СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно – нравственному  направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра»  И.С. Хомяковой, В.И. Петровой: 1- 4 классы, Москва: Вентана - Граф, 2013 в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана на 36 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"»

Приложение 2

Согласовано

Зам. директора МБОУ «СОШ №18»

Энгельсского муниципального района

__________________/С. В. Полищук/


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района

__________________ / Е. Л. Слугина /

приказ №__от «____»_______2018 г.











Рабочая программа по внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению развития личности

кружок «Этика: азбука добра»

для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ №18»

Энгельсского муниципального района

2018/2019 учебный год














Тип программы: модифицированная

составитель: О. Н. Алаторцева,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории








Пояснительная записка


    1. Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой: 1- 4 классы, Москва: Вентана - Граф, 2013 в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана на 36 часов.


    1. Реализация рабочей программы по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» осуществляется в соответствии с:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. Приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357);

  • Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на 2018-2019 учебный год.


    1. Программа по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» предназначена обучающихся 3 а класса МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области.


    1. Программа предназначена для работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Цель работы МБОУ «СОШ № 18»: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования.


    1. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.


    1. Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Образовательные технологии, используемые при работе с детьми:

  • Исследование

  • Учебная поисковая деятельность.

  • Проблемный метод.

  • Игра

  • Проектирование

  • Моделирование

  • Эксперимент

Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.


    1. Планируемые результаты освоения обучающимися по программе по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружка «Этика: азбука добра».

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


    1. Развитие компетентностей в результате реализации программы.

В рабочей программе отражено формирование ключевых образовательных предметных компетентностей: умение систематизировать и обобщать материал; умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; умение выполнять самооценку и взаимооценку, умение организовать взаимосвязь своих знаний; умение контролировать и оценивать свои действия.

У младших школьников формируются компетенции:

  • учебно-познавательная,

  • ценностно-смысловая,

  • коммуникативная,

  • информационная компетенции.

  • сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде;

  • саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление

  • умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;



























Учебно-тематический план

п/п


Тематический блок

(тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)


Кол-во часов


Использование ИКТ


Использование проектной деятельности


Использование исследовательской деятельности


Школьный этикет

8

1

1

1

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

10

2

2

1

О трудолюбии

6

1

2

1

Культура внешнего вида

5

1

2

2

Внешкольный этикет

7

2

1

1

Итого:

36

часов

6

часов

9

часов

6

часов


Использование ИКТ – 6ч. (20%)

Использование проектной деятельности – 9ч.(30%)

Использование исследовательской деятельности – 6ч.(20%)




























Основное содержание тематического плана по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности

кружка «Этика: азбука добра» (37 часов)

п/п

Тематический блок, тема учебного занятия


Виды деятельности

Кол-во

часов

Школьный этикет


8

Приветствие. Мы пришли на урок.

ИКТ

1

Взаимопомощь: учёба и труд


1

Правила поведения на перемене.


1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

Проект.деят-ть

2

Забота о младших


1

Школьное имущество надо беречь.


1

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

Исслед. деят-ть

1

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)


10

Время надо беречь

ИКТ

1

Слово лечит, слово ранит


1

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

Проект.деят-ть

1

Игра «Город вежливости»


1

Вежливый ли я дома?


1

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

ИКТ

1

Милосердие и отзывчивость.

Исслед. деят-ть

1

Забота о пожилых.


1

Корысть – плохое качество.

Проект.деят-ть

1

Шутка или насмешка?


1

О трудолюбии


6

Труд кормит, а лень портит.

Проект.деят-ть

1

Как организовать свой труд

Проект.деят-ть

1

Культура физического и умственного труда

Исслед. деят-ть

1

Золотые руки.


1

Герои труда

ИКТ

2

Культура внешнего вида


5

Что такое культура внешнего вида?

Проект.деят-ть

1

Уход за своими вещами.

ИКТ

1

Одежда будничная и праздничная

Исслед. деят-ть

1

Одежда и осанка.

Проект.деят-ть

1

Вежливость и внешний вид

Исслед. деят-ть

1

Внешкольный этикет


7

Разговор по телефону.


1

Поведение в гостях.

Исслед. деят-ть

1

Я пишу письмо.

ИКТ

1

Поведение на природе


2

Готовимся к празднику.

Проект.деят-ть

1

Осваиваем правило «так нельзя».

ИКТ

1









Календарно-тематический план по внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению развития личности

кружка «Этика: азбука добра»


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Дата проведения

По плану

По факту

Приветствие. Мы пришли на урок.

1


+

07.09


Взаимопомощь: учёба и труд

1

+


14.09


Правила поведения на перемене.

1


+

21.09


Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

2


+

28.09

05.10


Забота о младших

1


+

12.10


Школьное имущество надо беречь.

1


+

19.10


Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

1


+

26.10


Время надо беречь

1


+

02.11


Слово лечит, слово ранит

1

+


09.11


Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

1

+

+

16.11


Игра «Город вежливости»

1

+


23.11


Вежливый ли я дома?

1

+


30.11


Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

+


07.12


Милосердие и отзывчивость.

1

+


14.12


Забота о пожилых.

1


+

21.12


Корысть – плохое качество.

1


+

28.12


Шутка или насмешка?

1

+


11.01


Труд кормит, а лень портит.

1


+

18.01


Как организовать свой труд

1


+

25.01


Культура физического и умственного труда

1


+

01.02


Золотые руки.

1


+

08.02


Герои труда

2

+


15.02

22.02


Что такое культура внешнего вида?

1

+


01.03


Уход за своими вещами.

1

+


15.03


Одежда будничная и праздничная

1


+

22.03


Одежда и осанка.

1

+


29.03


Вежливость и внешний вид

1

+


05.04


Разговор по телефону.

1


+

12.04


Поведение в гостях.

1

+


19.04


Я пишу письмо.

1

+


26.04


Поведение на природе

2


+

03.05

10.05


Готовимся к празднику.

1


+

17.05


Осваиваем правило «так нельзя».

1

+


24.05









Информационно - методическое обеспечение


Литература для учителя:

  1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

  2. О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил.

  4. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В. Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.

  5. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.  

  6. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В. Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с.

  7. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.

  8. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.

  9. Т.Н. Максимова Классные часы 3 класс Москва «Вако», 2009г.

  10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с.


Адреса сайтов:

  • Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"

  • Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов

  • Справочно-информационный портал

  • Портал школьной прессы России

  • http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования

  • http://www.pspo.it.ru - учебный портал

  • http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов

  • http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

  • http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!

  • http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей