Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени И.Т. Сидоренко
муниципального образования Усть-Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2018 года
Председатель педсовета
_____________ /М.О.Карташева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторская программа «Пуговица с орлом»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 7 – 8 лет
Учителя: Буцанова Яна Михайловна
2018 год
Пояснительная записка
Данная программа является «сквозной», то есть с первого и до последнего дня она развивается в общей логике, с одним общим сюжетом. В основе программы игра, в ходе которой ребята совершают увлекательное путешествие вместе с главным героем рассказов И. М. Гребенника казачонком Павлушей. Программа является образовательной, но знания дети получают в непринужденной игровой форме, новые умения и навыки приобретаются в ходе игровых практик, на основе, полученной на занятиях информации.
Методическая поддержка: НМЦ «Новое поколение» И. М. Гребенник, МБУ «РУМЦ» – Е. Г. Долотина.
Где? МБОУ СОШ №6 им. И.Т.Сидоренко, город Усть-Лабинск, Краснодарский край.
Когда? Сентябрь – май 2018 – 2019 учебного года.
Кто? учащиеся 1-х классов казачьей направленности, 7 - 8 лет.
Цель и задачи программы
Цель: создать необходимые условия для развития личностного роста ребёнка, поддерживать и развивать детское творчество, обучить детей рациональному распределению своего времени, обучить жизни и работе в коллективе, укрепить здоровье учащихся, расширить знания учащихся по истории родного края.
Задачи:
• организовать игровое пространство в форме сюжетно - ролевой игры, стимулирующее ребенка к активной деятельности;
• познакомить с укладом жизни кубанских казаков;
• воспитать учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
• привить нравственные устои кубанских казаков в духе православия;
• развивать творческие способности детей через занятия в малых группах;
• формировать у учащихся интерес к исследовательской работе.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. 68 учебных часов – 2 раза в неделю.
1.Содержание программы:
Вводное занятие – 1 час.
(Учитель знакомит уч-ся с ходом игры, с ритуалами, с главным героем – Павлушей. Командообразование. Объясняется название куреней. Выборы. Распределение обязанностей)
Чтение рассказов:
1.«Пуговица с орлом» - 4 часа.
(Карта понятий «КАЗАК», защита мини- проекта. Рисунок Павлуши. Просмотр фильма «Суворов на Кубани». Карта понятий «Суворов». Хата казака. Карта понятий «Красный угол». Поделка хата казака (в разрезе) из пластилина, бумаги, природного материала. (Работа в группах).
2.«Перед крепостью» - 2 часа.
(Карта понятий «Крепость», защита мини- проектов. Изготовление крепости из бумаги, газеты, соломы, конструктора. (Работа в группах).
3. «Смотр» - 1 час.
(Эстафеты на спортивно площадке).
4. «Подарок Суворова» - 1 час.
(Карта понятий «НАГРАДА», защита мини- проектов. Заочное путешествие в Царьград, в собор Святой Софии. Встреча с отцом Сергием. (Рассказ об апостоле Павле).
5.«За что?» - 1 час.
(Карта понятий «НАКАЗАНИЕ», защита мини- проектов. Воспитание казачат. Отношение к старшим. Рассказ казака- наставника).
6. «Сон» -2 часа.
(Отношение к женщине. Конкурсная программа. Оружие кубанских казаков. Экскурсия в музей. Карта понятий «Оружие казака», защита мини- проекта).
7.«На ярмарке» - 3 часа.
(Загадки. Прибаутки. Карта понятий «ЯРМАРКА», «СТАНИЦА». Заочное путешествие по станице Усть-Лабинской. Защита мини-проекта «Что сделать, чтобы наш Усть-Лабинск стал краше?»
8.«Исповедь»- 2 часа.
(Правила поведения в храме. Карта понятий «Храм». Рисунок «Храм». Экскурсия в храм).
9. «Маринка» - 1 час.
( Карта понятий «Казачка». Воспитание девочек в казачьей семье. Костюм для казачки. Конкурс модельеров).
10. «Прошение» - 3 часа.
