МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАКАРИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей предметов гуманитарного цикла Протокол № 1 от «11» сентября 2019 г. Руководитель МО _______ Е.В. Капустина | СОГЛАСОВАНО | Зам. директора по УВР _________ Е.Н. Соколова | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Макаричская ООШ __________ В.П. Боровик |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Культура воспитания и этикет»
(духовно – нравственное направление)
Класс: 6
Учитель: Капустина Елена Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 г.
Цели курса
- Развитие эмоциональной и культурной сфер ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
- Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе
- Формирование культуры воспитания и основных правил этикета
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучить навыкам культуры общения и сотрудничества;
сформировать у обучающихся навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление общекультурного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексте др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление культуре и этикете, о поведении в общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об этике, этикете, воспитании; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Познавательные УУД
включение в творческую деятельность учащихся
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Культура поведения. Этика – наука о морали.
Школьный этикет.
Правила поведения в школе. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Поступки человека и его характер. Отзывчивость и доброта. Зачем быть вежливым. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.
Правила общения.
Доверие в общении. Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Я и мои друзья. Справедливость. Что такое конфликт.
О трудолюбии.
Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии. Уход за своими вещами. Золотые руки. Герои труда. Обязанности ученика в школе и дома.
Культура внешнего вида.
Требования к внешнему виду человека. Человек и его имя. Красота внешняя и красота душевная. Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет.
«Моя семья: традиции и праздники». Поведение в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Школьный этикет | 7 |
3 | Правила общения | 8 |
4 | О трудолюбии | 7 |
5 | Культура внешнего вида | 4 |
6 | Внешкольный этикет | 6 |
| Итого: | 34 |
Курс «Культура воспитания и этикет».
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата факт - я |
Глава 1. Введение | 2ч | | | |
1 | Культура поведения | 1 | Обсуждают правила культурного поведения, разграничивают понятия «воспитанный» и «невоспитанный» человек. | | |
2 | Этикет – наука о морали | 1 | Расширяют представление о правилах этикета, основных нормах морали и культурного поведения, формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни. | | |
Глава 2. Школьный этикет | 7ч | | | |
3 | Правила поведения в школе | 1 | Знакомятся с правилами поведения в школе, обсуждают их; формируют навыки культурного поведения. | | |
4 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | 1 | Беседуют о том, как следует относиться к учителю, одноклассникам, окружающим людям, формируют опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. | | |
5 | Поступки человека и его характер | 1 | Выясняют как взаимосвязаны поступки человека и его характер, обсуждают, как формировать свой характер. | | |
6 | Отзывчивость и доброта | 1 | Выясняют, что означают понятия «отзывчивость» и «доброта», приводят примеры поступков, в которых проявляются эти качества, воспитывают их у себя. | | |
7 | Зачем быть вежливым | 1 | Беседуют о том, зачем нужно быть вежливым человеком, формируют навыки культурного поведения. | | |
8 | Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | Расширяют представление о моральном климате в коллективе, утверждают положительные качества характера, учатся совместной деятельности, взаимопомощи. | | |
9 | Школьное имущество надо беречь | 1 | Беседуют о необходимости сохранять школьное имущество, определяют конкретные дела по его сохранности. | | |
Глава 3. Правила общения | 8ч | | | |
10 | Доверие в общении | 1 | Выясняют, нужно ли доверять другим, решают задачи, связанные с плохими и хорошими поступками людей. | | |
11 | Вежливый ли я дома? | 1 | Знакомятся с правилами вежливости, формируют положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивают умение слушать, понимать, сопереживать. | | |
12 | Приветствия и знакомства | 1 | Выясняют формы приветствия людей и знакомства, когда какая форма более уместна; прививают у себя навыки культурного поведения. | | |
13 | Устав – основной закон школы | 1 | Знакомятся с уставом школы, правами и обязанностями обучающихся, готовятся к защите своих прав, воспитывают уважение к правам других людей. | | |
14 | Библиотека – хранительница знаний | 1 | Беседуют о библиотеке, правилах поведения в ней, планируют, какую работу можно провести в библиотеке, развивают умение работать с книгой. | | |
15 | Я и мои друзья | 1 | Углубляют представление об общечеловеческих ценностях; формируют положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывают уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. | | |
16 | Справедливость | 1 | Расширяют представление о морали, способствуют утверждению такого морального качества, как справедливость, формируют активную жизненную позицию. | | |
17 | Что такое конфликт | 1 | Знакомятся с основными правилами общения, конфликтами, причинами, приводящими к ним; вырабатывают негативное отношение к конфликтам. | | |
Глава 4. О трудолюбии | 7ч | | | |
18 | Труд кормит, а лень портит | 1 | Воспитывают в себе положительное отношение к труду, трудолюбие, обсуждают, чем опасна лень. | | |
19 | Как организовать свой труд | 1 | Учатся организовывать свой труд (подготавливать рабочее место, продумывать порядок действий для большей эффективности труда), ценить время. | | |
20 | О трудолюбии | 1 | Формируют положительную нравственную оценку трудолюбия, воспитывают положительное отношение к труду. | | |
21 | Уход за своими вещами | 1 | Учатся бережливости, аккуратности, уважительному отношению к своим и чужим вещам, воспитывают трудолюбие и аккуратность. | | |
22 | Золотые руки | 1 | Формируют положительную нравственную оценку трудолюбия, воспитывают в себе положительное отношение к труду. | | |
23 | Герои труда | 1 | Знакомятся с героями труда, формируют положительную нравственную оценку труда. | | |
24 | Обязанности ученика в школе и дома | 1 | Вспоминают обязанности учащихся, рассказывают, какие обязанности закреплены за ними дома, воспитывают трудолюбие и ответственность. | | |
Глава 5. Культура внешнего вида | 4ч | | | |
25 | Требования к внешнему виду человека | 1 | Обсуждают требования к внешнему виду человека, способствуют развитию эстетического вкуса | | |
26 | Человек и его имя | 1 | | | |
27 | Красота внешняя и красота душевная | 1 | Способствуют воспитанию положительных нравственных качеств, развитию эстетического вкуса, знакомятся с секретами привлекательности. | | |
28 | Одежда будничная и праздничная | 1 | Беседуют о назначении одежды, разграничивают понятия «одежда будничная» и «одежда праздничная», воспитываю культуру внешнего вида. | | |
Глава 6. Внешкольный этикет | 6ч | | | |
29 | «Моя семья: традиции и праздники» | 1 | Знакомятся с понятием «традиции», рассказывают о традициях своей семьи; воспитывают уважительное отношение к родственникам, традициям и обычаям семьи. | | |
30 | Поведение в гостях | 1 | Знакомятся с правилами этикета: как вести себя в гостях, воспитывают культуру поведения, уважительное отношение к другим людям. | | |
31 | Правила поведения на улице | 1 | Обсуждают правила поведения на улице, расширяют представление о правилах этикета, формируют навык культурного поведения. | | |
32 | Правила поведения в транспорте | 1 | Обсуждают правила поведения в общественном транспорте, расширяют представление о правилах этикета, формируют навык культурного поведения. | | |
33 | Правила поведения в общественных местах | 1 | Расширяют представление о правилах этикета, развивают умение правильно оценивать себя и других, формируют навык культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. | | |
34 | Праздничный этикет | 1 | Расширяют представление о правилах этикета, формируют опыт нравственных взаимоотношений. | | |