СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по геометрии "Геометрия в задачах"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ

Приказ от __30.08.2019__________ № __96______

Подпись руководителя ________ФИО

Печать






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _внеурочной деятельности_ курс «Геометрия в задачах» ____

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________9 класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __29______


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории)

Программа разработана на основе

Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2017 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










2019-2020 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Геометрия в задачах» в рамках внеурочной деятельности по предмету «геометрия» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Геометрия в задачах» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Для работы по данной программе используется учебник для общеобразовательных организаций «геометрия– 7-9» авторов: Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др.

Согласно учебному плану на изучение курса «Геометрия в задачках» в 9 классе отводится 33 ч из расчета 1 ч в неделю. По программе 29 ч.

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 9 классов.

Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.

Цели курса:

  • Расширить и углубить знания учащихся по геометрии в основной школе, обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений и их применение в жизненной практике;

  • создать условия для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • знакомство учащихся с важнейшими методами применения геометрических знаний на практике;

  • способствовать дальнейшему развитию математической культуры учащихся через формирование целостного представления о математике через многообразие ее межпредметных связей.

Задачи курса:

  • Обеспечить формирование коммуникативной компетентности учащихся, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

  • расширить представления учащихся о широких возможностях применения геометрии в жизни человека;

  • способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей

учащихся, их потребности в исследовании и преобразовании;

  • развивать конструкторскую смекалку, точность, аккуратность при построении геометрических фигур; научить изображать фигуры на нелинованной бумаге, используя геометрические инструменты;

  • научить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности

личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• слушать партнера;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

В 2019-2020 учебном году на основании приказа №101 от 30 августа 2019 г. произведена корректировка (уплотнение часов) в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов

30,31,32,33

9 класс

33

29

Праздничные дни.24.02, 09.03, 04.05, 11.05

За счет часов резерва

4

2. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

Факт

Тема 1. Что изучает геометрия.

4




История возникновения геометрии. Основные геометрические понятия, аксиомы.

1

Беседа-лекция,

02.09


Простейшие геометрические фигуры. Плоскость. Пространство.

1

Комбинированный урок

09.09


Окружность, круг. Части круга, окружности. Окружность как совершенная геометрическая форма

1

Комбинированный урок

16.09


Свойства касательных, секущих, дуг.

1

Практикум

23.09


Тема 2. Треугольник. Виды треугольников.

5




Элементы треугольника. Площадь.

1

Беседа.

30.09


Равенство, подобие треугольников.

1

Комбинированный урок

07.10


Решение практических задач.

1

Практикум

14.10


Прямоугольный треугольник. Свойства.

1

Мультимедиа-урок

21.10


Равнобедренный треугольник. Свойства.

1

Урок-игра

11.11


Тема 3. Четырехугольник. Виды четырехугольников

9




Трапеция. Свойства.

1

Мультимедиа-урок

18.11


Равнобедренная, прямоугольная трапеция. Свойства.

1

Урок-игра

25.11


Решение практических задач.

1

Практикум

02.12


Параллелограмм. Свойства.

1

Викторина

09.12


Ромб. Свойства.

1

Комбинированный урок

16.12


Решение практических задач.

1

Практикум

23.12


Прямоугольник. Свойства.

1

Мультимедиа-урок

13.01


Квадрат. Свойства.

1

Комбинированный урок

20.01


Вписанные и описанные четырехугольники. Свойства.

1

Комбинированный урок

27.01


Тема 4. Фигуры в пространстве

8




Понятие о пространственных телах. Виды геометрических тел.

1

Мультимедиа-урок

03.02


Понятие о пространственных телах. Виды геометрических тел.

1

Комбинированный урок

10.02


Многогранники. Призмы

1

Урок-игра

17.02


Многогранники. Пирамиды

1

Комбинированный урок

02.03


Тела вращения. Шар

1

Смешанный урок

16.03


Тела вращения. Конус

1

Комбинированный урок

06.04


Тела вращения. Цилиндр

1

Комбинированный урок

13.04


Обобщение по теме «Фигуры в пространстве»

1

Конференция

20.04


Тема 5. Проекты

3




Работа над проектами.

1

Консультация

27.04


Защита проектов.

1

Защита проекта

18.05


Защита проектов. Заключительное занятие.

1

Конференция, викторина «Своя игра»

25.05



3.Особенности оценки индивидуального проекта.

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность ( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающихся, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, заранее готовится литература, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.

2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта,

3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 7-10 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый обучающийся выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.


Список используемой литературы

  1. Геометрия 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л. С. Атанасян и др. -  М.: Просвещение, 2019.

  2. Математическая разминка: книга для учащихся 8-9 классы/ Гусев В.А., Комбаров А.П.. – М.: Просвещение, 2005..

  3. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 6/ Винокурова Н.К.  – М.: Росткнига, 2002.

  4. Сборник развивающих задач по математике для учащихся 7-9 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2005.

  5. Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

  6. Кенгуру – 2000 – 2006 годы. Задачи, решения/ сост. Братусь Т.А, Жарковская Н.А, Плоткин А.И., Савелова Т.Е., Рисс Е.А. – СПб. – 2000-2006.

  7. Задачи на смекалку/ Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. – М.: Дрофа, 2003.

  8. Математические кружки в школе 7-9 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2005.

  9. Олимпиадные задания по математике. 7-9 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческий сущности учащихся/ Заболотнева Н.В. – Волгоград: Учитель, 2005.

  10. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.

  11. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012.



«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от ______20____ г.




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!