УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №3
с. Арзгир
_______И.Н.Лахно
« » августа 2016 года
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № от
« » августа 2016 года
СОГЛАСОВАННО: Зам.директора по ВР
________Н.В.Быстрицкакя
« » августа 2016 года
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Строевая подготовка»
1-4 классы
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №3с. Арзгир
Романов Николай Владимирович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Строевой подготовки» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Федеральной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020гг.», Общевоинскими уставами ВС РФ. Рабочая программа курса «Строевая подготовка» разработана для обучающихся 1-4 классов, возраст от 6 до10 лет, на основе «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год. Программа по «Строевой подготовки» составлена для работы в профильном классе по правилам дорожного движения для 1-4 «Юная смена ГИБДД».
Актуальность.
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Строевое обучение – дисциплинирует, вырабатывает четкость в действиях, собранность, образцовый внешний вид, отличную строевую выправку.
Целью программы «Строевая подготовка», является оказание влияния на все стороны жизни и деятельности учащихся. Она закаляет их волю, способствует соблюдению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Задачи программы:
- приобретение строевой выучки;
- дисциплинированность учащихся;
- выработка у детей быстроты и четкости действий;
- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях физической культуре и по другим предметам обучения.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип сознательности и активности - каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи;
принцип наглядности - наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал;
принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний и навыков.
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, что даёт возможность самостоятельного выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
принцип систематичности занятий - успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении; принцип постепенного повышения требований - улучшение качества выполнения строевых приемов и повышение уровня строевой подготовки можно достичь, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования к обучающимся.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Устав образовательного учреждения.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий обучающихся. Основой подготовки к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает способность быстро, точно и одновременно исполнять команду учителя. Строевая подготовка основана на глубоком понимании детей необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе отделения.
Данная программа является частью общей предметной области «Кадетское воспитание» и разработана для успешной социализации учащихся, оказания влияния на все стороны жизнедеятельности.
Специфика программы требует особой организации учебной деятельности в форме деятельностного подхода.
Практическая сторона образования связана с дисциплинированностью; выработки быстроты и четкости действий; приобретение навыков строевой подготовки, духовно-нравственным и патриотическим развитием ребёнка.
Практическая полезность «Строевой подготовки» обусловлена эффективным, всесторонним развитием личности школьника. Обучение строевой подготовке даёт возможность развить у учащихся строевой выправки, подтянутости, выносливости, дисциплинированности, внимательности, воспитание ответственности и чувства коллективизма.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Программа составлена в рамках экспериментальной площадке на базе МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, для профильного класса по правилам дорожного движения «Юная смена ГИБДД» для 1-4 классов.
«Строевая подготовка» является предметом в системе дополнительного образования классов. Программа рассчитана на четыре года, 1-4 класс, 135 часов (1 час в неделю).
Количество часов по данному предмету составляет:
| 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого за год | 33 | 34 | 34 | 34 |
В каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательного учреждения, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ПРОГРАММЫ.
Раскрытие огромного воспитательного потенциала программы «Строевая подготовка» обеспечивает приоритет духовно-нравственного и военно-патриотического развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания, гордости за нашу Родину.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
бескорыстная помощь своим сверстникам, умение находить с ними общий язык и общие интересы;
принятие и освоение традиций, ценностей, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильной оценки происходящих событий.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых строевых движений, использовать их в других школьных дисциплинах.
Предметные результаты:
знать основные положения Строевого устава ВС РФ;
знать правила ношения формы;
уметь выполнять обязанности перед построением в строю, строго соблюдать установленные;
уверенно и чётко выполнять строевые приёмы на месте и в движении с требованиями Строевого устава ВС РФ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Начальный курс по обучению строевой подготовке максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении построений имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Строевая подготовка включает:
- теоретические и исторические приемы строевой подготовки;
- одиночное строевое обучение;
- обучение действиям в строю отделений в пешем порядке;
- обучение выполнению обязанностей командира отделения по управлению строем.
Основой строевой подготовки является одиночное строевое обучение.
Совершенствование строевой выучки и их практических навыков проводится на занятиях по всем изученным предметам в повседневной жизни, на всех построениях и передвижениях, при подготовке и проведении строевых смотров, при исполнении строевых песен и в ходе мероприятий. Строевые смотры проводятся не менее двух раз в год.
Все занятия и смотры должны проводиться в строгом соответствии с требованиями Строевого устава Вооружённых Сил РФ. При их организации необходимо использовать рекомендации пособий по строевой подготовке.
Обучение строевым приёмам должно проводиться в последовательности:
Его разучивание;
Тренировка.
