СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пуговица с орлом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторская программа «Пуговица с орлом»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся – 7 – 8 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пуговица с орлом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 имени И.Т. Сидоренко

муниципального образования Усть-Лабинский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30.08.2018 года

Председатель педсовета

_____________ /М.О.Карташева/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Авторская программа «Пуговица с орлом»


Срок реализации программы – 1 год


Возраст обучающихся – 7 – 8 лет





Учителя: Буцанова Яна Михайловна











2018 год





Пояснительная записка


Данная программа является «сквозной», то есть с первого и до последнего дня она развивается в общей логике, с одним общим сюжетом. В основе программы игра, в ходе которой ребята совершают увлекательное путешествие вместе с главным героем рассказов И. М. Гребенника казачонком Павлушей. Программа является образовательной, но знания дети получают в непринужденной игровой форме, новые умения и навыки приобретаются в ходе игровых практик, на основе, полученной на занятиях информации.


Методическая поддержка: НМЦ «Новое поколение» И. М. Гребенник, МБУ «РУМЦ» – Е. Г. Долотина.


Где? МБОУ СОШ №6 им. И.Т.Сидоренко, город Усть-Лабинск, Краснодарский край.

Когда? Сентябрь – май 2018 – 2019 учебного года.

Кто? учащиеся 1-х классов казачьей направленности, 7 - 8 лет.



Цель и задачи программы


Цель: создать необходимые условия для развития личностного роста ребёнка, поддерживать и развивать детское творчество, обучить детей рациональному распределению своего времени, обучить жизни и работе в коллективе, укрепить здоровье учащихся, расширить знания учащихся по истории родного края.


Задачи:


• организовать игровое пространство в форме сюжетно - ролевой игры, стимулирующее ребенка к активной деятельности;

• познакомить с укладом жизни кубанских казаков;

• воспитать учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

• привить нравственные устои кубанских казаков в духе православия;

• развивать творческие способности детей через занятия в малых группах;

• формировать у учащихся интерес к исследователь­ской работе.


Данная программа рассчитана на 1 год обучения. 68 учебных часов – 2 раза в неделю.


1.Содержание программы:


Вводное занятие – 1 час.

(Учитель знакомит уч-ся с ходом игры, с ритуалами, с главным героем – Павлушей. Командообразование. Объясняется название куреней. Выборы. Распределение обязанностей)

Чтение рассказов:

1.«Пуговица с орлом» - 4 часа.

(Карта понятий «КАЗАК», защита мини- проекта. Рисунок Павлуши. Просмотр фильма «Суворов на Кубани». Карта понятий «Суворов». Хата казака. Карта понятий «Красный угол». Поделка хата казака (в разрезе) из пластилина, бумаги, природного материала. (Работа в группах).


2.«Перед крепостью» - 2 часа.

(Карта понятий «Крепость», защита мини- проектов. Изготовление крепости из бумаги, газеты, соломы, конструктора. (Работа в группах).

3. «Смотр» - 1 час.

(Эстафеты на спортивно площадке).

4. «Подарок Суворова» - 1 час.

(Карта понятий «НАГРАДА», защита мини- проектов. Заочное путешествие в Царьград, в собор Святой Софии. Встреча с отцом Сергием. (Рассказ об апостоле Павле).


5.«За что?» - 1 час.

(Карта понятий «НАКАЗАНИЕ», защита мини- проектов. Воспитание казачат. Отношение к старшим. Рассказ казака- наставника).


6. «Сон» -2 часа.

(Отношение к женщине. Конкурсная программа. Оружие кубанских казаков. Экскурсия в музей. Карта понятий «Оружие казака», защита мини- проекта).


7.«На ярмарке» - 3 часа.

(Загадки. Прибаутки. Карта понятий «ЯРМАРКА», «СТАНИЦА». Заочное путешествие по станице Усть-Лабинской. Защита мини-проекта «Что сделать, чтобы наш Усть-Лабинск стал краше?»


8.«Исповедь»- 2 часа.

(Правила поведения в храме. Карта понятий «Храм». Рисунок «Храм». Экскурсия в храм).


