведения об исторических корнях батика;

- основные сведения о декоративной композиции;

- основные сведения о цветоведении;

уметь:

- применять знания в повседневной жизни;

- видеть и понимать красоту изделий народного творчества;

- выражать свое отношение к народному искусству;

- выполнять изделия в технике батика;

- использовать различные приемы работы с материалами, применяемыми в росписи по ткани;

- анализировать свои работы и работы других.


Возраст обучаемых детей 5-9 классы (11-16 лет)


Срок реализации программы два года, в расчете на 165 часов.

Режим организации занятий:

1 год обучения 70 часов (1 раз в неделю по 2часа),

2 год обучения 95 часов (1 раз в неделю по 3 часа).

Форма комплектования групповая. Количество детей в группе:

1 год обучения-15 человек,

2 год обучения-12 человек.




Предполагаемый результат.

Первый год обучения: овладение ключевыми компетенциями, под которыми понимаются знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения программы.

Второй год обучения: применение полученных знаний и умений в социальных, культурных, экономических условиях.


Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы:

- учебно-наглядные пособия:

- по основам композиции;

- по основам цветоведения;

- раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы ребенка;

- технологические карты по выполнению упражнений различных видов росписи;


Материалы и инструменты:

ткань, краска «Батик» в наборе, резервирующий состав, контур по ткани, подрамник, мебельный степлер со скобами, стеклянные трубочки, бумага для эскизов, карандаш.


Методический фонд и средства обучения:

- авторские работы по батику;

- литература по росписи;

- тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по темам и разделам программы для самостоятельной работы детей;

- аудио, видеоматериалы, виртуальные галереи по темам.


Оснащение кабинета.

Занятия в мастерской должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструменты для работы.

В качестве оформления и для создания у ребенка момента мотивации иметь в кабинете работы с различными видами росписи.

Если есть возможность, целесообразно оборудовать отдельное место для работы с методическим материалом, где ребенок может просмотреть и записать, выполнить необходимые ему зарисовки, необходимо наличие компьютера.


Возможно вариативное использование учебно-тематического плана, применение модульной системы с учетом психо-физического состояния детей, для развития творческих способностей детей с ОВЗ.





Учебно-тематический план занятий.

Первый год обучения.


Наименование разделов и тем

Общее коли-

чество учеб-

ных часов

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1.

Введение.

4

4


1.1

Роспись по ткани «Батик».

1

1


1.2

Знакомство с инструментами и материалами.

1

1


1.3

Виды батика.

1

1


1.4

Подготовка основы. Виды подрамников.

1

1


2

Техника монотипии по ткани

8

5

3

2.1

Цвет и наши ощущения.

2

1

1

2.2

Температурные и весовые.

2

1

1

2.3

Акустические и пространственные.

2

1

1

2.4

Эмоциональное значение цвета.

1

1


2.5

Цветовой круг.

1

1


3

Техника свободной росписи.

14

5

9

3.1

Композиционное равновесие.

2

1

1

3.2

Линия и пятно.

2

1

1

3.3

Распределение цветовых масс. Пропорциональность.

2

1

1

3.4

Цветовые контрасты.

2

1

1

3.5

Символика цвета.

2

1

1

3.6

Творческий проект

4


4

4

Техника батика с использованием резерва.

8

2

6


4.1

Особенности росписи с резервом

2

1

1

4.2

Особенности выбора формата.

2

1

1

4.3

Творческий проект

4


4

5

Техника батика с использованием цветного контура.

6

1

5


Приемы выполнения росписи

2

1

1

5.1

Творческий проект

4


4

6

Техника батика с использованием травления.

6

1

5

6.1

От хаоса к форме. Использование добавок

2

1

1

6.2

Творческий проект

4


4

7

Техника трафаретной росписи в батике

6

1

5

7.1

Виды трафаретов.

2

1

1

7.1

Творческий проект.

4


4

8

Техника батика многослойная.

10

1

9

8.1

Приемы росписи в несколько слоев

2

1

1

8.2

Роспись с усложнением задачи на цветовое решение.

2


2

8.3

Творческий проект

6


6

9

Техника витража в батике.

8

1

7

9.1

Приемы витража в росписи. Символика цвета и формы.

2

1

1

9.2

Творческий проект

6


6


Итого часов:

70

21

49



Содержание программы.


1.Введение.

Роспись по ткани «Батик».

Введение в проблематику курса росписи по ткани, знакомство с целями и задачами. Информация об истории возникновения батика в изобразительном искусстве различных стран и народов. Утилитарное и декоративное назначение батика.

Знакомство с инструментами и материалами. Инструктаж по технике безопасности. Терминология.

Информация по видам росписи: в зависимости от способа изготовления холодный и горячий; с добавками или без них; с применением резерва и контура или свободная роспись; с использованием других красок помимо «Батик-хобби» и т. д.

Практическая работа: выполнение упражнений на пробу инструментов и материалов.

Подготовка основы для работы.

Виды подрамников: разъемный (пяльца), неразъемный. В зависимости от подрамника и качества ткани (хлопок, шелк искусственный, шелк натуральный) способ натягивания ткани.

Практическая работа: натягивание ткани на подрамник различными способами.


2. Техника монотипии по ткани.

Понятие монотипии в росписи, приемы ее выполнения. Поэтапность работы, дополнительная печать.

Цвет и наши ощущения.

Цвет может вызывать самые разные ощущения: температурные (теплые и холодные), весовые (легкие и тяжелые), акустические (тихие, громкие, кричащие, глухие), пространственные (выступают вперед, отдаляются, создают чувство глубины). Цвет может вызывать разные эмоциональные состояния: веселое, грустное, бодрое, печальное, радостное, спокойное, безразличное; рождать эстетические чувства: красоты, безобразного и т. п.