(Карта понятий «ПИСЬМО». Конкурс «Напиши письмо- обещание». Игры «Объясни пословицу», «Идём на казачье подворье», «В казачьем курене», «А что в этой хате на обед?» и др. Изготовление печати).
11.«В крепости» - 1 час.
(Карта понятий «Пушка». Военные хитрости. Занятие – встреча).
12. «Пушка» - 4 часа.
(Карта понятий «НАГРАДЫ». Награды у казаков. Изготовление пушки. Проведение соревнований).
13. «Ранение»- 3 часа.
( Карта понятий «Лекарственные растения». Оказание первой медицинской помощи.
Игры «Примите вызов», «Собери аптечку» и др. Практическая работа. Определение срока годности лекарств. Первая помощь при: переломе; ожогах; отравлении; ударе током; ранах и порезах).
14. «Гибель верного коня» - 3 часа.
(Карта понятий «КОНЬ». Выполнение творческой работы. (Изготовление лошади из подручных средств).
15. «На завалинке» - 2 часа.
(Карта понятий: «праздник», «казачьи праздники». Праздник Петра и Февронии. Традиции свадебного обряда. Викторина. Изготовление Пригласительного на свадьбу в народных традициях).
16. «Рыбалка» - 3 часа.
(Карта понятий «Казачья еда». Изготовление удочки и поплавка из природного материала, пенопласта (пробок), перьев. Спортивные соревнования «На рыбалке»).
17. «В гостях» - 3 час.
(Мать-казачка. Пословицы. Потешки. Игры. Загадки. Карта понятий: «Казачка». Изготовление каравая, свадебных «шишек» из солёного теста (пластилина). Раскрашивание поделок).
18.«Бусы»- 15 часов.
(Карта понятий: «УКРАШЕНИЯ». Изготовление монист из фольги, макарон.
История промыслов. Работа в группах – изготовление посуды, украшение её. Изготовление из пластилина самовара и его украшение в стиле Петриковской росписи. Плетение корзины из газеты. Поделка «Полотенце» (рушник), украшенное вышивкой – крестиком. Карта понятий: «ПРЯЛКА». Встреча с местным умельцем (учителем технологии). Мастер - класс. Изготовление украшения из бисера. Поделка предметов быта из медной проволоки. Изготовление поделки «Одеяло, наволочка, скатерть» из лоскутов).
19.«Подарок»- 3 часа.
(Составление карты понятий: «КАЧЕСТВА КАЗАКА». Изготовления подарка для мамы. Изготовление коллективного панно «Пусть всегда будет мама». (Работа в группах).
20. «В поле» - 1 час.
(Карта понятий: «ХЛЕБ». Викторина. Конкурсная программа).
21. «Кормилица»- 2 часа.
(Карта понятий: «КОРОВА- кормилица». Поделка «Корова Зорька»).
22.«Плуг» - 2 часа.
(Экскурсия в музей «Орудия труда казаков». Карта понятий: «ПЛУГ». Поделки «Орудия труда на селе»).
23. «На мельнице» - 3 часа.
(Карта понятий: «СТРАХ». Как справиться со страхом? Игры. Изготовление поделки «Мельница»).
Итоговая викторина – 1 час.
Подведение итогов. Награждение. Ярмарка. – 1 час.
