Пояснительная записка
Библиографический список программ, на основе которых разработана рабочая программа курса:
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова (система «Школа России») с учётом особенностей образовательного учреждения и социального заказа. Имеет с общекультурную направленность.
Обоснование выбора УМК «Школа России»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Школа России» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основная идея системы «Школа России»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.
Общая характеристика курса
Цель деятельности научного клуба – сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:
1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.
2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.
3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности:
Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей .
Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор:
- источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»).
Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира.
Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.
Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).
Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Планируемые результаты
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;
-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;
-называть системы органов человека;
-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
В результате освоения курса учащиеся научатся:
-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Место данного курса в учебном плане
На курс внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1 классе «Мы и окружающий мир» отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Культура моих предков. | 1 час |
2. | Традиции и праздники моего народа, моей семьи. | 2 часа |
3. | Внимание, конкурс! | 2 часа |
4. | Широка страна моя родная. | 4 часа |
5. | Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. | 4 часа |
6. | История моей школы. | 6 часов |
7. | Братья наши меньшие. | 6 часов |
8. | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 9 часов |
Итого: 34 часа
Тематическое планирование:
№ п/п | Дата | Тема занятия | Формируемые УУД |
По плану | По факту |
1. | | | Экскурсия «Наша школа». | Личностные: -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
2. | | | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | Коммуникативные: -обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; |
3. | | | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. |
4. | | | Знакомьтесь: моя семья! | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; |
5. | | | Культура моих предков. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; |
6. | | | Традиции и праздники моей семьи. | Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Познавательные: установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; |
7. | | | Проект «Собираем портфолио». | Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; |
8. | | | Проект «Собираем портфолио». | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; |
9. | | | Внимание, конкурс на лучшее портфолио. | Личностные: -гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; |
10. | | | Край, в котором я живу | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; |
11. | | | Достопримечательности моей малой родины. | Регулятивные: -различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. |
12. | | | Сельское хозяйство моего края. | Коммуникативные-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; |
13. | | | Роль леса в жизни людей. | Личностные: -социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
14. | | | Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. | Познавательные: установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Личностные: социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; |
15. | | | Что даёт мой край стране? | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; |
16. | | | Улица, на которой находится моя школа. | Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Личностные: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; |
17. | | | Проект парка на пришкольной территории. | Познавательные: осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; |
18. | | | Проект парка на пришкольной территории. | Личностные: -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; Познавательные: осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; |
19. | | | Народные традиционные праздники. | Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; Регулятивные: различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: называть системы органов человека; |
20. | | | Хорошо ли ты знаешь окружающий мир? | Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: называть системы органов человека; Личностные: -установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; |
21. | | | Как мы воспринимаем окружающий мир? | Познавательные: установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; |
22. | | | Конкурс членов клуба « Мы и окружающий мир» | Личностные: -навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья. |
23. | | | Проект «Мои домашние питомцы». | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: называть системы органов человека; |
24. | | | Проект «Мои домашние питомцы». | Познавательные: осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья. |
25. | | | «Приглашаем в гости» (открытое мероприятие на тему «Братья наши меньшие»). | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; |
26. | | | Что такое Родина? | Личностные: -эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Познавательные: понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья. |
27. | | | Что мы знаем о Москве? | Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные: различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. |
28. | | | Проект « Военная летопись нашей семьи». | Коммуникативные: -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки; |
29. | | | Народы России. | Регулятивные: различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. |
30. | | | Что общего у народов России? | Личностные: -гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; |
31. | | | Человек в мире природы и культуры | Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. |
32. | | | Человек в мире природы и культуры | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; |
33. | | | Что такое экология? | Коммуникативные: -обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
34. | | | Открытое мероприятие на экологическую тему «Земля – наш общий дом!». | Личностные: -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки; Познавательные: установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост. А.А.Плешаков. М.: «ВАКО», 2015
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
3.Энциклопедические словари и справочники.
4.Видео- и аудиоматериалы по темам « «Диалоги о животных», «Природа России».
Наглядные пособия:
1.Комнатные растения.
2. Гербарии; коллекции насекомых.
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Географические и исторические карты.
5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.
Технические средства:
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная, диски с тестами, документ-камера.
Литература для учащихся:
1. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь на печатной основе как приложение к учебнику.
Интернет-ресурсы:
1.Электронная версия газеты «Начальная школа». Издательский дом «Первое сентября». Режим доступа:http://nsc.1september.ru/index.php
2.Я иду на урок начальной школы:– Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3.Учительская.- Режим доступа: http://www.nachalka.com
4.Информатика 4 класс. Методическое пособие.- Режим доступа: http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111
5.Методическая копилка.- Режим доступа: http://www.it-n.ru/resourse.aspx?cat_no=201360
6.Мы и образование.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/index.htm
7.Журнал «Начальная школа».- Режим доступа: http://n-shkola.ru
8.Информатика 4 класс - Режим доступа: http://nachalka.info
9.Информатика. Начальная школа.- Режим доступа: http://vintorika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Литература, использованная при подготовки программы:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: А.А.Плешаков, Т.Н.Максимова.
2.Т.Н.Максимова «Разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК А.А.Плешакова («Школа России).