Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования посёлка Беринговского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Зарничка» для 7-8 класса
Автор:
Галюжин Сергей Александрович,
учитель физической культуры,
I квалификационная категория
п. Беринговский,
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. В подростковой среде авторитет Российской Армии очень низок. Особенно эта ситуация усилилась после вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, в Приднестровье. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего. Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Зарничка». Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Программа «Зарничка», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу. Военно-патриотическое воспитание программы направлено на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия.
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
развитие физических, духовных и нравственных качеств личности;
формирование здорового образа жизни;
закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности. Программа состоит из 5 тем: основы знаний «Зарничка», физическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества, медицинская подготовка. Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и девушки в возрасте 13 - 15 лет, количество обучающихся в группе 12 – 15 человек, набор детей в группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные, продолжительность занятий – 1 час в неделю. При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе».
Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации рабочей программы «Зарничка».
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.
Предметные: Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации данной программы:
члены объединения освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;
Литература для педагога.
1. Журнал «Вестник Молодежной политики», №11, 2005 год.
2. Перов А.П., Воробьев М.С. «Организация и содержание работы оборонно-спортивного лагеря для молодёжи», Учебнометодическое пособие, Тюмень УЦ «Аванпост» 2000 год.
3. А.Т Смирнов, В.А. Васнев «Основы военной службы», Учебное пособие, М. «Дрофа» 2004 год.
4. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., АСТ, 1998 год.
5. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ/ Под ред. В.А Золотарёва, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.
6. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
7. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 2004.
9. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Прикладная физическая подготовка. 10-11 классы» Москва «Владос пресс»2003 г. 10.Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников» Пособие для учителя. Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г.
11.Журнал ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1998 – 2001. №1 – 12.
Литература для детей.
1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт»1990г.
2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.
3. Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.
4. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6- 8 классов средней школы. М. 1989г. 5. Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Зарничка» в 7-8 классах 1 раза в неделю (35занятий в год)
на 2018– 2019 учебный год
№ урока | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика |
Тема 1: Военно-историческая подготовка. (4 часа) |
1. | История Малой Родины - родного края. | 1 | 1 | |
2. | Ратная история России, история Вооруженных сил. | 1 | | 1 |
3. | История жизни и деятельности воинов, военноначальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов. | 1 | 1 | |
4. | История военной символики и формы (мундира). | 1 | 1 | |
Тема 2: Основы военной службы. (14 часов) |
5. | Воинская обязанность и военная служба граждан. | 1 | | 1 |
6. | Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | 1 | 1 | |
7. | Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | 1 | | 1 |
8. | Приемы и правила стрельбы. | 1 | 1 | |
9. | Приемы и правила стрельбы. | 1 | | 1 |
10. | Производства стрельбы. | 1 | | 1 |
11. | Стрелковая тренировка. | 1 | | 1 |
12. | Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф. | 1 | 1 | |
13. | Строевой шаг. | 1 | | 1 |
14. | Строевой шаг. | 1 | | 1 |
15. | Выполнение воинского приветствия. | 1 | | 1 |
16. | Выполнение воинского приветствия. | 1 | | 1 |
17. | Развернутый строй отделения. | 1 | | 1 |
18. | Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. | 1 | | 1 |
Тема 3: Прикладная физическая подготовка. (8часов) |
19. | Упражнения для развития общей выносливости . | 1 | | 1 |
20. | Упражнения для развития общей выносливости. | 1 | | 1 |
21. | Тренировка в преодолении полосы препятствий по элементам. | 1 | | 1 |
22. | Совершенствование навыков в преодолении полосы препятствий. | 1 | | 1 |
23. | Совершенствование навыков в преодолении полосы препятствий. | 1 | | 1 |
24. | Разучивание и тренировка в выполнении приемов рукопашного боя. | 1 | | 1 |
25. | Разучивание и тренировка в выполнении приемов рукопашного боя. | 1 | | 1 |
26. | Закрепление и тренировка в выполнении приемов рукопашного боя. | 1 | | 1 |
Тема 4: Основы военно-технической и специальной подготовке. (5часов) |
27. | Вооружение Российской армии. | 1 | 1 | |
28. | Ученые и конструкторы оружия Победы. | 1 | 1 | |
29. | Автомат Калашникова. | 1 | | 1 |
30. | Разборка и сборка автомата Калашникова. | 1 | | 1 |
31. | Устройство и правила стрельбы из малокалиберной винтовки. | 1 | | 1 |
Тема 5: Подготовка к участию военно-патриотической игре "Зарница" (4часа) |
32. | Подготовка к конкурсам и соревнованиям. | 1 | | 1 |
33. | Подготовка к конкурсам и соревнованиям. | 1 | | 1 |
34. | Подготовка к конкурсам и соревнованиям. | 1 | | 1 |
35. | Подготовка к конкурсам и соревнованиям. | 1 | | 1 |