СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательное рукоделие"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для 5-6 классов (срок реализации -2 года)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательное рукоделие"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя школа» Сакского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО

Руководитель МС

_______/

подпись инициалы, фамилия

Протокол № _______

заседания РМО

______ _____________2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Михайловская

средняя школа»

__________

подпись инициалы, фамилия ______ _____________2018 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Михайловская средняя школа»

___________ Т.Ф.Полникова

подпись инициалы, фамилия

Приказ № ___________

от ____ ______________ 2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление _Художественно-эстетическое_

Курс (кружок, проектная деятельность, секция) «Увлекательное рукоделие»

_Курсеитова Эсма Биляловна_

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс __5-6__

Срок реализации программы – 2 года


Количество часов:

Всего 68 ч: 5 кл. – 34 ч.,6 кл. – 34 ч., (по 1 ч/нед.)

Программа разработана на основе программы «Художественное творчество: станем волшебниками» Просняковой Т.Н., в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.


Михайловка, 2018



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с ФГОС результатами изучения курса «Увлекательное рукоделие» является формирование следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Личностными результатами являются:

• проявление познавательных интересов и активности;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Метапредметными результатами являются:

• определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• моделирование технологических процессов;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива с точки зрения нравственных, эстетических ценностей;

• обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение методами чтения технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• рациональный выбор и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.






2.Содержание программы.

5 класс


Тема 1. Цели и задачи курса «Эстетика». Правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы труда.

Виды традиционных ремесел. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания, пропорции, симметрия, контраст, цветовое оформление, взаимосвязь элементов.

Презентация 1 Виды декоративно – прикладного творчества


Цветоведение. Влияние цвета на настроение человека

Ощущение цвета (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете. Гармоничное сочетание в цветовых кругах.

Творческая работа. Выполнение эскизов для своего изделия. Подбор гармоничных сочетаний с использованием круга Гете (работа с цветной бумагой).


Модуль 1. Техника изонити.

Тема 2 – 4. Познакомить с техникой изонити. Дать понятие прямой угол, острый угол, тупой угол. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, вы­полнять узор острого и тупого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой сто­роне, а на изнаночной видны только стежки).

Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.

Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).

Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником).

Закрепить навыки выполнения углов на узкой полоске картона (расстояние между отверстиями 0,7 см). Научить укреплять нить с обратной стороны закладки.

Творческая работа «Узор на закладке»

Выполнить узор, состоящий из нескольких углов направленных в разные стороны, на узкой полоске картона.

  1. Научить определять направление углов.

  2. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.

Заполнение квадрата

Продолжить обучение детей в технике изонити. Анализ узора на изнаночной стороне заготовки. Определение углов по прямоугольнику.

Сравнение сторон. Закрепление правил выполнения углов.

Творческая работа Изготовление композиций с использованием

приема «заполнение углов» . «Звезда» «Снежинка» «Аквариум»

Тема 5- 8. Составление композиций с использованием приема «заполнение окружности» «Мячик»

Продолжить тренировки по прокалыванию отверстий при использовании линейки.

Научить учащихся определять на линейке расстояние в сантиметрах.

Закрепить умение анализировать образец как с лицевой стороны, так и с изнаночной стороны. Упражнять детей в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0, 5 см. Проверить остроту зрения.

Продолжить обучение детей изображению предметов .

Развивать эстетический вкус, умение подбирать цвета ниток. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с шилом. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей.

Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам.

Творческая работа. Составление композиций с использованием приема «заполнение окружности» «Снеговик», «Цыпленок», «Лебедь».

Презентация 2. Изонить. Вышиваем лебедей по схеме.


Модуль 2. «Аппликация как вид декоративно-прикладного творчества».

Тема 9 – 14 . Мозаика из ниток. Подготовка эскиза и материалов к работе, выбор цветовой гаммы. Приготовление клейстера. Составление картотеки из ниток. Изготовление мозаики из ниток. Панно из разноцветных цепочек (вязание крючком). Инструменты и приспособления для вязания крючком. Безопасные приемы работы. Вывязывание воздушных цепочек.

Творческая работа. Изготовление панно из разноцветных цепочек.

