СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Будь здоров" (спортивно-оздоровительное)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, формирование игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Будь здоров" (спортивно-оздоровительное)»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по спортивно-оздоровительному направлению

«Будь здоров»

1 «А», 1 (дополнительный), 1 (8.3.) класс

2018-2019 учебный год.






Разработчик: учитель Сагайдак Л.В.

























г. Барнаул, 2018

Содержание:



1.Пояснительная записка (Нормативно-правовая база, актуальность курса).

2.Цели и задачи реализации программы.

3. Принципы реализации программы.

4. Формы и методы работы.

5. Виды деятельности.

6. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Будь здоров» .

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.























Пояснительная записка

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовую базу разработки программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15;

4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10

5. Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.

6. Локальные акты КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1».

Возрастная группа обучающихся

Рабочая программа разработана для детей 7 – 8 лет с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант1) , детей с расстройством аутистического спектра.

Объем часов, отпущенных на занятия.

Срок реализации программы - 1 год. (33часа) Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия

Продолжительность одного занятия до 35 - 40 минут.









Цели и задачи реализации программы


Цель: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, формирование игровой деятельности.


Задачи:

  • формирование интереса к игровой деятельности;

  • формирование положительного эмоционального отношения к игре;

  • формирование умения выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий;

  • формирование двигательных навыков;

  • формирование умения действовать по подражанию, образцу, инструкции;

  • развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности;

  • формирование умения ориентироваться в пространстве;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, чувства сопричастности общему делу;

  • развитие речевой и двигательной активности во время совместной игры;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • формирование умения в ролевой игре соотносить роль с игровыми действиями;

  • формирование умения следовать правилам игры;

  • формирование интереса к совместной игровой деятельности.

В основу программы положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • принцип сотрудничества с семьей.

Формы и методы работы

  • Игры;

  • Беседы;

  • Сюжетно - ролевые игры;

  • Просмотр мультфильмов, презентаций.

Программный материал содержит следующие виды игр: подвижные, игры на улице, сенсорные, предметные игры, сюжетно-ролевые.

Виды деятельности учителя:

-Организация деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная);

-Демонстрация презентаций;

-Использование ИКТ;

-Организация беседы, рассказа по итогам увиденного или услышанного;

Возможные формы деятельности с обучающимися

- Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

- Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных

оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

- Оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми.

- Игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, КТД.

- Игровые программы по пропаганде ЗОЖ, «Здоровье - плюс».

- Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса,

- Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

- Организация походов выходного дня,

- Туристические походы.

- Организация горячего питания, уроки здорового питания.





Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Туристско-краеведческая деятельность

  • Исследовательская деятельность

  • Проектная деятельность











Содержание занятий.





№ п/п



Наименование разделов и дисциплин



Дата проведения

Введение «Вот мы и в школе».

1

Что мы знаем о ЗОЖ


2

По стране Здоровейке


3

В гостях у Мойдодыра



4

Я хозяин своего здоровья


Питание и здоровье

5

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.


6

Культура питания. Этикет.


7

Спектакль «Я выбираю кашу»


8

«Что даёт нам море»



9

Светофор здорового питания


Моё здоровье в моих руках

10

Сон и его значение для здоровья человека


11

Закаливание в домашних условиях


12

День здоровья

«Будьте здоровы»


13

Иммунитет


14

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.


15

Спорт в жизни ребёнка.


16

Слагаемые здоровья


Я в школе и дома

17

Я и мои одноклассники


18

Почему устают глаза?


19

Гигиена позвоночника. Сколиоз


20

Шалости и травмы


21

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление


22

Умники и умницы


Чтоб забыть про докторов

23

С. Преображенский «Огородники»



24

Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)


25

День здоровья

«Самый здоровый класс»


26

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности


Я и моё ближайшее окружение

27

Мир эмоций и чувств.


28

Вредные привычки


29

«Веснянка»


30

В мире интересного


«Вот и стали мы на год взрослей»

31

Я и опасность.


32

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»


33

Первая помощь при отравлении






Метапредметне результаты.


Регулятивные БУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану


Познавательные БУД:

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Коммуникативные БУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности



В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.





















Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Будь здоров».

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:

воспитательных результатов — приобретений знаний о здоровом образе жизни обучающийся получит вследствие участия в той или иной деятельности, (например, приобретение знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия);

эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности);

Воспитательные результаты программы внеурочной деятельности «Будь здоров» обучающихся с умственной отсталостью распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний о здоровом образе жизни, факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний; о пользе физических упражнений и закаливания;

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

-Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.

-Сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, правильное отношение к своему здоровью.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта правильного ухода за собой, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

-Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда

здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного выполнения правил безопасного поведения на воде; умения формировать своё здоровье, закаливать свой организм;

Для его достижения необходимо:

-Развитие и поддержания у детей мотивации к здоровому образу жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;

второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

-Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

-Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение

опыта взаимодействия с окружающим миром.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.























Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.

  2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.

  3. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980

  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№ 6- С. 62-76.

  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.

  6. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.

  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

  8. Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491.

  9. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.-320 с.

  10. Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.

  11. Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-7 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!