Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора про УВР _________ Костюкова Е.А. 24.08.2018г. | Утверждено Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ Приказ от 29.08. 2018 года №54/1 ____________Сорокина Т.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
студия «Аэробика»
Направление: спортивно-оздоровительное
Класс:3-4
Количество часов:33
Учитель: Тарасова Оксана Анатольевна
2018 год
Раздел I.
Пояснительная записка.
Школа будущего – школа завтрашнего дня. Как хотим мы все видеть ее большим, светлым и радостным домом. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения, введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в проекте Государственного образовательного стандарта.
Современная оздоровительная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.
Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а занятия строятся на сотрудничестве учителя и ученика.
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Одним из таких путей являются занятия по оздоровительной аэробике, «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, он должен быть обучен».
Оздоровительная аэробика является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность учащихся и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.
Практическая значимость программы по оздоровительной аэробике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Уроки оздоровительной аэробики ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.
Новизна заключается в том, что она включает новое направление в спорте; оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Настоящая программа способствует формированию у учащихся знаний и умений в области оздоровительной аэробики, которая заняла прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания оздоровительной аэробики, умения сохранять и совершенствовать свое телесное «Я», снимать утомление, вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:
– формирование знаний об оздоровительной аэробике, отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
– совершенствование навыков базовых элементов оздоровительной аэробики, их вариативного использования в самостоятельных учебных занятиях;
– расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
– формирование навыков и умений в выполнении аэробики различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;
– расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
– воспитание морально-волевых, эстетических качеств;
– формирование музыкально-двигательных навыков и умений.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке учащихся.
Учащиеся в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Программа по оздоровительной аэробике основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия аэробикой дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
Организационно-методические формы обучения и проведения занятий в оздоровительной аэробике включают приведенную ниже последовательность освоения материала:
1) двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серии из этих движений);
2) соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
3) комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
4) части комплекса (определенное количество комбинаций);
5) комплекс упражнений оздоровительной аэробики.
Изучение базового движения может осуществляться несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения. Оздоровительная аэробика – это такой вид деятельности, когда преподаватель организует процесс, что называется, «вживую», поэтому и требования к показу здесь особые. Во-первых, широко используется зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Во-вторых, используется так называемый акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием. При этом необходимо осуществлять визуальный контроль за занимающимися, что, кроме правильности обучения, обеспечит еще и безопасность на занятиях.
Оздоровительная аэробика – вид деятельности, в котором музыкальное сопровождение играет главенствующую роль.
Принципы построения программы
Принцип гуманистической направленности в воспитании (сотрудничество с детьми).
Сотрудничество с родителями (родитель – главный воспитатель).
Индивидуальный подход (учёт индивидуальных и половозрастных особенностей ребёнка).
Принцип культуросообразности – воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.
Принцип последовательности в обучении и в воспитании (от простого – к сложному)
Методы реализации программы
Словесные методы
Рассказ
Беседа
Дискуссия
Голосовые сигналы (счёт, подсказки)
Наглядные методы
Визуальные сигналы (визуальный счёт, специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение)
Практические методы
Элементы аэробики (базовые шаги и амплитуды движений руками)
комментированные упражнения на развитие силы и гибкости
Игры
Методы контроля и самоконтроля
Программы (использование всех основных движений классической аэробики)
Тесты на общую физическую подготовку:
1) Steptest определяет выносливость сердечно -сосудистой системы - подсчёт пульса после 3-х минут аэробной нагрузки;
2) Тест на гибкость (поясничная область). Складка в положении сидя;
3) Situp определяет силу мышц брюшного пресса. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под прямым углом, стопы на полу, выполнить максимальное количество раз за минуту;
4) Pushup – отжимание из упора на коленях или из упора лёжа. Определяет силу мышц груди и плечевого пояса.
Методика определения эмоционального состояния «Волшебный градусник определения настроения»
Подсчёт пульса до и после занятий. Составление таблицы контроля.
Шкала прикладываемых усилий для оценки интенсивности занятия
0 – ОТДЫХ Ощущения, когда вы сидите или отдыхаете
1 – ЛЕГКО Ощущения, когда вы идёте в школу или делаете уборку в комнате
2 – НЕМНОГО ТЯЖЕЛО Ощущения, когда вы проводите время на игровой площадке или бегаете с друзьями
3 – ТЯЖЕЛЕЕ Ощущения, когда вы занимаетесь спортом, много долго играете
4 – ТЯЖЕЛО Ощущение, когда вы много пробежали
5 – ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО Максимум. За всю свою жизнь вы так много не бегали и не играли.
Визуальный контроль. Наличие «белого треугольника» (часть лица от носа до подбородка бледнеет, что свидетельствует о дегидратации и переутомлении)
Методы психолого-педагогической диагностики
Наблюдение
Опрос (интервью, анкеты, личностные опросники)
Формы организации деятельности
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с воспитанниками:
Фронтальная
Работа в парах, тройках, малых группах
Индивидуальная
И такие формы деятельности как:
В процессе реализации программы используются и другие формы организации деятельности воспитанников, такие как:
Форма занятий: групповая.
Количество занятий в неделю: 1 занятие, продолжительностью 30 минут.
Длительность программы:
Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение.
1. Журнал «Физическая культура в школе»
2. «Детская аэробика: методика, базовые элементы», Колесникова С.,Феникс, 2005 г.
3. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика в 2-х томах: Теория и методика аэробики. Частные методики. М.: Федерация аэробики России, 2002.
Материально – техническое обеспечение
1. Гимнастические коврики.
2. Скакалки.
3. Гимнастические палки.
