Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Мой край» духовно-нравственного направления, составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол МО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1).
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Департамента образования Ярославской области «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ» от 07.09.2016 № ИХ.24-4331/16
Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Программа «Мой край» предоставляет возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию.
Программа предназначена для школьников 6,5- 11лет.
Формы проведения занятий: беседы, игры, экскурсии.
На изучение содержания курса отводится 2 час в неделю, при 34 учебных неделях – всего 68 часа.
Аудиторные - 45, внеаудиторные 23 часа.
Срок реализации программы 1 год.
№ | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации |
Край, в котором я живу. |
| Историческое пространство, рассматриваемое в рамках раздела «Край, в котором я живу», непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. | • Игровая; •Познавательная; • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); • Туристско-краеведческая деятельность. | индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, коллективная. |
Красота природы Ярославского края. |
| Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов. | • Игровая; •Познавательная; • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); • Туристско-краеведческая деятельность. •Художественное творчество; | индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная. |
Герои земли Ярославской. |
| В рамках раздела «Герои земли Ярославской» учащиеся знакомятся с историей Великой Отечественной войны, с героями Ярославского края. Главный акцент делается на формирование патриотичности и чувства гордости за свою страну у младших школьников. Содержание курса способствует реализации программы здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств. | • Игровая; •Познавательная; • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); • Туристско-краеведческая деятельность. • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); | индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная. |
№ | Тема раздела, занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Край, в котором я живу. |
Ауд. | Введение. Правила поведения юных экскурсантов | 1 | | |
Ауд. | Город, в котором мы живём. Легенда основания города Ростова-Великого. | 1 | | |
Ауд. | Символика города. «Ростовский герб» | 1 | | |
Ауд. | История города в названиях улиц | 1 | | |
Не ауд | Обзорная экскурсия по центральной(исторической) части города Ростова. | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия по современным улицам города Ростова | 1 | | |
Ауд. | Детские презентации «Моя улица» | 1 | | |
Ауд. | Фото-викторина «Узнай улицу» | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия в музей-заповедник в отдел «Истории». | 1 | | |
Не ауд. | «Археология земли Ростовской» | 1 | | |
Ауд. | Православные храмы Ростова | 1 | | |
Не ауд | Обзорные экскурсии по православным храмам города Ростова | 1 | | |
Аул | Знакомство с житием Сергия Радонежского | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия в «Троице-Сергиев Варницкий монастырь | 1 | | |
Ауд. | Летопись ростовского купечества в лицах. Кекин, Леонтьев, Титов и др | 1 | | |
Не ауд | Интерактивная экскурсия в старинном купеческом особняке конца XVIII — начала XX века | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия в Музей «Ростовское подворье» | 1 | | |
Ауд. | Знакомство с народными промыслами нашего края | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия в «Дом ремёсел» | 1 | | |
Не ауд | Арт-студия музея «Ростовский кремль» «Мастер-класс по финифти | 1 | | |
Не ауд | Ознакомительная экскурсия Музей финифти ГМЗ «Ростовский кремль» | 1 | | |
Ауд. | Современный Ростов. | 1 | | |
Ауд | Основные градообразующие предприятия города. ПАО Ромз. | 1 | | |
Ауд | Основные градообразующие предприятия города. Атрус. | 1 | | |
Ауд | Основные градообразующие предприятия города. Хлебозавод | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия на хлебозавод | 1 | | |
Ауд. | Интерактивная игра «Профессии моего города» | 1 | | |
Ауд. | Наш город вчера, сегодня, завтра. Подготовка к проекту | 1 | | |
Ауд. | Виртуальная экскурсия по городам Ярославского края. Карта нашего края. | 1 | | |
Не ауд | Обзорная экскурсия по г. Ярославлю | 1 | | |
Ауд | Стихи и песни о Ростове и Ярославле | 1 | | |
Ауд. | Защита проектных работ | 1 | | |
Ауд. | Игра-путешествие «Знаешь ли ты свой край? | 1 | | |
Ауд. | Сочинение “Город в котором я живу” | 1 | | |
Ауд. | Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области , если бы был губернатором” | 1 | | |
Красота природы Ярославского края. |
Ауд. | Край мой – частица России. | 1 | | |
Ауд. | Растительности нашего края. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека | 1 | | |
Ауд. | Грибы и ягоды. Охрана растений. | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия. Наблюдение за природой. | 1 | | |
Ауд. | Красная книга родного края. | 1 | | |
Ауд. | Создание карты редких животных и растений края. | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия в музей-заповедник в отдел «Природы» г. Ярославль. | 1 | | |
Ауд. | Природные памятники Ярославской области. | 1 | | |
Ауд. | Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства. | 1 | | |
Ауд. | Полезные ископаемые Ярославской области. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, | 1 | | |
Ауд. | Водоемы Ярославской области. Реки обл. | 1 | | |
Ауд. | Водоемы Ярославской области. Озёра, водохранилище обл. | 1 | | |
Ауд. | Растительный и животный мир водоемов | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия на берег озера Неро | 1 | | |
Ауд. | Коллективный плакат «Охрана водоема» | 1 | | |
Ауд. | Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области. | 1 | | |
Ауд. | Почему природа в опасности. Экологические проблемы области | 1 | | |
Ауд. | Забота о чистом воздухе, воде, почве | 1 | | |
Ауд. | Природа нашего края в литературных произведениях и произведениях художников Ярославской области. | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия в «Художественный музей». | 1 | | |
Ауд. | Книги писателей и поэтов Ярославской области. | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия в «Музей-заповедник Некрасова» Карабиха | 1 | | |
. Не ауд | Посещение центральной детской библиотеки. Знакомство с её фондами, краеведческим отделом | 1 | | |
Не ауд | . Конкурс стихов поэтов Ярославской области | 1 | | |
Герои земли Ярославской. |
Ауд. | Никто не забыт, ничто не забыто. История празднования дня Победы. | 1 | | |
Ауд. | Герои войны нашего края. | 1 | | |
Ауд. | Их именами названы улицы. | 1 | | |
Ауд. | Встреча с тружениками тыла в годы ВО войны | 1 | | |
Не ауд | Экскурсия в школьный музей Отдел Боевой славы | 1 | | |
Ауд. | Доклад «Мой прадед был на войне» | 1 | | |
Не ауд. | Экскурсия в музей «Боевой славы» .Ярославль | 1 | | |
Не ауд | Посещение и возложение цветов к памятнику «Неизвестного солдата» | 1 | | |
Ауд. | Праздник «Мой край родной » | 1 | | |