СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г.Ростова

РАССМОТРЕНО

на МО учителей начальных классов

протокол №_______

от___________2018 г.

руководитель МО

___________Е.Н.Кузнецова


«Согласовано»

Зам. директора:

________/ Елохина И.Е.


от 31.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы


___________Е.А.Архиреева

«_____»_____________ 2018 год


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Наш край»

3 класс

2 часа в неделю

68 часов в год



Составители

Учителя нач.классов:

Грекова О.А.

Елохина И.Е.

Дегтярева Н.А.

Логунова Е.Н.

Давыдова А.Ю.


2018-2019 уч. год


Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Мой край» духовно-нравственного направления, составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол МО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1).

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Письмо Департамента образования Ярославской области «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ» от 07.09.2016 № ИХ.24-4331/16

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Программа «Мой край» предоставляет возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию.


Цели и задачи программы

Цель: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Задачи:

  • Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

  • Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


Программа предназначена для школьников 6,5- 11лет.

Формы проведения занятий: беседы, игры, экскурсии.

На изучение содержания курса отводится 2 час в неделю, при 34 учебных неделях – всего 68 часа.

Аудиторные - 45, внеаудиторные 23 часа.

Срок реализации программы 1 год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  1. Личностные
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

  • установление причинно-следственных связей;

Планируемые предметные результаты:

Учащиеся будут знать:

  • особенности истории и жизни коренного населения Ярославского края;

  • о вкладе жителей Ярославского края в развитие и культуру России;

  • значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;

  • свою родословную, значение своего имени;

  • символы некоторых городов Ярославского края (герб, флаг, историю их создания).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;

  • принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей страны;

  • проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;

  • соблюдать правила поведения в обществе.

Раздел 2.

Содержания программы


Содержание раздела

Виды деятельности

Формы организации

Край, в котором я живу.


Историческое пространство, рассматриваемое в рамках раздела «Край, в котором я живу», непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

• Игровая;

•Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Туристско-краеведческая деятельность.


индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, коллективная.

Красота природы Ярославского края.


Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

• Игровая;

•Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Туристско-краеведческая деятельность.

•Художественное творчество;



индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная.

Герои земли Ярославской.


В рамках раздела «Герои земли Ярославской» учащиеся знакомятся с историей Великой Отечественной войны, с героями Ярославского края. Главный акцент делается на формирование патриотичности и чувства гордости за свою страну у младших школьников.

Содержание курса способствует реализации программы здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств.

• Игровая;

•Познавательная;

• Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

• Туристско-краеведческая деятельность.

• Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная.


Раздел 3.

Тематическое планирование

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Край, в котором я живу.

  1. Ауд.

Введение. Правила поведения юных экскурсантов

1



  1. Ауд.

Город, в котором мы живём. Легенда основания города Ростова-Великого.

1



  1. Ауд.

Символика города. «Ростовский герб»

1



  1. Ауд.

История города в названиях улиц

1



  1. Не ауд

Обзорная экскурсия по центральной(исторической) части города Ростова.

1



  1. Не ауд

Экскурсия по современным улицам города Ростова

1



  1. Ауд.

Детские презентации «Моя улица»

1



  1. Ауд.

Фото-викторина «Узнай улицу»

1



  1. Не ауд.

Экскурсия в музей-заповедник в отдел «Истории».

1



  1. Не ауд.

«Археология земли Ростовской»

1



  1. Ауд.

Православные храмы Ростова

1



  1. Не ауд

Обзорные экскурсии по православным храмам города Ростова

1



  1. Аул

Знакомство с житием Сергия Радонежского

1



  1. Не ауд

Экскурсия в «Троице-Сергиев Варницкий монастырь

1



  1. Ауд.

Летопись ростовского купечества в лицах. Кекин, Леонтьев, Титов и др

1



  1. Не ауд

Интерактивная экскурсия в старинном купеческом особняке конца XVIII — начала XX века

1



  1. Не ауд

Экскурсия в Музей «Ростовское подворье»

1



  1. Ауд.