2.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие | 1 | Прогнозируют содержание курса. Планируют работу. |
2 | Работа над рассказом «Пуговица с орлом». | 1 | Защищают мини - проекты. Выполняют иллюстрации к рассказу. |
3 | Суворов на Кубани. | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. |
4 | Хата казака. | 1 | Защищают мини-проект. |
5 | Изготовление поделки «Хата казака». | 1 | Работают с природным материалом, пластилином. Учатся находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирают способы крепления поделки. |
6 | Работа над рассказом «Перед крепостью». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Учатся работать в группах. |
7 | Изготовление крепости. | 1 | Осваивают правила безопасной работы ножницами при изготовлении изделия. |
8 | Рассказ «Смотр». Эстафеты. | 1 | Осваивают правила безопасного поведения на спортивной площадке. |
9 | Работа над рассказом «Подарок Суворова». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект. |
10 | Рассказ «За что?» | 1 | Планируют свои действия, выполняют по плану, корректируют, анализируют и оценивают полученные результаты. Защищают мини-проект. |
11 | Рассказ «Сон». | 1 | Планируют работу. Учатся находить нужную информацию в различных источниках. |
12 | Оружие кубанских казаков. | 1 | Защищают мини-проект. |
13 | Рассказ «На ярмарке». | 1 | Отгадывают загадки, работают над смыслом пословиц и поговорок. |
14 | Заочное путешествие по станице. | 1 | Защищают мини-проект. Работают с информацией. Делают выводы. |
15 | Рассказ «Исповедь». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Знакомятся с православной историей станицы. Выполняют иллюстрацию к рассказу. |
16 | Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского | 1 | Усваивают правила поведения в храме. |
17 | Рассказ «Маринка». | 1 | Защищают мини-проект. |
18 | Воспитание девочек в казачьей семье. | 1 | Характеризуют понятие «кубанская семья». Рассказывают о её традициях и укладе. Делают эскизы костюма казачки. |
19 | Рассказ «Прошение». | 1 | Изучают правила написания прошения. |
20 | На казачьем подворье. | 1 | Работают с толковым словарем. |
21 | В казачьем курене. | 1 | Выполняют поделку «Печать». Работают в группе. |
22 | Рассказ «В крепости». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. |
23 | Рассказ «Пушка». | 1 | Заполняют «Толковый словарь». Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. |
24 | Поделка «Пушка». | 1 | Анализируют структуру технологической карты, сопоставляют технологическую карту с планом изготовления изделия. |
25 | Спортивные соревнования | 1 | Осваивают правила безопасного поведения на спортивной площадке. |
26 | Казачья полоса препятствий | 1 | Развивают ловкость, меткость, мышление. |
27 | Рассказ «Ранение». | 1 | Использовать средства выразительности речи для передачи своего отношения к данному объекту. |
28 | Лекарственные растения. | 1 | Рассуждать на данную тему. Планировать работу. Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
29 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | Усваивают правила оказания первой мед. помощи. |
30 | Рассказ «Гибель верного коня». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект. |
31 | Изготовление лошади из подручных средств. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
32 | Работа над поделкой «Лошадь». | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
33 | Рассказ «На завалинке». | 1 | Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. |
34 | Традиции свадебного обряда. | 1 | Использовать средства выразительности речи для выражения своего отношения к данному объекту. Изготавливают пригласительный на свадьбу. |
35 | Рассказ «Рыбалка». | 1 | Выполняют поделку поплавка. Планируют работу. |
36 | Спортивные соревнования «На рыбалке» | 1 | Развивают ловкость, смекалку. |
37 | История летних праздников – Спасы. | 1 | Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Работают с информацией. Делают выводы. Выступают с сообщениями. |
38 | Рассказ «В гостях». | 1 | Правила поведения в гостях. |
39 | Изготовление каравая, свадебных «шишек» из солёного теста. | 1 | Называть профессии, рассказывать об особенности их деятельности. Характеризовать понятие «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду, к хлебу. |
40 | Раскрашивание поделок. | 1 | Работают в группах. |
41 | Рассказ «Бусы». | 1 | Рассказывают о любимых совместных занятиях, семейных играх. |
42 | Изготовление монист из фольги, макарон. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
43 | Изготовление посуды из глины, украшение её. | 1 | Изготавливают из глины посуду. Планируют работу. |
44 | Поделка из пластилина «Самовар» и его украшение в стиле Петриковской росписи. | 1 | Лепят из пластилина «Самовар» Планируют работу. |
45 | «Плетение из лозы». История ремесла. | 1 | Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