Для ознакомления необходимо: назвать его (приём); указать где и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется приём; образцово показать его выполнение в целом, затем показать в медленном темпе (по разделениям) с кратким пояснением порядка выполнения.
Разучивание строевого приёма проводится вначале по разделениям с помощью подготовительных упражнений, а затем в целом. Руководитель занятия, подавая команды на выполнение строевого приёма должен следить за его отработкой двумя-тремя учащимися и исправлять допущенные ими ошибки. Остальные учащиеся по этим командам одновременно повторяют приём. Закончив разучивание приёма с одной группой, руководитель занятия переходит к обучению следующих групп до усвоения его всеми обучаемыми.
Тренировка в выполнении приёма заключается в многократном его повторении до получения прочных навыков.
Первый год обучения (33 часа)
Дети знакомятся с предметом «Строевая подготовка». Построив класс (отделение) в одну шеренгу, преподаватель объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя.
Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Преподаватель предлагает одному - двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Рассказав о назначении команд и показав порядок их подачи и выполнения, следует перейти к изучению обязанностей перед построением и в строю, но прежде, необходимо разъяснить обучаемым требования Строевого устава, предъявляемые перед построением и в строю.
В ходе занятия преподаватель проверяет аккуратность и внешний вид, приучает учащихся к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных во внешнем виде; обучает определению своего места в строю и соблюдению дисциплины.
На примерах аккуратно и неряшливо одетых обучаемых преподаватель объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстрирует, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.
Преподаватель рассказывает обучаемым о назначении команд, и как правильно их выполнять. Он говорит, что команды служат для управления строями, подаются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.
Для ознакомления с командами командир практически подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.
Команда разделяется па предварительную и исполнительную; могут быть и только исполнительные команды.
Предварительная команда: подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.
Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. Исполнительная команда немедленно и четко выполняется.
Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «ОТДЕЛЕНИЕ – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов, кру-ГОМ» и так далее. После объяснения преподаватель подает голосом несколько команд, состоящих из предварительной и исполнительной, требует выполнить их. Например: «Отделение, шагом - МАРШ», «Товарищ Сидоров, кру-ГОМ» и т. п.
После объяснения преподаватель подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и требует, чтобы обучаемые выполнили их.
В заключение преподаватель поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде «ОТСТАВИТЬ» принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.
К концу учебного года дети должны знать:
- свое место в строю;
- основные приемы и движения построений;
- основные команды построений.
К концу учебного года дети должны уметь:
- строиться по команде преподавателя или командира отделения;
- исполнять команды преподавателя или командира отделения;
- держать необходимую дистанцию в строю.
Второй год обучения (34 часа).
Обучающиеся продолжают знакомиться с элементами построений:
Фланг - правая и левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (обучаемыми), подразделениями и частями.
Ширина строя — расстояние между флангами.
После объяснения и показа элементов одношереножного строя преподаватель перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.
В двухшереножном строю, военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).
Преподаватель предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.
Далее учащиеся знакомятся с понятием «строевая стойка». Строевая стойка принимается по команде «Становись» или «Смирно».
Изучение строевой стойки начинается с образцового показа ее преподавателя; при этом обучаемые должны видеть его спереди сбоку. Затем преподаватель рассказывает обучаемым, по каким командам и в каких случаях принимается строевая стойка, и показывает порядок ее принятия по разделениям, кратко поясняя выполнение каждого ее элемента. После этого он приказывает ученикам принять строевую стойку самостоятельно и проверяет каждого из них, отмечая недостатки, а затем приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Начинать целесообразно с подготовительных упражнений для выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, плеч и головы.
К концу второго года бучения дети должны знать:
- расстояние и интервалы при построении;
- понятия «фланг», «фронт», «тыльная сторона», «строевая стойка», «интервал», «ширина строя»;
- правила построения в условиях смотра.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- четко следовать командам преподавателя или командира;
- выполнять строевые приемы в условиях смотра;
- уметь самостоятельно выявлять ошибки и исправлять их.
Третий год обучения (34 часа).
Учащиеся продолжают изучать и совершенствовать основные правила и приемы построений. При этом преподаватель подключает музыкальное сопровождение строя.
Также изучается отдание воинского приветствия в движении: преподаватель выстраивает отделение в одну шеренгу, показывает и поясняет технику выполнения приема в начале в целом, затем по разделениям, указывая, что для воинского приветствия в движении вне строя за 3-4 шагов до начальника надо прекратить движение руками, повернуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо.
По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону начальника.
По счету «Делай - ДВА, делан - ТРИ, делай - ЧЕТЫРЕ, делай - ПЯТЬ, делай - ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть начальнику и лицо.
По следующему счету «Делай - РАЗ», пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.
Изучив прием по разделениям, преподаватель тренирует обучаемых и выполнении его в целом. Для последующей тренировки он выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.