Тема 13 – 15 . Оборудование, инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

Аппликация из ткани. Элементы материаловедения. Виды тканей (х/б, льняные, шерстяные, шелковые). Свойства тканей. Подготовка тканей к работе. Текстильный коллаж. Изготовление открытки в технике текстильный коллаж.

Творческая работа. Изготовление открытки в технике текстильный коллаж

Выставка творческих работ учащихся по 1 и 2 модулям.

Презентация 3. Аппликация из ткани.

Модуль 3. «Изготовление изделий из бисера».

Тема 16 – 25. Общие сведения о бисере, история бисера. Материалы и инструменты. Безопасные приемы труда. Подготовка к работе. Цветоведение и композиция. Виды работ из бисера. Полезные советы при работе с бисером. Простые и сложные элементы плетения, чтение схем.

Творческая работа. Украшения из бисера. Цветы из бисера.

Тема 24 – 25. Вышивка бисером. Подготовка материалов и инструментов. Способы крепления бисерин. Выбор цветовой гаммы. Вышивка бисером. Окончательная отделка вышитого изделия Оформление и выставка работ.

Творческая работа. Вышивка бисером.


Модуль 4. «История русского костюма»

Тема 26 – 31. Элементы русского костюма. Связь прошлого с настоящим.

Народные традиции и обряды. Быт русской деревни. Обрядовые символы и традиции. Элементы русского костюма. Изготовление куклы – закрутки, куклы – пеленашки., куклы – Берегини в русском народном костюме Украшение элементов русского костюма (использование модулей 2, 3).

Творческая работа: разработка эскизов элементов русского костюма.

Творческая работа. Изготовление куклы – закрутки, куклы – пеленашки.

Творческая работа. Изготовление основы куклы, рубахи.

Творческая работа. Изготовление сарафана, юбки – поневы, запоны (по выбору)

Творческая работа. Украшение элементов русского костюма

Тема 32 – 33. Головные уборы русских крестьянок. Исторические сведения. Обычаи, связанные с головными уборами. Изготовление головных уборов для обрядовых кукол, и в натуральную величину.

Творческая работа. Изготовление головных уборов для куклы

Изготовление головных уборов в натуральную величину.

Тема 34. Итоговое занятие. Выставка творческих работ, оформление помещения, круглый стол – самоанализ творческой деятельности, чаепитие. Разработка дизайн - проекта «Юные рукодельницы». Защита коллективного творческого проекта.

Презентация 4. Ритуальные обрядовые куклы.


Содержание программы

6 класс.


Тема 1. Вводное занятие. Содержание и задачи курса в 6 классе. Условия безопасной работы и правила БЖД учащихся в мастерской. Виды народных ремесел. Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере квартиры. Законы художественного конструирования

Презентация 1. Правила охраны труда в мастерской по работе с тканью.

Презентация 2. Виды народных ремесел.


Модуль 1. Счетная вышивка по канве

Тема 2 – 8. Знакомство с техникой счетная вышивка по канве.

Материалы и инструменты для вышивки. Приемы выполнения счетной вышивки. Композиция из одного и нескольких квадратов.

Законы цветоведения. Влияние цвета на настроение человека

Ощущение цвета (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете. Гармоничное сочетание в цветовых кругах.

Закрепить знание последовательности работы (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).

Продолжить обучение детей в технике счетная вышивка по канве. Анализ узора на изнаночной стороне заготовки

Творческая работа. Разработка эскизов счетной вышивки игольницы.

Творческая работа. Изготовление игольницы.

Творческая работа. Изготовление настенного панно.

Презентация 3. Счетная вышивка по канве

Модуль 2. Вышивка атласными лентами.

Тема 9 – 15 . Расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.

Охрана труда. Приемы вышивки атласными лентами Подготовка эскиза и материалов к работе, выбор цветовой гаммы. Декоративная от­делка швейных изделий с использованием атласных лент. Развивать воображение, фантазию, воспи­тывать эстетический вкус.

Научить выполнять закрепление ленты несколькими способами. Вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Воздушная петля», «Ленточный», «Прямой стежок», «Козлик», «Трилистник», «Веточка»  формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка. Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.


Практическая работа. Изготовление образцов вышивки лентами.


Творческая работа. Разработка эскиза открытки.

Творческая работа. Изготовление открытки Оформление творческой работы.

Творческая работа. Изготовление панно, картины

Презентация 4. Вышивка атласными лентами.


