СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Биология для любознательных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внерочной деятельности направленна на формирование у обучающихся познавательного интереса к обучению биологии, развитию положительной учебной мотивации, осознанию необходимости приобретения УУД, умению применять предметные знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Биология для любознательных"»

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

«Велижанская средняя общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края

Филиал в с. Зыково




«Согласовано»

на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла

Протокол №______

От ________________2018г.

Руководитель МО__________

­­­­­­­

«Принято»

зам. директора по УВР

МКОУ «Велижанская сош»

__________/Рязанова Н.В.

Протокол №_____

От____________ 2018 г


«Утверждаю»

Директор школы

МКОУ «Велижанская сош»

__________/Щербинина В.В.

Приказ № _______

От ________________ 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Биология для любознательных»

для учащихся 5 – 6 классов

на 2018 – 2019 учебный год







Составитель:

Радькова Людмила Михайловна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория.














с. Зыково – 2019г.

Пояснительная записка


  Программа внеурочной деятельности «Биология для любознательных» реализует требования Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на 1 год. Курс рекомендован для внеклассной деятельности в 5 или 6 классах.

Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 и 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.


Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;

  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;

  • развитие общеучебных умений и навыков: развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;

  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;

  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.


Общая характеристика программы внеурочной деятельности.


Деятельность школьников при освоении программы «Биология для любознательных» имеет отличительные особенности:

  • практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.


Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные творческие дела (КТД), коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.

Место данного курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность,

носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю).

Занятия по программе проводятся во внеурочное время.


Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.


В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы: начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД

  • анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

Предметные результаты

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.






Содержание программы внеурочной деятельности

«Биология для любознательных»

(34 часа в год, 1 час в неделю)


Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (7 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Мир малых величин (7 ч.)

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.

Удивительные растения (7ч.)

Водоросли. Первопроходцы. Растения - индикаторы. Грибы. Микология. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

Мир животных (6 ч.)

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.

Исследовательская работа (4 ч)

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.

Подведение итогов кружковой работы (3ч.)

Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.



Тематический план

программы внеурочной деятельности


Наименование темы

Количество

часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Т.Б.

1


Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

4

3

Мир малых величин.

Клетка: строение, состав, свойства. Размножение клеток. Микропрепараты. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.

4

3

Удивительные растения.

Водоросли. Первопроходцы. Растения – индикаторы. Грибы. Микология. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

4

3

Мир животных.

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Аквариумный мир в доме. Животные – рекордсмены. Животные – мои друзья.

5

1

Я – исследователь.

Индивидуальные исследовательские проекты. Оформление результатов исследовательской работы. Презентация исследовательских проектов.

-

4

Подведём итоги работы кружка (3 ч).

Представление результатов работы. Анализ работы. Оформление ПОРТФОЛИО учащихся.

1

1

Всего: 34 ч

19

15



Тематический поурочный план курса внеурочной деятельности

«Биология для любознательных»

(34 часа в год, 1 час в неделю)


урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория: правила работы в ней. Техника безопасности.

1

Тема 1. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (7 ч)

2

Методы изучения живых организмов. История создания и развития увеличительных приборов. КТД.

1

3

Методы изучения живых организмов. Наблюдение. Измерение. КТД.

1

4

Методы изучения живых организмов. Эксперимент. Практическая работа 1.

1

5

Строение микроскопа и правила работы с ним.

1

6

Строение микроскопа и правила работы с ним. Практическая работа 2.

1

7

Овладение методикой работы с микроскопом. Практическая работа 3.

1

8

Овладение методикой работы с микроскопом. Исследовательский проект.

1

Тема 2. Мир малых величин (7 ч)

9

Клетка: строение, состав, свойства. Проект «Путешествие по клетке». КТД.

1

10

Проект «Путешествие по клетке». КТД.

1

11

Размножение клеток: митоз и мейоз.

1

12

Микропрепараты. Одноклеточные организмы. Практическая работа 4.

1

13

Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих».

1

14

Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. Практическая работа 5. Исследовательский проект.

1

15

Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. Практическая работа 6. Исследовательский проект.

1

Тема 3. Удивительные растения (7 ч)

16

Водоросли. Виртуальное путешествие в подводный мир.

1

17

Первопроходцы. Растения – индикаторы. Практическая работа 7.

1

18

В мире грибов. Микология. Практическая работа 8.

1

19

Покрытосеменные растения. Плоды и семена. КТД.

1

20

Лекарственные растения. Практическая работа 9.

1

21

Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. КТД.

1

22

Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. КТД.

1

Тема 4. Мир животных (6 ч)

23

Кишечнополостные животные. Что я о них знаю?

1

24

Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? КТД.

1

25

Какими бывают жуки и бабочки? Практическая работа 10.

1

26

Аквариумный мир в доме. КТД.

1

27

Животные – рекордсмены. КТД.

1

28

Собака и кошка – мои друзья. Исследовательский проект.

1

Тема 5. Я – исследователь (4 ч)

29

Индивидуальные исследовательские проекты. Практическая работа 11.

1

30

Индивидуальные исследовательские проекты. Практическая работа 12.

1

31

Оформление результатов исследовательской работы. Практическая работа 13.

1

32

Презентация исследовательских проектов. Практическая работа 14.

1

Подведём итоги работы кружка (3 ч).

33

Представление результатов работы. Анализ работы.

1

34

Оформление ПОРТФОЛИО учащихся. Практическая работа 15.

1

Всего часов

Из них -15 практических работ, 10 КТД, 3 исследовательских проекта.

34




Учебно-методическая литература:


  • Новое в преподавании в школе. Биология. 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся. Изд-во Учитель М.: 2015.

  • Познавательно-исследовательская деятельность учащихся на экологической тропе. 5 класс.

  • Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.

  • Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;

  • Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний под редакцией кандидата биологических наук В.А. Мешик. Рекомендовано для школьников. Ю.К. Школьник Серия книг. Подводный мир, Животные наших лесов, Хищные животные, Тропические растения. Изд-во Эксмо. 2014.

  • Занимательно о Ботанике. С. Ивченко.

  • Календарь русской природы Л.Н.Стрижёв. М.: Русский колос.

  • Занимательная физиология растений. В.И. Артамонов.











ЛИСТ

внесения изменений в рабочую программу

по внеурочной деятельности



Дата внесения изменения

Содержание изменения

Нормативный акт, закрепляющий изменение

Подпись лица, внесшего изменение
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!