Понятие цветового круга, основные, составные, дополняющие, холодные и теплые цвета.

Практическая работа: выполнить в технике монотипии две тематических композиции на выбор: «Зима», «Лето», «Весна», «Осень» с использованием теплой и холодной гаммы, с учетом насыщенности цвета.


3. Техника свободной росписи.

Приемы выполнения свободной росписи.

Композиционное равновесие.

Выразительные возможности композиции, линии, пятна в росписи. Определенность и характерность открытой и замкнутой линии, волнистая линия-символ воды, суровая музыка прямоугольных очертаний, острые вершины ломаной линии. Распределение цветовых масс, пропорциональность, цветовые контрасты, символика цвета.

Практическая работа: выполнение в технике свободной росписи тематического натюрморта с последующей отмывкой. Композиционное решение на выбор построение в круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. Тема определяется по желанию из предложенных: «Национальные традиции», «Золотая осень», «Этюдник художника», «Стеклянные сосуды», «Хлеб и молоко», «Отражение в зеркале». Выполнение творческого проекта.


4. Техника батика с использованием резерва.

Приемы выполнения росписи с использованием резерва.

Композиционные приемы статика и динамика. Расположение цветовых пятен согласно поставленной цели статично или динамично.

Практическая работа: выполнить роспись с последующей отмывкой и использованием белой или черной гуаши. Тематическая композиция «Морские глубины».

Особенности выбора формата. Понятие диптих, триптих. Узкий, вертикальный и горизонтальный, квадратный форматы, понятие «золотого сечения». Роспись с использованием резерва: эскиз, перевод эскиза на ткань, нанесение резерва, просушка, заливка локальным цветом, доработка деталей.

Практическая работа: выполнить роспись тематической композиции « Ветка сакуры», «Цветы», «Японские мотивы». Выполнение творческого проекта.


5. Техника батика с использованием цветного контура.

Приемы выполнения росписи с использованием цветного контура.

Выбор материала, подготовка основы натягивание шелка на подрамник, эскиз, перевод эскиза на ткань, нанесение цветного контура согласно эскизу, заливка локальным цветом, просушка, доработка контуром поверх росписи.

Практическая работа: выполнение композиции на тему: «Сказы и былины» с использованием цветного контура. Выполнение творческого проекта.




6. Техника батика с использованием травления.

Приемы росписи с использованием добавок для травления.

От хаоса к форме. Метод хаотичного расположения цветовых пятен с последующей доработкой формы. Роспись с использованием добавок, солевые присыпки, водяные пятна.

Практическая работа: выполнение композиции на тему: «Космические дали» с применением добавок. Выполнение творческого проекта.


7. Техника трафаретной росписи в батике.

Виды трафаретов, приемы работы с ними.

Творческие проекты на предложенные темы: декоративная композиция, серия «Птицы», «Животные», «Морские обитатели». Выполнение композиций на основе полученных знаний с применением трафарета. Выполнение творческого проекта.


8. Техника батика многослойного.

Приемы выполнения многослойной росписи.

Роспись с усложнением задачи на цветовое решение. Нюансные цвета, эффект кракелюров.

Практическая работа: выполнение композиции на предложенные темы: «Настроение», «Времена года», «Музыка» роспись в несколько слоев с применением нюансных цветов и эффекта кракелюров. Выполнение творческого проекта.


9. Техника витража в батике.

Приемы использования витражной техники в росписи.

Символика цвета и формы. Первообразы: Мировое дерево, Богиня-мать, дорога -горизонтальная проекция Мирового дерева.

Мировое дерево (дерево жизни, дерево познания, дерево плодородия) воплощает универсальную концепцию мира, является центром мира, его вертикальной осью, которая связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь мир. С ними же соотносятся три первоэлемента: огонь, земля, вода.

Богиня-мать, Мать сыра земля, Макошь. Женский образ замещает Древо жизни стоит под ним или рядом с ним. Молоко богини жизни приравнивается к соку Древа жизни. Это же молоко, дарующее бессмертие, разлито по ночному небу «Млечный путь», оно же падает с неба дождем, кормит землю. Поэтическая картина-метафора о молоке-звездах, дожде и молочной реке может стать предметом очень интересного изображения. Лик Богини-матери менялся со сменой сезонов: весной ее лицо дышало девичьей нежностью, летом-зрелостью молодой женщины, осенью-мудростью заката жизни, зимой-холодом увядания.

Дорога или путь к самому себе является горизонтальной проекцией Мирового древа это жизненный путь, судьба. Дорога имеет начало и конец. Она начинается у порога Дома, который мыслится как центр мира. Дорога как поиск самого себя, по своей сущности этому принципу строятся многие детские книги «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Алиса в зазеркалье» Л.Кэррола и т.д.

Практическая работа: выполнение композиций философского содержания с использованием символики цвета и формы на основе полученных знаний по данной тематике.

Итоговая выставка работ.













































Список литературы

для учителя:

1. Алексеева В. Что такое искусство? «Просвещение». Москва. 1991г.

2. Аллахвердова Е. Батик. Глина. Дерево. «Астрель». Москва. 2001г.

3. Волков Н. Композиция в живописи. «Титул». Обнинск 1977г.

4. Кагане М. Основы дизайна. «Просвещение». Москва. 1993 г.

5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. «Титул». Обнинск. 1996г.

6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. «Просвещение». Москва1988г.


для обучающихся:

  1. Николаева Н. Искусство Японии. «Просвещение». Москва. 2001г.

  2. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве.

«Просвещение» .Москва 2000г.

4. Траудел Хартэл Ткань и краска. «Профиздат». Москва 2007г.

5. Энциклопедия для детей. Том 7.Искусство. «Аванта+». Москва 2000г.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!