Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Филиал в с. Зыково
«Согласовано» на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол №______ От ________________2018г. Руководитель МО__________ | «Принято» зам. директора по УВР МКОУ «Велижанская сош» __________/Рязанова Н.В. Протокол №_____ От____________ 2018 г | «Утверждаю» Директор школы МКОУ «Велижанская сош» __________/Щербинина В.В. Приказ № _______ От ________________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Биология для любознательных»
для учащихся 5 – 6 классов
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Радькова Людмила Михайловна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория.
с. Зыково – 2019г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Биология для любознательных» реализует требования Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на 1 год. Курс рекомендован для внеклассной деятельности в 5 или 6 классах.
Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 и 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
формирование системы научных знаний о живой природе;
способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
развитие общеучебных умений и навыков: развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;
формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Деятельность школьников при освоении программы «Биология для любознательных» имеет отличительные особенности:
практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные творческие дела (КТД), коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
Место данного курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность,
носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю).
Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы: начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Предметные результаты
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Биология для любознательных»
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (7 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Мир малых величин (7 ч.)
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.
Удивительные растения (7ч.)
Водоросли. Первопроходцы. Растения - индикаторы. Грибы. Микология. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.
Мир животных (6 ч.)
Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.
Исследовательская работа (4 ч)
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.
Подведение итогов кружковой работы (3ч.)
Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.
Тематический план
программы внеурочной деятельности
Наименование темы | Количество часов |
Теория | Практика |
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Т.Б. | 1 | |
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. | 4 | 3 |
Мир малых величин. Клетка: строение, состав, свойства. Размножение клеток. Микропрепараты. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. | 4 | 3 |
Удивительные растения. Водоросли. Первопроходцы. Растения – индикаторы. Грибы. Микология. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. | 4 | 3 |
Мир животных. Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Аквариумный мир в доме. Животные – рекордсмены. Животные – мои друзья. | 5 | 1 |
Я – исследователь. Индивидуальные исследовательские проекты. Оформление результатов исследовательской работы. Презентация исследовательских проектов. | - | 4 |
Подведём итоги работы кружка (3 ч). Представление результатов работы. Анализ работы. Оформление ПОРТФОЛИО учащихся. | 1 | 1 |
Всего: 34 ч | 19 | 15 |
Тематический поурочный план курса внеурочной деятельности
«Биология для любознательных»
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория: правила работы в ней. Техника безопасности. | 1 |
Тема 1. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (7 ч) |
2 | Методы изучения живых организмов. История создания и развития увеличительных приборов. КТД. | 1 |
3 | Методы изучения живых организмов. Наблюдение. Измерение. КТД. | 1 |
4 | Методы изучения живых организмов. Эксперимент. Практическая работа 1. | 1 |
5 | Строение микроскопа и правила работы с ним. | 1 |
6 | Строение микроскопа и правила работы с ним. Практическая работа 2. | 1 |
7 | Овладение методикой работы с микроскопом. Практическая работа 3. | 1 |
8 | Овладение методикой работы с микроскопом. Исследовательский проект. | 1 |
Тема 2. Мир малых величин (7 ч) |
9 | Клетка: строение, состав, свойства. Проект «Путешествие по клетке». КТД. | 1 |
10 | Проект «Путешествие по клетке». КТД. | 1 |
11 | Размножение клеток: митоз и мейоз. | 1 |
12 | Микропрепараты. Одноклеточные организмы. Практическая работа 4. | 1 |
13 | Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». | 1 |
14 | Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. Практическая работа 5. Исследовательский проект. | 1 |
15 | Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки. Практическая работа 6. Исследовательский проект. | 1 |
Тема 3. Удивительные растения (7 ч) |
16 | Водоросли. Виртуальное путешествие в подводный мир. | 1 |
17 | Первопроходцы. Растения – индикаторы. Практическая работа 7. | 1 |
18 | В мире грибов. Микология. Практическая работа 8. | 1 |
19 | Покрытосеменные растения. Плоды и семена. КТД. | 1 |
20 | Лекарственные растения. Практическая работа 9. | 1 |
21 | Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. КТД. | 1 |
22 | Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. КТД. | 1 |
Тема 4. Мир животных (6 ч) |
23 | Кишечнополостные животные. Что я о них знаю? | 1 |
24 | Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? КТД. | 1 |
25 | Какими бывают жуки и бабочки? Практическая работа 10. | 1 |
26 | Аквариумный мир в доме. КТД. | 1 |
27 | Животные – рекордсмены. КТД. | 1 |
28 | Собака и кошка – мои друзья. Исследовательский проект. | 1 |
Тема 5. Я – исследователь (4 ч) |
29 | Индивидуальные исследовательские проекты. Практическая работа 11. | 1 |
30 | Индивидуальные исследовательские проекты. Практическая работа 12. | 1 |
31 | Оформление результатов исследовательской работы. Практическая работа 13. | 1 |
32 | Презентация исследовательских проектов. Практическая работа 14. | 1 |
Подведём итоги работы кружка (3 ч). |
33 | Представление результатов работы. Анализ работы. | 1 |
34 | Оформление ПОРТФОЛИО учащихся. Практическая работа 15. | 1 |
Всего часов | Из них -15 практических работ, 10 КТД, 3 исследовательских проекта. | 34 |
Учебно-методическая литература:
Новое в преподавании в школе. Биология. 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся. Изд-во Учитель М.: 2015.
Познавательно-исследовательская деятельность учащихся на экологической тропе. 5 класс.
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.
Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний под редакцией кандидата биологических наук В.А. Мешик. Рекомендовано для школьников. Ю.К. Школьник Серия книг. Подводный мир, Животные наших лесов, Хищные животные, Тропические растения. Изд-во Эксмо. 2014.
Занимательно о Ботанике. С. Ивченко.
Календарь русской природы Л.Н.Стрижёв. М.: Русский колос.
Занимательная физиология растений. В.И. Артамонов.
ЛИСТ
внесения изменений в рабочую программу
по внеурочной деятельности
Дата внесения изменения | Содержание изменения | Нормативный акт, закрепляющий изменение | Подпись лица, внесшего изменение |
|
|
| |