46 | Плетение корзины из газеты. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
47 | «Вышивка». История ремесла. | 1 | Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
48 | Поделка «Полотенце» (рушник), украшенное вышивкой. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
49 | «Резьба по дереву». Встреча с местным умельцем. | 1 | Знакомятся с новыми инструментами. Задают вопросы. |
50 | Из истории бисероплетения. | 1 | Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
51 | Изготовление украшения из бисера. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
52 | «Художественная обработка металла» История ремесла. | 1 | Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
53 | Поделка предметов быта из медной проволоки. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
54 | История лоскутного шитья. | 1 | Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
55 | Изготовление поделки из лоскутов. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
56 | Рассказ «Подарок». | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект. |
57 | Изготовления подарка для мамы. | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
58 | Изготовление коллективного панно «Пусть всегда будет мама». | 1 | Работать в группе. |
59 | Рассказ «В поле». | 1 | Использовать средства выразительности речи для передачи своего отношения к данному объекту. |
60 | Рассказ «Кормилица». | 1 | Защищать мини-проекты. |
61 | Поделка «Корова Зорька». | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
62 | Рассказ «Плуг». | 1 | Рассуждать на данную тему. Находить нужную информацию в различных источниках информации. |
63 | Поделки «Орудия труда на селе». | 1 | Планировать работу. |
64 | Рассказ «На мельнице» | 1 | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. |
65 | Изготовление поделки «Мельница». | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
66 | Работа над поделкой «Мельница». | 1 | Планировать работу. Работать в соответствии с планом. |
67 | Итоговая викторина | 1 | Обобщают знания, отвечают на вопросы викторины. |
68 | Ярмарка- продажа. | 1 | Знакомятся с понятием «Ярмарка». |
3.Планируемые результаты освоения курса
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
Знать /понимать:
-различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проводимых обрядовых праздников Кубанских казаков;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;
-основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
-основы духовной жизни кубанских казаков;
- частично структуру Кубанского казачьего войска.
Уметь / применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- выполнить исследовательские проекты.
Организационная структура
Класс – это небольшая крепость (30-24чел). Крепость делится на 3 куреня – 3 отряда «Форштадтцы», «Низовики», «Сахалинцы» (по 7-8 чел. в каждом).
Каждый курень выбирает себе:
- куренного атамана,
- скрынника (казначея),
- вестового (ответственного за передачу информации и ведение толкового словаря),
- писаря 1-2 чел. (ответственного за ведение календаря событий),
- лекаря
- войскового судью 2-3 чел. (несут службу примирения между детьми)
Ритуалы
В начале занятия зачитывается один рассказ о Павлуше (может быть организовано чтение педагогом, чтение детьми «по цепочке», комментированное чтение), из которого «вытекают» задания куреням. (Работают в группах). За хорошо выполненные задания дети получают «суворовские рубли». Сдают их на хранение скрыннику.
«Сюжетное погружение»
Все игровые процедуры будут строиться на сюжете жизни и быта казаков станицы. Прежде чем приступать к выполнению задания, дети должны получать сюжетную информацию, ее приносит вестовой. Она может быть очень краткой, а может быть подробной (инструкция выполнения задания).
Рефлексия
В конце занятия, в каждой малой группе проходит подведение итогов. Участники программы садятся в круг, лицом друг к другу. Может использоваться какой-либо предмет: у кого он в руках — тот и говорит, остальные - слушают. Прерывать выступающего нельзя. Желательно, чтобы во время своего выступления дети ориентировались на следующие вопросы:
Что больше всего понравилось?
Что не понравилось?
Что нового я узнал сегодня?
Чему новому я научился сегодня?
Что вызвало у меня затруднения?
Взрослый не вмешивается в выступление и говорит последним, оценивая работы группы.
Промежуточные итоги и награждение.
В конце каждой четверти и в конце года подводится итог. Каждый ребенок и каждый курень подсчитывают количество заработанных рублей. На казачьей ярмарке дети смогут купить поделки и угощения для себя.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания ШМО Заместитель директора по УМР:
учителей начальных классов _________ /И.И.Кулова
№ 1 от ____ августа 2018 года « ____ » августа 2018 года
Руководитель ШМО:
______________ /И. В.Мигулина/