СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Культура воспитания и этикет» (духовно – нравственное направление)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по внеурочной дея-ти  в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Культура воспитания и этикет» (духовно – нравственное направление)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАКАРИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей предметов гуманитарного цикла


Протокол № 1 от «11» сентября 2019 г.


Руководитель МО _______ Е.В. Капустина


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Е.Н. Соколова




УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Макаричская ООШ


__________ В.П. Боровик


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности «Культура воспитания и этикет»

(духовно – нравственное направление)


Класс: 6




Учитель: Капустина Елена Владимировна


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

- Программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 г.

Цели курса

- Развитие эмоциональной и культурной сфер ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

- Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе

- Формирование культуры воспитания и основных правил этикета

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучить навыкам культуры общения и сотрудничества;

  • сформировать у обучающихся навыки речевого этикета и культуры поведения;

  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;

  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности











Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление общекультурного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексте др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

• относительно целостное представление культуре и этикете, о поведении в общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об этике, этикете, воспитании; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи

  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

  • осуществление пошагового и итогового контроля

  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность учащихся

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности



Содержание курса внеурочной деятельности


Введение. Культура поведения. Этика – наука о морали.

Школьный этикет.

Правила поведения в школе. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Поступки человека и его характер. Отзывчивость и доброта. Зачем быть вежливым. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.

Правила общения.

Доверие в общении. Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Я и мои друзья. Справедливость. Что такое конфликт.

О трудолюбии.

Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии. Уход за своими вещами. Золотые руки. Герои труда. Обязанности ученика в школе и дома.

Культура внешнего вида.

Требования к внешнему виду человека. Человек и его имя. Красота внешняя и красота душевная. Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет.

«Моя семья: традиции и праздники». Поведение в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет.










Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Школьный этикет

7

3

Правила общения

8

4

О трудолюбии

7

5

Культура внешнего вида

4

6

Внешкольный этикет

6


Итого:

34
















Курс «Культура воспитания и этикет».

Календарно – тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

по плану

Дата факт - я

Глава 1. Введение




1

Культура поведения

1

Обсуждают правила культурного поведения, разграничивают понятия «воспитанный» и «невоспитанный» человек.



2

Этикет – наука о морали

1

Расширяют представление о правилах этикета, основных нормах морали и культурного поведения, формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни.



Глава 2. Школьный этикет




3

Правила поведения в школе

1

Знакомятся с правилами поведения в школе, обсуждают их; формируют навыки культурного поведения.



4

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

1

Беседуют о том, как следует относиться к учителю, одноклассникам, окружающим людям, формируют опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.



5

Поступки человека и его характер

1

Выясняют как взаимосвязаны поступки человека и его характер, обсуждают, как формировать свой характер.



6

Отзывчивость и доброта

1

Выясняют, что означают понятия «отзывчивость» и «доброта», приводят примеры поступков, в которых проявляются эти качества, воспитывают их у себя.



7

Зачем быть вежливым

1

Беседуют о том, зачем нужно быть вежливым человеком, формируют навыки культурного поведения.



8

Взаимопомощь: учёба и труд

1

Расширяют представление о моральном климате в коллективе, утверждают положительные качества характера, учатся совместной деятельности, взаимопомощи.



9

Школьное имущество надо беречь

1

Беседуют о необходимости сохранять школьное имущество, определяют конкретные дела по его сохранности.



Глава 3. Правила общения




10

Доверие в общении

1

Выясняют, нужно ли доверять другим, решают задачи, связанные с плохими и хорошими поступками людей.



11

Вежливый ли я дома?

1

Знакомятся с правилами вежливости, формируют положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивают умение слушать, понимать, сопереживать.



12

Приветствия и знакомства

1

Выясняют формы приветствия людей и знакомства, когда какая форма более уместна; прививают у себя навыки культурного поведения.



13

Устав – основной закон школы

1

Знакомятся с уставом школы, правами и обязанностями обучающихся, готовятся к защите своих прав, воспитывают уважение к правам других людей.



14

Библиотека – хранительница знаний

1

Беседуют о библиотеке, правилах поведения в ней, планируют, какую работу можно провести в библиотеке, развивают умение работать с книгой.



15

Я и мои друзья

1

Углубляют представление об общечеловеческих ценностях; формируют положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывают уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.



16

Справедливость

1

Расширяют представление о морали, способствуют утверждению такого морального качества, как справедливость, формируют активную жизненную позицию.



17

Что такое конфликт

1

Знакомятся с основными правилами общения, конфликтами, причинами, приводящими к ним; вырабатывают негативное отношение к конфликтам.



Глава 4. О трудолюбии




18

Труд кормит, а лень портит

1

Воспитывают в себе положительное отношение к труду, трудолюбие, обсуждают, чем опасна лень.



19

Как организовать свой труд

1

Учатся организовывать свой труд (подготавливать рабочее место, продумывать порядок действий для большей эффективности труда), ценить время.



20

О трудолюбии

1

Формируют положительную нравственную оценку трудолюбия, воспитывают положительное отношение к труду.



21

Уход за своими вещами

1

Учатся бережливости, аккуратности, уважительному отношению к своим и чужим вещам, воспитывают трудолюбие и аккуратность.



22

Золотые руки

1

Формируют положительную нравственную оценку трудолюбия, воспитывают в себе положительное отношение к труду.



23

Герои труда

1

Знакомятся с героями труда, формируют положительную нравственную оценку труда.



24

Обязанности ученика в школе и дома

1

Вспоминают обязанности учащихся, рассказывают, какие обязанности закреплены за ними дома, воспитывают трудолюбие и ответственность.



Глава 5. Культура внешнего вида




25

Требования к внешнему виду человека

1

Обсуждают требования к внешнему виду человека, способствуют развитию эстетического вкуса



26

Человек и его имя

1




27

Красота внешняя и красота душевная

1

Способствуют воспитанию положительных нравственных качеств, развитию эстетического вкуса, знакомятся с секретами привлекательности.



28

Одежда будничная и праздничная

1

Беседуют о назначении одежды, разграничивают понятия «одежда будничная» и «одежда праздничная», воспитываю культуру внешнего вида.



Глава 6. Внешкольный этикет




29

«Моя семья: традиции и праздники»

1

Знакомятся с понятием «традиции», рассказывают о традициях своей семьи; воспитывают уважительное отношение к родственникам, традициям и обычаям семьи.



30

Поведение в гостях

1

Знакомятся с правилами этикета: как вести себя в гостях, воспитывают культуру поведения, уважительное отношение к другим людям.



31

Правила поведения на улице

1

Обсуждают правила поведения на улице, расширяют представление о правилах этикета, формируют навык культурного поведения.



32

Правила поведения в транспорте

1

Обсуждают правила поведения в общественном транспорте, расширяют представление о правилах этикета, формируют навык культурного поведения.



33

Правила поведения в общественных местах

1

Расширяют представление о правилах этикета, развивают умение правильно оценивать себя и других, формируют навык культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.



34

Праздничный этикет

1

Расширяют представление о правилах этикета, формируют опыт нравственных взаимоотношений.