Знакомство с народными промыслами нашего края

1



  1. Не ауд

Экскурсия в «Дом ремёсел»

1



  1. Не ауд

Арт-студия музея «Ростовский кремль» «Мастер-класс по финифти

1



  1. Не ауд

Ознакомительная экскурсия Музей финифти ГМЗ «Ростовский кремль»

1



  1. Ауд.

Современный Ростов.

1



  1. Ауд

Основные градообразующие предприятия города. ПАО Ромз.

1



  1. Ауд

Основные градообразующие предприятия города. Атрус.

1



  1. Ауд

Основные градообразующие предприятия города. Хлебозавод

1



  1. Не ауд.

Экскурсия на хлебозавод

1



  1. Ауд.

Интерактивная игра «Профессии моего города»

1



  1. Ауд.

Наш город вчера, сегодня, завтра. Подготовка к проекту

1



  1. Ауд.

Виртуальная экскурсия по городам Ярославского края. Карта нашего края.

1



  1. Не ауд

Обзорная экскурсия по г. Ярославлю

1



  1. Ауд

Стихи и песни о Ростове и Ярославле

1



  1. Ауд.

Защита проектных работ

1



  1. Ауд.

Игра-путешествие «Знаешь ли ты свой край?

1



  1. Ауд.

Сочинение “Город в котором я живу”

1



  1. Ауд.

Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области , если бы был губернатором”

1



Красота природы Ярославского края.

  1. Ауд.

Край мой – частица России.

1



  1. Ауд.

Растительности нашего края. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека

1



  1. Ауд.

Грибы и ягоды. Охрана растений.

1



  1. Не ауд.

Экскурсия. Наблюдение за природой.

1



  1. Ауд.

Красная книга родного края.

1



  1. Ауд.

Создание карты редких животных и растений края.

1



  1. Не ауд.

Экскурсия в музей-заповедник в отдел «Природы»

г. Ярославль.

1



  1. Ауд.

Природные памятники Ярославской области.

1



  1. Ауд.

Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

1



  1. Ауд.

Полезные ископаемые Ярославской области. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства,

1



  1. Ауд.

Водоемы Ярославской области. Реки обл.

1



  1. Ауд.

Водоемы Ярославской области. Озёра, водохранилище обл.

1



  1. Ауд.

Растительный и животный мир водоемов

1



  1. Не ауд

Экскурсия на берег озера Неро

1



  1. Ауд.

Коллективный плакат  «Охрана водоема»

1



  1. Ауд.

Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области.

1



  1. Ауд.

Почему природа в опасности. Экологические проблемы области

1



  1. Ауд.

Забота о чистом воздухе, воде, почве

1



  1. Ауд.

Природа нашего края в литературных произведениях и произведениях художников Ярославской области.

1



  1. Не ауд

Экскурсия в «Художественный музей».

1



  1. Ауд.

Книги писателей и поэтов Ярославской области.

1



  1. Не ауд.

Экскурсия в «Музей-заповедник Некрасова» Карабиха

1



  1. . Не ауд

Посещение центральной детской библиотеки. Знакомство с её фондами, краеведческим отделом

1



  1. Не ауд

. Конкурс стихов поэтов Ярославской области

1



Герои земли Ярославской.

  1. Ауд.

Никто не забыт, ничто не забыто. История празднования дня Победы.

1



  1. Ауд.

Герои войны нашего края.

1



  1. Ауд.

Их именами названы улицы.


1



  1. Ауд.

Встреча с тружениками тыла в годы ВО войны

1



  1. Не ауд

Экскурсия в школьный музей Отдел Боевой славы 

1



  1. Ауд.

Доклад «Мой прадед был на войне»

1



  1. Не ауд.

Экскурсия в музей «Боевой славы» .Ярославль

1



  1. Не ауд

Посещение и возложение цветов к памятнику «Неизвестного солдата»

1



  1. Ауд.

Праздник «Мой край родной »

1