4. Фитболы.
5. Кубики.
6. Кегли.
7. Инвентарь для проведения эстафет
8. Музыкальный центр.
9. Аудиозаписи
Раздел II. Результаты освоения.
Предметные:
Знать правила поведения на занятиях, о правильной осанке, названия основных базовых шагов, прыжков, движения руками, иметь представление о плоскостопии и способах его профилактики.
Уметь выполнять требования техники безопасности на занятии, сформировать у себя правильную осанку и сохранять такое положение в течение занятия, правильно выполнять движения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
-организовывать и проводить игры.
Коммуникативные:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
-контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнером.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
-ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «аэробика», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
- раскрывать понятия: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, стретчинг;
- ориентироваться в видах гимнастики, аэробики;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности.
Личностные:
- установка на здоровый образ жизни;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- знание основных моральных норм на занятиях аэробикой и ориентации на их выполнение.
Раздел III. Содержание программы.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. Различные упражнения для рук и плечевого пояса с предметами (скакалками, палками, мячами). Различные упражнения для ног в движении. Упражнения для туловища на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для формирования правильной осанки в различных и. п. с закрытыми глазами. Упражнения для укрепления мышечного корсета на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); в движении. Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в разных исходных положениях. Упражнения на равновесие. Упражнения на гибкость. Комплекс упражнений направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия (без предметов, со скакалкой, упражнения для мышц брюшного пресса, спины в положении лежа на коврике); прыжки (на двух ногах, на одной ноге; одну выставит вперед, другую назад; прыжки, сгибая ноги «лягушка», в упоре присев «мячики», из упора присев – выпрыгивание вверх, с поворотом на 90°, 180° и т. д.); наклоны; выпады;
Раздел 4. Классическая аэробика.
Общие правила техники безопасности на занятиях аэробики и в спортивном зале. Виды аэробики. Ориентация в пространстве. Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Восстановление. Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг, из круга, по кругу.
Повторение и разучивание шагов и прыжков базовой аэробики. Так же осуществляется координационное усложнение за счет изменения ритмической структуры движения, темпа выполнения, смены направления (вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, по квадрату и т. д.). Разучивание комплекса разминки, упражнений в парах.
Раздел 5. Аэробика со скакалкой, мячом, гимнастической палкой
Вращение скакалки в разных направлениях, прыжки через скакалку с вращением вперед, назад в комбинации с вращением скакалки, комплекс упражнений со скакалкой для формирования правильной осанки, комплекс упражнений со скакалкой для профилактики плоскостопия. Упражнения с мячом для развития координации:- передачи из одной руки в другую – перед собой, за спиной, под ногой, партнеру;- броски и ловля после удара о пол;- броски и ловля – двумя руками, одной рукой;- перекаты по полу, по телу.
комплекс упражнений с гимнастической палкой для профилактики плоскостопия; комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки.
Раздел 6. Хореографические упражнения
Хореографические упражнения у станка.
Раздел 7. Подвижные игры.
Русские народные подвижные игры. Национальные подвижные игры.
Раздел 8. Танцевальная аэробика
Элементы бального танца, современного танца. Комплекс по классической аэробике.
Раздел IV.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Факт. |
Общая физическая подготовка |
1 | Виды аэробики. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Тестирование физических качеств. | 1 | 06.09 | |
2 | Упражнения для рук и плечевого пояса | 1 | 13.09 | |
3 | Упражнения для ног | 1 | 20.09 | |
4 | Упражнения для туловища | 1 | 27.09 | |
Специальная физическая подготовка |
5 | Комплекс упражнений на укрепление мышц корсета | 1 | 04.10 | |
6 | Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в разных исходных положениях | 1 | 11.10 | |
7 | Упражнения для формирования правильной осанки | 1 | 18.10 | |
8,9 | Упражнения на гибкость | 2 | 25.10 01.11 | |
10,11 | Упражнения для профилактики плоскостопия | 2 | 15.11 22.11 | |
12 | Упражнения на равновесие | 1 | 29.11 | |
13 | Тестирование физических качеств | 1 | 06.12 | |
Классическая аэробика |
14 | Прыжковые связки классической аэробики | 1 | 13.12 | |
15 | Связки шагов классической аэробики | 1 | 20.12 | |
16 | Аэробика в парах | 1 | 27.12 | |
Аэробика со скакалкой, гимнастической палкой |
17 | Вращение скакалки в разных направлениях | 1 | 10.01 | |
18 | Прыжки через скакалку с вращением вперед, назад | 1 | 17.01 | |
19 | Прыжки через скакалку с вращением вперед, назад в комбинации с вращением | 1 | 24.01 | |
20 | Комплекс упражнений со скакалкой для формирования правильной осанки | 1 | 31.01 | |
21 | Комплекс упражнений со скакалкой для профилактики плоскостопия. | 1 | 07.02 | |
22 | Комплекс упражнений для разминки | 1 | 14.02 | |
23 | Упражнения с гимнастической палкой для профилактики плоскостопия. | 1 | 21.02 | |
24 | Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки | 1 | 28.02 | |
Хореографические упражнения |
25 | Хореографические упражнения у станка | 1 | 07.03 | |
Подвижные игры |
26 | Русские народные подвижные игры. | 1 | 14.03 | |
27 28 | Национальные подвижные игры. | 2 | 21.03 04.04. | |
29 | Веселые старты | 1 | 11.04 | |
30 | Тестирование физических качеств | 1 | 18.04 | |
Танцевальная аэробика |
31 | Элементы бальных танцев | 1 | 25.04 | |
32 33 | Элементы современного танца | 2 | 16.05 23.05 | |