СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс»

Программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика» для 2 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.



Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  •   Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  •   Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность

  •   Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;

  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным действиям:


  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.



К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:


осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;




Метапредметными результатами являются:


способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


Основные виды деятельности учащихся:


  •  решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  •  проектная деятельность

  •  самостоятельная работа;

  •  работа в парах, в группах;

  •  творческие работы


Методы проведения занятий

  • Словесные

  • Наглядные

  • Практические

  • Исследовательские


Формы проведения занятий


  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

  • от простого к сложному;

  • увеличение объёма материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена различных видов деятельности;

  • увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания;

  • олимпиады, конкурсы.





Содержание учебного предмета.

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.



Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».


Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Тема

Количество часов

1

Сравнение, обобщение, классификация.

5

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

3

3

Логические задания.

9

4

Комбинаторика и конструкции.

5

5

Творческие задания.

10

6

Диагностика.

2





6. Тематическое планирование

Темы занятий

Форма проведения занятия

Количество часов

Дата проведения

Теоретических

Практических

план

фактич.

1


Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

диагностика


1



2

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

КВН


1



3

Математические фокусы со спичками

Игры со спичками (палочками)


1



4

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

Работа в парах


1



5-6

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

Творческие задания


1



7-8

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

Игра-путешествие


1



9

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

Работы в группах


1



10


Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

Математические игры


1



11-12

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

Работы в группах


1



13

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

Математические игры


1



14-15

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

Математические игры

Творческие задания


1



16

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

Работа в парах


1



17-18

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

Математические игры


1



19-20

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

Математические игры

Конкурс математических газет

1

1



21-22

Занимательная геометрия.

Головоломки со спичками. Графический диктант.

Конкурс знатоков

1





1



23-24

Логические задачи. Шарады.

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Соревнования


1



25-26

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

Блиц-турнир по решению задач


1



27

Оригами. Изучение свойств квадрата.

Практикум


1



28-29

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Викторина


1



30

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

Работа в парах


1



31

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

Конкурсно-игровая программа


1



32

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Соревнование


1



33

Задачи в стихах. Ребусы.


Блиц-турнир


1



34

Конкурс эрудитов.


Конкурс


1