СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Художественный труд» Технология 7 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной занятости факультатива «Художественный труд» составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей в поддержку изучения учащимися предмета «Технология».

Для занятий на факультативе «Художественный труд» объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Учащимся предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьных объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности: (работа с бумагой, тканью, мехом, кожей, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Художественный труд» Технология 7 класс»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы школа-интернат № 14»






УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам.директора по УВР На заседании МО Е.Н. Лушникова ________________

«___»_________ ____ «__» ________ _______ « __»________ ___








Рабочая программа

по внеурочной деятельности факультатива «Художественный труд»

Технология 7 класс 2018-2019 учебный год










Составитель: Людмила Владимировна Смирнова,

учитель трудового обучения
















г. Амурск 2018год

Пояснительная записка

Программа внеурочной занятости факультатива «Художественный труд» составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей в поддержку изучения учащимися предмета «Технология».

Для занятий на факультативе «Художественный труд» объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Учащимся предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьных объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности: (работа с бумагой, тканью, мехом, кожей, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.). Знакомство с «Флористикой»- это разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей), из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т.д.). Привлечение обучающихся к участию в национальном чемпионате «Абилимпикс» .Творческие работы направлены на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на учащихся 7 класса (12-14 лет), занятия проводятся 2 часа в неделю, в год 68 часов. Целью программы, является формирование творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Задачи программы предусматривают умение развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре. Умение изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.Выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Планируемый результат подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Особенности национального искусства, изготовление сувениров.

Основы конструирования –построение фигур, игрушек, предметов быта, и др.

Основные законы дизайна, способы решения.

Особенности составления панно.

Технологию плетения из бумаги, газеты, проволоки, фольги и др.

Технологию декорирования тканью и кожей.

Способы реставрации изделий.

Основы флористического дизайна.

Способы создания флористических композиций.

Организацию рабочего места.

Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Учащиеся должны уметь:

Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;

Составлять описание внешнего вида изделий;

Правильно использовать нужные инструменты;

Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства;

Выполнять оформительскую работу - декорации;

Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;

Составлять описание внешнего вида изделий;

Подбирать материалы и изготавливать изделия, (по образцу, рисунку, эскизу);

Создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;

Применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании работ

Применять технологию обработки различных материалов;

Применять инструкции по технике безопасности;

Соблюдать правила техники безопасности при ручных инструментов;

Правильно организовывать рабочее место.


Содержание программы факультатива «Художественный труд»

Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления учащиеся под руководством учителя составляют план работы, подготавливают материалы и инструмент, выполняют практические работы.

Вводная беседа (3 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий на факультативе. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Экскурсия в музей.

Работа с природным материалом (15 часа):

Природный материал: листья, семена, кора, яичная скорлупа. Цветы из бумаги.

Картина из цветов. «Натюрморт » Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Применение бросового материала в работах(пластик, коробки). Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с шерстью (4 час)

История развития ремесел. Виды шерсти, свойства. Изготовление сувенира (по образцу).

Работа с соленым тестом (6 час)

Рецепты соленого теста. Основные приемы работы с соленым тестом

Способы оформления поделок из соленого теста. Изготовление панно «Рябина»

Работа с тканью, кожей, мехом (10час)

Знакомство с народными традициями изготовления игрушек. Знакомство с образцами игрушек. Подбор материала для изготовления. Технология изготовления заготовок изделий. Изготовление народной куклы оберега. Современное кукольное искусство.

Разновидности кукол. Создание авторской работы.

Конструирование (8час)

Композиционные построения. Изготовление поделок. Композиция из пластика и картона. Черепаха. Объяснение технологии, практическая работа. Трубчатое соединение конструкции. Додекаэдр. Комбинированная композиция. Открытка скарп. Животные. Техника оригами.

Подведение итогов (2 час)

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Выставка работ.









Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание


Всего часов

34час



Вводное занятие

3 час


1



























2

Вводное занятие Инструктаж по ТБ.

Путешествие в мир декоративно-прикладного творчества.



















Экскурсия в музей.

1



























2

История развития рукоделий. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Режим работы мастерской. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

Экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.


Работа с природными материалами

15 час




1



Природные материалы в дизайне. Флористический коллаж.

15

Природные материалы в дизайне. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Флористический коллаж.

Выставка работ.


Работа с шерстью

4 час


1

Азы мокрого валяния «Сувенир»

2

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Старинное ремесло –валяние шерсти. Виды шерсти, свойства. Основные инструменты и технологии. Азы мокрого валяния. Изготовление сувенира из шерсти. Выставка работ.

2

Шерстяная живопись

2

Картины из шерсти своими руками. Выбор шерсти.

Удачный выбор картины.

Подбор цветового решения.


