СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Решение нестандартных задач» предназначена для 8 классов основной общеобразовательной школы и

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Решение нестандартных задач» предназначена для 8 классов основной общеобразовательной школы и составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Заветинской СОШ №1, авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, - 334с.);

Место предмета в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение «Решение нестандартных задач» в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель). С учетом календарного графика на 2018-2019 учебный год и расписания учебных занятий на 2018-2019 учебный год данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Даты прохождения некоторых тем курса согласно расписанию совпадают с датами праздничных, нерабочих дней:

01.05.19 «Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике» будет проведена 08.05.19 за счет объединения тем «Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике» и «Оптические приборы: очки, лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Их схемы»


Цели и задачи курса:

освоение знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными источниками информации

Формы и методы проведения занятий:

— сбор информации с помощью различных источников,

— смысловое чтение и работа с текстом задачи,

— графическое и экспериментальное моделирование,

— экскурсии с целью отбора данных для составления задач;

— решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов определения каких-либо характеристик или свойств тела);

— подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием;

— моделирование физического процесса или явления с помощью анимации;

— проектная деятельность.


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения являются:

  1. Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения являются:

  1. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  2. Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  4. Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших

технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду;

осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф. Осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  1. Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  2. Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  3. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  4. Развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  5. Формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

  6. Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Содержание курса внеурочной деятельности

Законы сохранения

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Задачи на реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, модель автоколебательной системы.

Электрическое и магнитное поля

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Постоянный электрический ток

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Световые явления

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

Изучение световых природных явлений с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике.





п/п

Тема

Домашнее задание

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

 

 


 

2

Задачи на реактивное движение.

 

 


 

3

Задачи на определение работы и мощности.

 

 


 

4

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

 

 


 

5

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

 

 


 

6

Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

 

 


 

7

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек.

 

 


 

8

Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты устройств для наблюдения невесомости, модель

 

 


 

9

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

 

 


 

10

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

 

 


 

11

Решение задач на описание систем конденсаторов.

 

 


 

12

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

 

 


 

13

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

 

 


 

14

Задачи на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей.

 

 


 

15

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для участка цепи

 

 


 

16

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца

 

 


 

17

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью законов последовательного и параллельногосоединений.

 

 


 

18

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

 

 


 

19

Качественные, экспериментальные, занимательные задачи.

 

 


 

20

Задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

 

 


 

21

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле.

 

 


 

22

Конструкторские задачи на проекты: проекты и модели освещения, , модели измерительных приборов.

 

 


 

23

Конструкторские задачи на проекты: модели «черного ящика»

 

 


 

24

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, дисперсия.

 

 


 

25

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение.

 

 


 

26

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, преломление.

 

 


 

27

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

 

 


 

28

Задачи по геометрической оптике: линзы, оптические схемы.

 

 


 

29

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

 

 


 

30

Сбор данных для составления задач.

 

 


 

31

Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике. Оптические приборы: очки, лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Их схемы.

 

 


 

32

Объяснение световых явлений: радуга, голубое небо, миражи и др.

 

 


 

33

Примеры задания и решения задач ГИА

 

 


 

34

Общие недостатки при выполнении качественных и расчётных задач.

 

 


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!