9. «Маринка» - 1 час.

( Карта понятий «Казачка». Воспитание девочек в казачьей семье. Костюм для казачки. Конкурс модельеров).


10. «Прошение» - 3 часа.

(Карта понятий «ПИСЬМО». Конкурс «Напиши письмо- обещание». Игры «Объясни пословицу», «Идём на казачье подворье», «В казачьем курене», «А что в этой хате на обед?» и др. Изготовление печати).

11.«В крепости» - 1 час.

(Карта понятий «Пушка». Военные хитрости. Занятие – встреча).


12. «Пушка» - 4 часа.

(Карта понятий «НАГРАДЫ». Награды у казаков. Изготовление пушки. Проведение соревнований).


13. «Ранение»- 3 часа.

( Карта понятий «Лекарственные растения». Оказание первой медицинской помощи.

Игры «Примите вызов», «Собери аптечку» и др. Практическая работа. Определение срока годности лекарств. Первая помощь при: переломе; ожогах; отравлении; ударе током; ранах и порезах).


14. «Гибель верного коня» - 3 часа.

(Карта понятий «КОНЬ». Выполнение творческой работы. (Изготовление лошади из подручных средств).

15. «На завалинке» - 2 часа.

(Карта понятий: «праздник», «казачьи праздники». Праздник Петра и Февронии. Традиции свадебного обряда. Викторина. Изготовление Пригласительного на свадьбу в народных традициях).


16. «Рыбалка» - 3 часа.

(Карта понятий «Казачья еда». Изготовление удочки и поплавка из природного материала, пенопласта (пробок), перьев. Спортивные соревнования «На рыбалке»).


17. «В гостях» - 3 час.

(Мать-казачка. Пословицы. Потешки. Игры. Загадки. Карта понятий: «Казачка». Изготовление каравая, свадебных «шишек» из солёного теста (пластилина). Раскрашивание поделок).


18.«Бусы»- 15 часов.

(Карта понятий: «УКРАШЕНИЯ». Изготовление монист из фольги, макарон.

История промыслов. Работа в группах – изготовление посуды, украшение её. Изготовление из пластилина самовара и его украшение в стиле Петриковской росписи. Плетение корзины из газеты. Поделка «Полотенце» (рушник), украшенное вышивкой – крестиком. Карта понятий: «ПРЯЛКА». Встреча с местным умельцем (учителем технологии). Мастер - класс. Изготовление украшения из бисера. Поделка предметов быта из медной проволоки. Изготовление поделки «Одеяло, наволочка, скатерть» из лоскутов).



19.«Подарок»- 3 часа.

(Составление карты понятий: «КАЧЕСТВА КАЗАКА». Изготовления подарка для мамы. Изготовление коллективного панно «Пусть всегда будет мама». (Работа в группах).


20. «В поле» - 1 час.

(Карта понятий: «ХЛЕБ». Викторина. Конкурсная программа).


21. «Кормилица»- 2 часа.

(Карта понятий: «КОРОВА- кормилица». Поделка «Корова Зорька»).

22.«Плуг» - 2 часа.

(Экскурсия в музей «Орудия труда казаков». Карта понятий: «ПЛУГ». Поделки «Орудия труда на селе»).


23. «На мельнице» - 3 часа.

(Карта понятий: «СТРАХ». Как справиться со страхом? Игры. Изготовление поделки «Мельница»).

Итоговая викторина – 1 час.

Подведение итогов. Награждение. Ярмарка. – 1 час.

2.Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

1

Прогнозируют содержание курса. Планируют работу.

2

Работа над рассказом «Пуговица с орлом».

1

Защищают мини - проекты. Выполняют иллюстрации к рассказу.

3

Суворов на Кубани.

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

4

Хата казака.

1

Защищают мини-проект.

5

Изготовление поделки «Хата казака».

1

Работают с природным материалом, пластилином. Учатся находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирают способы крепления поделки.

6

Работа над рассказом «Перед крепостью».

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Учатся работать в группах.

7

Изготовление крепости.

1

Осваивают правила безопасной работы ножницами при изготовлении изделия.