К концу третьего года бучения дети должны знать:
- основные приемы построений и движений;
- правила отдание воинского приветствия в движении;
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- двигаться в строю под музыку;
- отдавать воинское приветствие в движении;
Четвертый год обучения (34 часа).
Строевые приёмы в движении с исполнением песни: дети разучивают песни и совершенствуют строевую выправку. Закрепляются и оттачиваются ранее изученные команды и понятия строевой подготовки.
Строи отделения. Практика в командовании строями отделения. Преподаватель практикует поочередно каждого воспитанника на умение командовать строем на своем примере.
К концу четвертого года обучения дети должен знать:
- строевые песни;
- приемы движения строя с исполнением песни;
- приемы командования строем;
- программу конкурса «Малые зарнички».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема раздела и количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
1 класс |
1. | Строевая стойка. Расчёт на 1,2., и по порядку. (4 часа) | Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», «Надеть». Элементы строя. | Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление на начальном этапе. Понятия «строй» «шеренга» | Личностные результаты |
2. | Повороты на месте. (6 часов) | Выполнение команд: «На пра-Во», «На ле-Во», «Пол-оборота на ле-Во, на пра-Во, «Кру-Гом». | Знакомство и тренировка поворотов на месте. Виды построений, команды для перестроения. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
3. | Перестроения. (4 часа) | Перестроения в две, три шеренги и обратно. | Расчёт и перестроение. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
4. | Контрольное занятие. (2 часа) | Сдача изученных элементов. | Проверка усвоения изученного материала. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
5. | Шаг на месте и походный шагом. Изучение и отработка строевого походного шага. Движение рук, ног. (7 часов) | Воспитание чувства ритма в маршировании на месте и походным шагом. Правильное движение рук. Команды: «На месте шагом – МАРШ», «Походным шагом – МАРШ» | Шаг на месте. Походный шаг. Правильное движение рук. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
6. | Движение строевым шагом. (8 часов) | Строевой шаг. Постановка ног и движение рук. Индивидуально и в отделении. | Строевой шаг. Движение рук и ног в движении. Вынос постановка ног. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
7. | Контрольное занятие. (2 часа) | Выполнение строевых элементов в отделении. | Элементы конкурсной программы. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
| Итого за год 33 часа |
№ п/п | Тема раздела и количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
2 класс |
1. | Строевая стойка. Расчёт на 1,2., и по порядку. (4 часа) | Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», «Надеть». Расчёт на 1,2 и по порядку. Элементы строя. | Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление на начальном этапе. Понятия «строй» «шеренга» | Личностные результаты |
2. | Повороты на месте. (6 часов) | Выполнение команд: «На пра-Во», «На ле-Во», «Пол-оборота на ле-Во, на пра-Во, «Кру-Гом». | Знакомство и тренировка поворотов на месте. Виды построений, команды для перестроения. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
3. | Перестроения. (4 часа) | Перестроения в две, три шеренги и обратно. | Расчёт и перестроение. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
4. | Контрольное занятие. (2 часа) | Сдача изученных элементов. | Проверка усвоения изученного материала. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
5. | Шаг на месте и походный шагом. Изучение и отработка строевого походного шага. Движение рук, ног. (7 часов) | Воспитание чувства ритма в маршировании на месте и походным шагом. Правильное движение рук. Команды: «На месте шагом – МАРШ», «Походным шагом – МАРШ» | Шаг на месте. Походный шаг. Правильное движение рук. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
6. | Движение строевым шагом. (8 часов) | Строевой шаг. Постановка ног и движение рук. Индивидуально и в отделении. | Строевой шаг. Движение рук и ног в движении. Вынос постановка ног. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
7. | Контрольное занятие. (3 часа) | Выполнение строевых элементов в отделении. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. | Элементы конкурсной программы. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
| Итого за год 34 часа |
№ п/п | Тема раздела и количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
3 класс |
1. | Правила выполнения воинского приветствия вне строя на месте без головного убора в головном уборе. Отработка элемента по разделениям и в целом. (4 часа) | Объяснение и показ выполнения воинского приветствия. Прохождение строя с исполнением песни и основных команд. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. | Знакомство с новыми элементами и их отработка. Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление на начальном этапе. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
2. | Выполнение воинского приветствия в движении. Правило выполнения воинского приветствия в движении. Отработка элемента по разделениям и в целом. (4 часа) | Объяснение и показ выполнения воинского приветствия в движении. Команды «Смирно», «Равнение на-ЛЕВО» (право). Постановка ног, поворот головы и прикладывание руки к голове. Голос при отдаче команд. | Строевой шаг. Движение рук и ног в движении. Поворот головы в сторону при равнении. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
