Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 30 августа Руководитель МО ________________/Болькина Т.П./.
| Согласовано Заместитель директора по ВР _______ / Пахомова М.А./ «____» _____________2018 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» _____________ Горбунова А.И./ Приказ №____от__________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 3 А класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Авторской программы: Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей 3 класс» /Л.В. Мищенкова. Методическое пособие, 3 класс. Программа курса. - М.: Рост, 2012.
Разработала: Пашкова Г.Н.,
учитель начальных классов
первой категории
2018 г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Курс «Занимательный русский язык» способствует углублению и расширению знаний учащихся по русскому языку.
Место предмета в учебном плане
Программа курса в 3 классе рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим - людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей - работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
• Правила правописания слов с изученными орфограммами
• Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
• Главные члены предложения.
• Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
• Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
• Разбирать предложения по членам предложения.
• Обозначать на письме интонацию перечисления.
• Разбирать слова по составу
• Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
• Писать правильно слова с удвоенными согласными.
• Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
• Определять число, время глаголов.
• Писать НЕ с глаголами.
• Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
• Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
• Составлять рассказы по картинке.
1. Содержание курса «Занимательный русский язык»
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова - антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова - омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка)
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык» 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Сказочное царство слов. | 1 | | |
2-3 | Путешествие в страну слов. | 2 | | |
| |
4-5 | Чудесные превращения слов. | 2 | | |
| |
6-7 | В гостях у слов родственников. | 2 | | |
| |
8-9 | Добрые слова. | 2 | | |
| |
10 | Экскурсия в прошлое. | 1 | | |
11-12 | Новые слова в русском языке. | 2 | | |
| |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | | |
14-15 | Синонимы в русском языке. | 2 | | |
| |
16 | Слова – антонимы. | 1 | | |
17 | Слова – омонимы. | 1 | | |
18 | Крылатые слова. | 1 | | |
19-20 | В королевстве ошибок. | 2 | | |
| |
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | | |
| |
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | | |
| |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | | |
26-27 | Трудные слова. | 2 | | |
| |
28-29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | | |
| |
30-31 | Шарады и логогрифы. | 2 | | |
| |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | | |
33 | Занимательное словообразование. | 1 | | |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | | |