СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс "Земля -наш дом"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной  деятельности (общеинтеллектуальное напрвление)8 класс "Земля -наш дом"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс "Земля -наш дом"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Сергиево-Посадского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ №14


__________________


И. В. Горшкова


29 августа 2018 года








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по обще интеллектуальному направлению

«Земля – наш дом»





8«А» класс






Составитель:

Ткаченко Н. А.

Учитель географии








2018 год

Пояснительная записка.


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи— вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Исследовательская и познавательная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Самостоятельная практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Программа “Земля-наш дом” – социальной и интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся к познанию мира. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом» составлена на основании авторских программ И.В. Цвирко «5 класс. Программы курсов по выбору. Естествознание», Волгоград, 2010 год, Е.Н. Дзятковская «Программы внеурочной деятельности», Москва, «Просвещение», 2012 год, Н.П. Карпова «Листая страницы семейного альбома», элективные курсы, Москва, «Дрофа», 2007 год.

Программа внеурочной деятельности по географии способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению курса географии в основной школе. Предложенная программа по внеурочной работе подготовлена для учащихся 5-9 классов классов и рассчитана на 34 часа в каждом классе (один час в неделю).

Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений жизни; освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, формирование устойчивого сознания ведения здорового образа жизни, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, в том числе экологического аспекта.

Задачи программы: направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья;

*развитие наблюдательности, внимания, речи, памяти и др.;
*обогащение социального опыта детей через воспитание эстетического восприятия мира
* формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

* обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

* формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;

* развитие познавательных потребностей и способностей, креативность.

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

* воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

* формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание данной программы перекликается с содержанием программ по психологии, географии, биологии, экологии. Логика обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, макет, рассказ, викторина, КВНы, газета, книга, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются:

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

  • навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;

  • навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

  • навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

  • умения оформлять доклад, исследовательскую работу.


По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Общая характеристика


География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания.

Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.


Место программы в учебном плане

Внеурочная деятельность по географии является частью программы дополнительного образования МБОУ СОШ №14, согласно учебного плана школы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по тематическому планированию.

Темы курсов внеурочной деятельности 5-9 классы.

5 класс – «Мир природы планеты Земля»

6 класс - «Эта удивительная планета - Земля»

7 класс – «Моё родное Подмосковье»

8 класс – «Экологическая культура и здоровый образ жизни»

9 класс – «Листая страницы семейного альбома»


Ценностные ориентиры программы


Начальный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В ходе обучения географии у обучающихся должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- уважение к природе, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


Результаты освоения программы


Обучение направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- умения оформлять доклад, исследовательскую работу.


Метапредметные результаты:

заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.



Предполагаемые результаты реализации программы


Учащиеся должны научиться:

  1. видеть проблемы;

  2. ставить вопросы;

  3. выдвигать гипотезы;

  4. давать определение понятиям;

  5. классифицировать; наблюдать;

  6. проводить эксперименты;

  7. делать умозаключения и выводы;

  8. структурировать материал;

  9. готовить тексты собственных докладов;

  10. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:


  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


По окончании программы активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Учащиеся смогут:


  • продемонстрировать действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы (зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования; разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи)

  • организовать деятельность по самостоятельному исследованию (выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование; зафиксируются полученные знания (учащиеся смогут собрать и обработать информацию; проанализировать и обобщить полученные материалы; подготовить отчет – сообщение по результатам исследования; публично выступить с защитой и доказательством своей идеи)

  • развить исследовательские и творческие навыки; научатся правилам написания исследовательских работ; организовать экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

  • продемонстрировать результаты на конференциях, семинарах; включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 5-9 классов не менее; создадутся у обучающихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; сформируются представления об исследовательском обучении)

Основные понятия:


Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся во внеурочной работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Метод проектов в основной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная работа.



Критерии оценивания различных видов работ учащихся

Формы контроля:

  • альбом,

  • газета,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • модель,

  • плакат,

  • план,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в деятельности требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Следует учитывать навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности школьников. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.


Формы организации учебного процесса.


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Внеурочная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.




Основные методы и технологии.


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.


Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ,учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.


Технологии, методики:


  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровье сберегающие технологии.



Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов (5 класс) предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.