8

Рассказ «Смотр». Эстафеты.

1

Осваивают правила безопасного поведения на спортивной площадке.

9

Работа над рассказом «Подарок Суворова».

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект.


10

Рассказ «За что?»

1

Планируют свои действия, выполняют по плану, корректируют, анализируют и оценивают полученные результаты. Защищают мини-проект.

11

Рассказ «Сон».

1

Планируют работу. Учатся находить нужную информацию в различных источниках.

12

Оружие кубанских казаков.

1

Защищают мини-проект.

13

Рассказ «На ярмарке».

1

Отгадывают загадки, работают над смыслом пословиц и поговорок.

14

Заочное путешествие по станице.

1

Защищают мини-проект. Работают с информацией. Делают выводы.

15

Рассказ «Исповедь».

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Знакомятся с православной историей станицы. Выполняют иллюстрацию к рассказу.

16

Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского

1

Усваивают правила поведения в храме.

17

Рассказ «Маринка».

1

Защищают мини-проект.

18

Воспитание девочек в казачьей семье.

1

Характеризуют понятие «кубанская семья». Рассказывают о её традициях и укладе. Делают эскизы костюма казачки.

19

Рассказ «Прошение».

1

Изучают правила написания прошения.

20

На казачьем подворье.

1

Работают с толковым словарем.

21

В казачьем курене.

1


Выполняют поделку «Печать». Работают в группе.

22

Рассказ «В крепости».

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

23

Рассказ «Пушка».


1

Заполняют «Толковый словарь». Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

24

Поделка «Пушка».

1

Анализируют структуру технологической карты, сопоставляют технологическую карту с планом изготовления изделия.

25

Спортивные соревнования

1

Осваивают правила безопасного поведения на спортивной площадке.

26

Казачья полоса препятствий

1

Развивают ловкость, меткость, мышление.

27

Рассказ «Ранение».

1


Использовать средства выразительности речи

для передачи своего отношения к данному объекту.

28

Лекарственные растения.

1



Рассуждать на данную тему. Планировать работу. Находить нужную информацию в различных источниках информации.

29

Оказание первой медицинской помощи.


1

Усваивают правила оказания первой мед. помощи.

30

Рассказ «Гибель верного коня».

1


Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект.

31

Изготовление лошади из подручных средств.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

32

Работа над поделкой «Лошадь».

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

33

Рассказ «На завалинке».

1

Перечислять календарные православные праздники, состав­лять рассказ об одном из них.

34

Традиции свадебного обряда.

1

Использовать средства выразительности речи

для выражения своего отношения к данному объекту.

Изготавливают пригласительный на свадьбу.

35

Рассказ «Рыбалка».

1

Выполняют поделку поплавка. Планируют работу.

36

Спортивные соревнования «На рыбалке»

1

Развивают ловкость, смекалку.

37

История летних праздников – Спасы.

1

Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Работают с информацией. Делают выводы. Выступают с сообщениями.

38

Рассказ «В гостях».

1

Правила поведения в гостях.

39

Изготовление каравая, свадебных «шишек» из солёного теста.

1

Называть профессии, рассказывать об особенности их деятельности. Характеризовать понятие «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду, к хлебу.

40

Раскрашивание поделок.

1

Работают в группах.

41

Рассказ «Бусы».

1

Рассказывают о любимых совместных занятиях, семейных играх.

42

Изготовление монист из фольги, макарон.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

43

Изготовление посуды из глины, украшение её.

1

Изготавливают из глины посуду. Планируют работу.

44

Поделка из пластилина «Самовар» и его украшение в стиле Петриковской росписи.

1

Лепят из пластилина «Самовар» Планируют работу.

45

«Плетение из лозы». История ремесла.

1

Находить нужную информацию в различных источниках информации.

46

Плетение корзины из газеты.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

47

«Вышивка». История ремесла.

1

Находить нужную информацию в различных источниках информации.

48

Поделка «Полотенце» (рушник), украшенное вышивкой.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

49

«Резьба по дереву». Встреча с местным умельцем.

1

Знакомятся с новыми инструментами. Задают вопросы.

