СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Практическая география".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Практическая география" предназначена для учащихся 9 - х классов и рассчитана на 34 часа (раз в неделю,во внеурочное время).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Практическая география".»
















Рабочая программа по внеурочной деятельности

по географии

«Практическая география»

9 кл.

34 часа

срок реализации: 2019 – 2020 уч. г.

.




Шишкова О. В.

учитель географии МБОУ «СОШ № 4»















г.Черногорск, 2019





Пояснительная записка.

В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением.

Программа курса «Практическая география» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю – во внеурочное время).

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, расширяющую сведения по географии, и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы и способствующие самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирован на современные образовательные технологии, соответствие учебной нагрузке учащихся нормативам, создание условий для дифференциации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. Программа ориентирована на работу с одаренными детьми, поэтому текст, программы один для всех .Программа одобрена ШМО, утверждена на педагогическом совете. При составлении программы учитывался интерес ребенка, мотивация учения, ибо оно становится личностно – значимым и приводит учащегося к успеху. После изучения каждой темы, проводится контроль знаний и умений.







Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»



Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения



Воспитательные результаты внеурочной деятельности.



  1. Приобретение школьниками знаний о предме­тах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

  2. Формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.




Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география»

  1. План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.



  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.

  2. Решение задач на определение атмосферного давления

  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации внеурочной деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся;

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.









































Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс

на 2019-2020 учебный год



№ п/п

Тема занятия

Дата

проведения

1

Источники географической информации. Условные знаки


2

Ориентирование на местности.


3

Горизонтали. Профиль местности.


4

Координатная сетка. Широта. Долгота.


5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»


6

Определение расстояний на плане.


7

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.


8

Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.»


9

Развитие земной коры. Земная кора на карте.


10

Атмосфера. Температура воздуха.


11

Атмосферное давление.


12

Климатические пояса Земли.


13

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»


14

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.


15

Особенности природы Африки.


16

Особенности природы Южной Америки


17

Особенности природы Австралии и Антарктиды.


18

Особенности природы Евразии.


19

Особенности природы Северной Америки.


20

Страны мира. Классификация стран.


21

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»


22

ГП России.


23

Административно-территориальное устройство РФ.


24

Экономические районы России.


25

Часовые пояса. Поясное время.


26

Общая характеристика природы России.


27

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».


28

Народы, населяющие Россию, их география.


29

Демографическая ситуация в России.


30

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»


31

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.


32

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.


33

Природопользование и экология.


34

Обобщение материала по программе курса


Итого

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!