3. | Подход к начальнику. Отработка элемента по разделениям и в целом. Форма доклада. (6 часов) | Объяснение и показ. Вызов и выход военнослужащего. Команды «Юнармеец Иванов», «На столько-то шагов выйти из строя». Подход к начальнику за 2-3 шага и доклад. Возвращение в строй. Голос при отдаче команд. | Выход из строя по команде. Подход к начальнику. Прикладывание руки к голове. Форма доклада. Возвращение в строй. Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление на начальном этапе. | Личностные результаты, |
4. | Контрольное занятие. (2часа) | Сдача изученных элементов. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. | Проверка усвоения изученного материала. Показательные выступления. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
5. | Повороты в движении. Отработка строевых элементов по разделениям и в целом. (6 часов) | Выполнение команд: «На пра-Во», «На ле-Во», «Кру-Гом». | Знакомство и тренировка поворотов в движении. Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление на начальном этапе. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
6. | Движение строевым шагом с поворотами и перестроениями. Конкурсная программа. (6 часов) | Строевой шаг. Постановка ног и движение рук. Индивидуально и в отделении. | Строевой шаг. Движение рук и ног в движении. Вынос постановка ног. Подготовка к конкурсу смотра строя и песни. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
7. | Контрольное занятие. (2 часа) | Выполнение строевых элементов в отделении. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. | Выполнение конкурсной программы «Малые зарнички» | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
8. | Участие в школьном и районном конкурсе «Малые зарнички», и в параде 9 мая. (4 часа) | Выполнение конкурсной программы «Малые зарнички». Участие в параде 9 мая. | Показательные выступления, демонстрация изученных строевых элементов. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
| Итого за год 34 часа |
№ п/п | Тема раздела и количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
4 класс |
1. | Движение отделения (отряда) строевым шагом, повороты в движении. Отработка элементов строевого шага по разделениям и в целом. Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал. (6 часов) | Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», «Надеть». Расчёт на 1,2 и по порядку. Строевой шаг. Постановка ног и движение рук. Индивидуально и в отделении. Прохождение строя с исполнением песни и основных команд. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. Элементы строя. | Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
2. | Выход из строя и возращение в строй. Отработка элементов строевой подготовки по разделениям и в целом. Проведение тренингов. Дистанция, ширена строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд, колона. (6 часа) | Выполнения воинского приветствия в движении. Команды «Смирно», «Равнение на-ЛЕВО» (право). Постановка ног, поворот головы и прикладывание руки к голове. Вызов и выход военнослужащего. Подход к начальнику за 2-3 шага и доклад. Возвращение в строй. Прохождение строя с исполнением песни и основных команд. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд.Элементы строя. | Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
3. | Подход к начальнику и отход от него. Отработка элементов строевой подготовки по разделениям и в целом. Походный строй, направляющий, замыкающий, развернутый строй. (6 часов) | Выполнение команд в движении: «На пра-Во», «На ле-Во», «Кру-Гом». Вызов и выход военнослужащего. Команды «Юнармеец Иванов», «На столько-то шагов выйти из строя». Подход к начальнику за 2-3 шага и доклад. Возвращение в строй. Элементы строя. | Анализ деталей выполнения упражнений и их исправление. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
4. | Контрольное занятие. (4 часа) | Показательные выступления. Выполнение конкурсной программы «Малые зарнички». | Закрепление изученного материала. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
5. | Движение строевым шагом с поворотами и перестроениями под строевую музыку. Конкурсная программа. (8 часов) | Строевой шаг. Постановка ног и движение рук. Индивидуально и в отделении. Прохождение строя с исполнением песни и основных команд. Командование строем. Правила отдачи команд. Голос при отдаче команд. | Закрепление изученного материала. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
6. | Участие в школьном и районном конкурсе «Малые зарнички», выступление на вечерней поверке и в параде 9 мая. (4 часа) | Выполнение конкурсной программы «Малые зарнички». Участие в параде 9 мая. | Показательные выступления, демонстрация изученных строевых элементов. | Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты |
| Итого за год 34 часа |
Список используемой литературы.
Устав ВС РФ.
В.Н. Миронов, Н. В. Кораванец Кадеты Красноярья. Кадетский компонент содержания образования и механизмы его реализации. Программно-методические материалы. Выпуск 2. Красноярск, 2003
«Примерные программы внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011год.
Методическое пособие. Методика военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлева. Москва. Издательство «Айрис-пресс» 2006
Начальная военная подготовка. Издательство «АСТ, Харвест». 2001 г.
Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» 1-11 классы. Б.Н.Серов. Москва. Издательство «ВАКО» 2005 г.
Курнешова Л.Е. «Кадетское образование в Москве» Центр «Школьная книга» Москва 2006г.