50

Из истории бисероплетения.

1

Находить нужную информацию в различных источниках информации.

51

Изготовление украшения из бисера.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

52

«Художественная обработка металла» История ремесла.

1

Находить нужную информацию в различных источниках информации.

53

Поделка предметов быта из медной проволоки.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

54

История лоскутного шитья.

1


Находить нужную информацию в различных источниках информации.

55

Изготовление поделки из лоскутов.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

56

Рассказ «Подарок».

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Защищают мини-проект.

57

Изготовления подарка для мамы.

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

58

Изготовление коллективного панно «Пусть всегда будет мама».

1

Работать в группе.

59

Рассказ «В поле».


1


Использовать средства выразительности речи

для передачи своего отношения к данному объекту.

60

Рассказ «Кормилица».

1

Защищать мини-проекты.

61

Поделка «Корова Зорька».

1


Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

62

Рассказ «Плуг».

1

Рассуждать на данную тему. Находить нужную информацию в различных источниках информации.

63

Поделки «Орудия труда на селе».

1

Планировать работу.

64

Рассказ «На мельнице»

1

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

65

Изготовление поделки «Мельница».

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

66

Работа над поделкой «Мельница».

1

Планировать работу. Работать в соответствии с планом.

67

Итоговая викторина

1

Обобщают знания, отвечают на вопросы викторины.

68

Ярмарка- продажа.

1

Знакомятся с понятием «Ярмарка».



3.Планируемые результаты освоения курса


ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ


Знать /понимать:

-различные фольклорные формы кубанского казачества;

- особенности проводимых обрядовых праздников Кубанских казаков;

- уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;

-основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

-основы духовной жизни кубанских казаков;

- частично структуру Кубанского казачьего войска.

Уметь / применять в практической деятельности:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

- реконструировать основные праздничные обряды;

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

- выполнить исследовательские проекты.


Организационная структура


Класс – это небольшая крепость (30-24чел). Крепость делится на 3 куреня – 3 отряда «Форштадтцы», «Низовики», «Сахалинцы» (по 7-8 чел. в каждом).

Каждый курень выбирает себе:

- куренного атамана,

- скрынника (казначея),

- вестового (ответственного за передачу информации и ведение толкового словаря),

- писаря 1-2 чел. (ответственного за ведение календаря событий),

- лекаря

- войскового судью 2-3 чел. (несут службу примирения между детьми)


Ритуалы


В начале занятия зачитывается один рассказ о Павлуше (может быть организовано чтение педагогом, чтение детьми «по цепочке», комментированное чтение), из которого «вытекают» задания куреням. (Работают в группах). За хорошо выполненные задания дети получают «суворовские рубли». Сдают их на хранение скрыннику.


«Сюжетное погружение»


Все игровые процедуры будут строиться на сюжете жизни и быта казаков станицы. Прежде чем приступать к выполнению задания, дети должны получать сюжетную информацию, ее приносит вестовой. Она может быть очень краткой, а может быть подробной (инструкция выполнения задания).

Рефлексия


В конце занятия, в каждой малой группе проходит подведение итогов. Участники программы садятся в круг, лицом друг к другу. Может использоваться какой-либо предмет: у кого он в руках — тот и говорит, остальные - слушают. Прерывать выступающего нельзя. Желательно, чтобы во время своего выступления дети ориентировались на следующие вопросы:

  1. Что больше всего понравилось?

  2. Что не понравилось?

  3. Что нового я узнал сегодня?

  4. Чему новому я научился сегодня?

  5. Что вызвало у меня затруднения?

Взрослый не вмешивается в выступление и говорит последним, оценивая работы группы.


Промежуточные итоги и награждение.


В конце каждой четверти и в конце года подводится итог. Каждый ребенок и каждый курень подсчитывают количество заработанных рублей. На казачьей ярмарке дети смогут купить поделки и угощения для себя.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания ШМО Заместитель директора по УМР:

учителей начальных классов _________ /И.И.Кулова

№ 1 от ____ августа 2018 года « ____ » августа 2018 года

Руководитель ШМО:

______________ /И. В.Мигулина/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!