Второй уровень результатов (6 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


Третий уровень результатов (7 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Участие школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Четвертый уровень результатов (8 класс) предполагает умение выделять основные положения и логическую структуру материала; сравнивать в целях выявления общего и особенного; определять свойства. Участие школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Пятый уровень результатов (9 класс) предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества. Умение делать выводы на основании известных действий, анализировать, классифицировать, группировать, сравнивать и обобщать факты. Участие школьников в реализации различных проектов в рамках предпрофильной подготовки.




Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.


Личностные результаты


  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  • организация на занятии парно-групповой работы


Метапредметные результаты


Регулятивные


    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Познавательные


  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

  • осуществлять расширенный поиск информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использованием ресурсов библиотек и Интернета


Коммуникативные


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:


  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента












































Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Экологическая культура и здоровый образ жизни»

8 А класс


Тема

Форма занятия

Дата по плану

Дата по факту

1- четверть

Введение (2 ч)



1.

Клуб «Экология и здоровье»

Беседа, просмотр презентации

05.09


2.

Цели и задачи клуба. Здоровье

Беседа

12.09



Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (4 ч)


3.

Клубная гостиная «Этнография о здоровье»

Лекция

19.09



4.

Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

Просмотр презентации, беседа

26.09


5.

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины

Беседа

03.10


6.

Культурные традиции здорового образа жизни разных времён и народов

Лекция

10.10


Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 ч)


7.

Экологические риски и источники информации.

Беседа, просмотр презентации

17.10


8


Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта

Просмотр и обсуждение фильма

24.10


9.

2-я четверть

Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта

Пресс- конференция

07.11


10.

Особенности питания


Беседа, презентация.

14.11




Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (7 ч)

11.

Ролевая игра, моделирующая ЧС.

Доклады

21.11


12.

Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

Ролевая игра

28.11



13.


Диспут «Цена выживания»

Эко- викторина


05.12



14.


Диспут «Цена выживания»

конкурс реклам

12.12



15

Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

Экологическое путешествие.

19.12


16

Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

Лекция

26.12


17

3-я четверть

Стратегии экологически безопасного поведения

Беседа


16.01


Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (6 ч)

18


Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение.

Подготовка проектов



23.01


19

Исполнение проектов. Правила работы в команде

Подготовка проектов


30.01


20

Критерии социального партнерства

Беседа

06.02


21

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем


Лекция


13.02


22

Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли


беседа

20.02


23


Ответственность каждого организма за свой выбор и принятие решения

беседа

27.03




Экологическая культура как ресурс здоровья, 5 ч

24

Ведущий вклад экологической культуры

Интеллектуально- познавательное мероприятие


06.03


25

Приоритетность образования просвещения в решении экологических проблем

викторина

13.03


26

Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования

викторина

20.03


27

4-я четверть

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры

Просмотр презентации, викторина

03.04


28


Средства просвещения и пропаганды

Экологическая игра

10.04


29


Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение.

Беседа, обсуждение

17.04



30

Выбор темы проекта. Цели и задачи.

Беседа, обсуждение

24.04


31

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения.

Беседа, обсуждение

01.05


32

Подготовка проектов

Беседа, обсуждение

08.05


33

Защита проектов

Конференция


15.05


34

Защита проектов

Конференция


22.05









Учебно-методические средства обучения

Материально-техническое обеспечение


1. Карты мира, РФ

2. Видеоматериалы (по темам)

3. Слайды, презентации по темам

4. Гербарии, коллекции полезных ископаемых

5. Мультимедийное оборудование

Литература

1. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие/ С.В. Алексеев,Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.-М.,2005

2.Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит , кто виноват и что делать/ Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов и др.-М.: МНЭПУ,1997.

3.Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная/ Н.А. Воронков.- М.,1999.

4.Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие/ С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.,1997

5.Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учеб.пособие для постдипломного образования/ Е.Н.Дзятковская .-М.:Образование и экология,2010

6.Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности.Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н.Дзятковская,А.Н.Захлебный и др.-М.: Просвещение,2012.

7.Зверев А.Т. Экология: учеб.пособие для 7-9 кл./ А.Т.Зверев.-М.,1998.

Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.

8.Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995.

9.Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995

Школьный экологический мониторинг/ под ред.Т.Я.Ашимшиной.- М.,2000






















23