Работа с соленым тестом

6 час


1

Панно из соленого теста

6

Рецепты соленого теста. Основные приёмы работы с соленым тестом. Способы оформления поделок из соленого теста. Изготовление панно на кухню «Рябина», панно на круглой доске. Выставка работ.


Работа с тканями, мехом

10 час


1

Народная игрушка

6

Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами игрушки. Порядок проектирования игрушки. Подбор материала для изготовления игрушки. Технология заготовки различных деталей игрушки.

Изготовление народной куклы оберега.

2

Современное искусство кукольного мастера

4

История кукол. Значение слова «кукла». Различные техники создания кукол. Разновидности кукол: снежка, тильда, домашка, ит.д. Авторская кукла. Создание своей неповторимой куклы.

1

Конструирование

8



Композиционные построения


Композиция из пластика и картона. Черепаха. Объяснение технологии, практическая работа. Трубчатое соединение конструкции. Додекаэдр. Комбинированная композиция. Открытка скарп. Животные. Техника оригами.

1

Индивидуальный творческий проект

2

Подведение итогов. Выполнение индивидуального проекта. Защита проекта. Выставка работ.


Всего часов

48



За год часов

68


























Календарно - тематический план

Содержание тем

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие

3


1

История развития рукоделий. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

1

21.11

2

Экскурсия в местный краеведческий музей для знакомства со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

1

21.11


3

Режим работы мастерской. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

1

28.11


Работа с природными материалами

15


1

Природные материалы в дизайне.

1

28.11

2

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве.

1

05.12

3

Значение цвета.

1

05.12

4

Эмоциональное воздействие декоративной композиции.

1

12.12

5

Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

1

12.12

6

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение.

1

19.12

7

Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

1

19.12

8

Приёмы стилизации реальных форм..

Выставка работ.

1

26.12

9

Элементы декоративного решения. Цветы из лент и текстиля.

1

26.12

10

Флористический коллаж.

1

17.01

11

Выполнение работы флористический коллаж.

1

17.01

12

Выполнение работы флористический коллаж.

1

24.01

13

Выполнение работы флористический коллаж.

1

24.01

14

Выполнение работы флористический коллаж.

1

31.01

15

Выставка работ.

1

31.01


Работа с шерстью

4


1

История развития ремёсел. Виды традиционных ремёсел. Старинное ремесло -валяние шерсти. Виды шерсти, свойства

1

07.02

2

Азы мокрого валяния. Основные инструменты и технологии. Изготовление сувенира из шерсти.

1

07.02

3

Шерстяная живопись. Удачный выбор картины.

Подбор цветового решения.

1

14.02

4

Картины из шерсти своими руками. Выбор шерсти.

Изготовление из картины шерсти. Выставка работ.

1

14.02


Работа с соленым тестом

6


1

Рецепты соленого теста. Основные приёмы работы с соленым тестом.

1

21.02

2

Способы оформления поделок из соленого теста.

1

21.02

3

Изготовление панно на кухню «Рябина», панно на круглой доске.

1

28.02

4

Изготовление панно на кухню «Рябина», панно на круглой доске.

1

28.02

5

Изготовление панно на кухню «Рябина», панно на круглой доске.

1

07.03

6

Выставка работ.

1

07.03


Работа с тканями, мехом

10


1

Народная игрушка. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами игрушки.

1

14.03

2

Порядок проектирования игрушки

1

14.03

3

Подбор материала для изготовления игрушки.

1

21.03

4

Технология заготовки различных деталей игрушки.

1

21.03

5

Изготовление народной куклы оберега.

1

04.04

6

Изготовление народной куклы оберега.

1

04.04

7

Современное искусство кукольного мастерства. История кукол. Значение слова «кукла».

1

11.04

8

Различные техники создания кукол. Разновидности кукол: снежка, тильда, домашка, ит.д. Авторская кукла. Создание своей неповторимой куклы

1

11.04

9

Авторская кукла. Создание своей неповторимой куклы

1

18.04

10

Авторская кукла. Создание своей неповторимой куклы.

1

18.04


Конструирование

8


1

Композиция из пластика и картона. Черепаха.

1

25.04

2

Объяснение технологии, практическая работа.

1

25.04

3

Трубчатое соединение конструкции. Додекаэдр

1

02.05

4

Трубчатое соединение конструкции. Додекаэдр

1

02.05

5

Комбинированная композиция. Открытка скарп.

1

16.05

6

Комбинированная композиция. Открытка скарп.

1

16.05

7

Животные. Техника оригами

1

23.05

8

Животные. Техника оригами

1

23.05


Индивидуальный творческий проект

2


1

Подведение итогов. Выполнение индивидуального проекта.

1

30.05

2

Защита проекта. Выставка работ

1

30.05


Всего часов

48



За год часов

68
















Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на

обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.