Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Решение нестандартных задач» предназначена для 8 классов основной общеобразовательной школы и составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Заветинской СОШ №1, авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, - 334с.);
Место предмета в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение «Решение нестандартных задач» в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель). С учетом календарного графика на 2018-2019 учебный год и расписания учебных занятий на 2018-2019 учебный год данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Даты прохождения некоторых тем курса согласно расписанию совпадают с датами праздничных, нерабочих дней:
01.05.19 «Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике» будет проведена 08.05.19 за счет объединения тем «Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике» и «Оптические приборы: очки, лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Их схемы»
Цели и задачи курса:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными источниками информации
Формы и методы проведения занятий:
— сбор информации с помощью различных источников,
— смысловое чтение и работа с текстом задачи,
— графическое и экспериментальное моделирование,
— экскурсии с целью отбора данных для составления задач;
— решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов определения каких-либо характеристик или свойств тела);
— подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием;
— моделирование физического процесса или явления с помощью анимации;
— проектная деятельность.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения являются:
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения являются:
Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду;
осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф. Осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
Развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
Формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, модель автоколебательной системы.
Электрическое и магнитное поля
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Световые явления
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.
Изучение световых природных явлений с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике.
№п/п | Тема | Домашнее задание | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | | | | |
2 | Задачи на реактивное движение. | | | | |
3 | Задачи на определение работы и мощности. | | | | |
4 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. | | | | |
5 | Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | | | | |
6 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | | | | |
7 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек. | | | | |
8 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: проекты устройств для наблюдения невесомости, модель | | | | |
9 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | | | | |
10 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. | | | | |
11 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | | | | |
12 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. | | | | |
13 | Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования. | | | | |
14 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей. | | | | |
15 | Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для участка цепи | | | | |
16 | Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца | | | | |
17 | Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью законов последовательного и параллельногосоединений. | | | | |
18 | Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. | | | | |
19 | Качественные, экспериментальные, занимательные задачи. | | | | |
20 | Задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. | | | | |
21 | Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле. | | | | |
22 | Конструкторские задачи на проекты: проекты и модели освещения, , модели измерительных приборов. | | | | |
23 | Конструкторские задачи на проекты: модели «черного ящика» | | | | |
24 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, дисперсия. | | | | |
25 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение. | | | | |
26 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, преломление. | | | | |
27 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | | | | |
28 | Задачи по геометрической оптике: линзы, оптические схемы. | | | | |
29 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | | | | |
30 | Сбор данных для составления задач. | | | | |
31 | Конструкторские задачи и задачи на проекты по оптике. Оптические приборы: очки, лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. Их схемы. | | | | |
32 | Объяснение световых явлений: радуга, голубое небо, миражи и др. | | | | |
33 | Примеры задания и решения задач ГИА | | | | |
34 | Общие недостатки при выполнении качественных и расчётных задач. | | | | |