Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых городского округа Самара
РАССМОТРЕНО Председатель МО __________ Т.И. Никитина Протокол от 20.06.14 № 5 | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УМР _________ С.Ф. Кузнецова 27.08.14 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 25 ___________ Н.А. Горюнов Приказ от 29.08.14 № ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика в 1-4 классах»
Составители:
учителя МБОУ СОШ № 25 г.о. Самара
Никитина Н.А.
Никитина Т.И.
Макарова Н.В.
Нуреева Г.Г.
Манахова Т.А.
Ненашева И.В.
Чеботарёва И.В.
Карпова Н.Н.
Гниломёдова Э.В.
Гарифуллина Г.М.
Сорокина С.С.
Куприянова В.В.
Рабочая программа для учащихся 1 – 4 классов
по внеурочной деятельности
МБОУ СОШ № 25 г.о. Самара
Занимательная математика
1.Пояснительная записка
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются математические задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В работе со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой используются возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Ø развивать математический образ мышления
Задачи:
Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Ø расширять математические знания в области многозначных чисел;
Ø содействовать умелому использованию символики;
Ø учить правильно применять математическую терминологию;
Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Ø уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Ø Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Ø Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Ø Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Ø Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Ø Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Ø Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
2. Содержание программы:
Название раздела | Количество часов |
| всего | аудиторных | внеаудиторных |
1 класс |
1. Математические игры на развитие внимания, памяти, логики | 14 ч | 9 ч | 5 ч |
2. Решение логических задач | 5 ч | 3 ч | 2 ч |
3. Математические игры на отработку устных вычислительных навыков | 6 ч | 3 ч | 3 ч |
4. Решение нестандартных задач | 3 ч | 3 ч | - |
5. Необычные приёмы устных вычислений | 6 ч | 4 ч | 2 ч |
Всего | 33 ч | 21 ч | 12 ч |
2 класс |
1. История арифметики | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
2. Математические игры на развитие логики | 2 ч | 2 ч | - |
3. Меры измерений | 6 ч | 3 ч | 3 ч |
4. Введение в геометрию | 7 ч | 3 ч | 4 ч |
5. Решение уравнений и графическое моделирование | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
6. Решение задач | 7 ч | 6 ч | 1 ч |
7. Основы программирования | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
Всего | 34 ч | 21 ч | 13 ч |
3 класс |
1.История математики | 9 ч | 6 ч | 3 ч |
2. Решение задач на умножение и деление | 8 ч | 5 ч | 3 ч |
3. Занимательная математическая литература | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
4. Основы компьютерной грамотности | 4 ч | 1 ч | 3 ч |
5. Математические игры. Знакомство с деньгами | 5 ч | 4 ч | 1 ч |
6. Решение занимательных задач | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
Всего | 34 ч | 22 ч | 12 ч |
4 класс |
1. Решение задач. Дроби | 5 ч | 3 ч | 2 ч |
2. Решение задач на движение | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
3. Нахождение площади и объёма фигур | 2 ч | 2 ч | - |
4. Математические игры на развитие наблюдательности | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
5. Арифметические действия. | 7 ч | 5 ч | 2 ч |
6.Математические головоломки | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
7.Решение обратных задач | 4 ч | 3 ч | 1 ч |
8.Введение в геометрию | 5 ч | 2 ч | 3 ч |
Всего | 34 ч | 20 ч | 14 ч |
3. Тематическое планирование (приложение № 1-4)
4. Планируемый результат:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; проявление самостоятельной творческой активности.
2 . Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ):
развитие ценностных отношений к родной культуре и природе, родному Отечеству, знаниям ,миру, людям, своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) : школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; принимать участие во внешкольных акциях познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) ; предметных неделях, праздниках, конкурсах импровизировать ; приобретет опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
5. Материально-техническое обеспечение:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
13. http: // internetUrok.ru / Видеоуроки по основным предметам школьной программы
14. http: //festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
15. http: //www.uchportal.ru/ Сайт для учителей начальных классов
16. Электронное приложение к учебнику математики М.И. Моро 1,2,3,4 классы
17. http: //www.zankov.ru/
18. Электронное тестирование в системе PROClass