Модуль 3. Лоскутная пластика.

Тема 16 – 25.

История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Безопасные приемы труда. Организация рабочего места. Цветоведение и композиция. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Виды орнаментов. Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

Раскрой лоскутных деталей.

Приемы лоскутной пластики Традиционное лоскутное шитьё в России и Кемеровской области.

Технология пошива. Выполнение узора «полоска», соединение полосок. Пошив узора в свободной технике, в технике «Соты». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Творческая работа. Разработка эскиза прихватки.

Творческая работа. Изготовление прихватки в технике «полоска».

Творческая работа. Изготовление изделия со спиральным узором

Творческая работа. Изготовление изделий в технике «соты»

Презентация 5. Мал лоскуток, да дорог

Модуль 4. Вязание крючком

Тема 26 – 33

Инструменты и материалы. Виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Правила безопасности труда при вязании крючком. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Основные приемы вязания крючком.

Практическая работа: изготовление образцов вязания крючком

Ажурное вязание прямого полотна. Чтение схем Ажурное вязание по кругу


Творческая работа. Изготовление оригинального браслета

Творческая работа. Изготовление панно (коллективная работа).

Творческая работа. Изготовление прихватки - сердечко, резинки для волос.

Творческая работа. Изготовление прихватки в технике двухцветное вязание по спирали.


Презентация 6. Волшебный клубок.


Тема 34. Итоговое занятие. Выставка творческих работ, оформление помещения, круглый стол – самоанализ творческой деятельности.


3.Тематическое планирование


5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего

часов

Вид контроля

1.

Вводное занятие. Цветоведение.

1

беседа

2.

Модуль 1 . Техника изонити

  • изображение углов

  • изображение окружностей

  • выставка творческих работ

7

2

4

1


беседа

самоконтроль

выставка творческих работ

3.

Модуль 2. Аппликация как вид декоративно-прикладного творчества

  • мозаика из ниток

  • аппликация из ткани

Итоговое занятие выставка творческих работ

7


4

3


беседа

взаимоконтроль

тест

выставка творческих работ презентация

4.

Модуль 3. Изготовление изделий из бисера.

  • общие сведения о бисере

  • украшения из бисера

  • вышивка бисером

  • выставка творческих работ

10

1

5

3

1


беседа

взаимоконтроль

тест

выставка творческих работ

5.

Модуль 4. История русского костюма

  • народные традиции и обряды

  • изготовление куклы – Берегини

  • изготовление головных уборов

  • Итоговое занятие. Выставка творческих работ Дизайн-проект «Юные рукодельницы».

8

1

3

3

1



беседа

взаимоконтроль

самоконтроль

выставка. тв. работ

дизайн-проект

защита творческих проекта

Итого:

34




Тематическое планирование


6 КЛАСС


№ п/п

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего

часов

Вид контроля

1.

Вводное занятие. Содержание и задачи курса. БЖД учащихся в мастерской.

1


2.

Модуль 1. Счетная вышивка по канве

  • изготовление игольницы

  • изготовление настенного панно

  • итоговое занятие выставка творческих работ

7

3

3

1


беседа

самоконтроль

тест

выставка творческих работ

3.

Модуль 2. Вышивка атласными лентами.

  • приемы вышивки лентами

  • изготовление открытки

  • изготовление панно, картины

  • итоговое занятие выставка творческих работ.

7

1

2

3

1


беседа

взаимоконтроль

самоконтроль

выставка творческих работ


4.

Модуль 3. Лоскутная пластика.

  • история лоскутного шитья

  • изготовление изделий в технике «полоска»

  • изготовление изделий со спиральным узором

  • изготовление изделий в технике «соты»

  • итоговое занятие, выставка творческих работ, создание презентации, защита проекта.

10

1

2

3


3

1


беседа

самоконтроль

взаимоконтроль


беседа

выставка творческих работ,

защита проекта

5.

Модуль 4. Вязание крючком

  • основные приемы вязания крючком

  • изготовление оригинального браслета

  • изготовление панно

  • изготовление прихватки - сердечко, резинки для волос

  • изготовление прихватки с двухцветным вязанием по спирали

Итоговое занятие: выставка творческих работ.

8

1

1

2

2


1


1



беседа

взаимоконтроль

самоконтроль

тест


беседа


выставка творческих работ


Итого

34