СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Черчение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Черчение"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова

г. Южно-Сахалинск











Рабочая программа

по предмету «Черчение»

для основного общего образования

7 класс

на 2017-2018 г.


























1. Пояснительная записка

Настоящая программа по черчению для 7- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно- методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ и адаптирована для школы II вида. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

2. Основные положения

1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять метапредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.

4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.





3. Структура программы

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа рассчитана на 102 учебных часа ( 35 часа в 7классе,35 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).

Цели и задачи курса

Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.











































ПРОГРАММА

7 класс

(34 ч, по 1 ч. в неделю)

4. Учебно-тематический план.


Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала



 

Содержание

 

Кол-во часов

Введение. Учебный предмет черчение

3

Правила оформления чертежей

9

Геометрические построения

6

Способы проецирования

16

Всего

34



ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (3 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (9 ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (6 ч.)

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (17ч)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

5. Требования к уровню усвоения программы

Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно

перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и

простейшим разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения

предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.



6. Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

1.Линии чертежа.

2.Чертеж «плоской» детали.

3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).

4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).

5.Построение третьей проекции по двум данным.

6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).

7.Устное чтение чертежей.

8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).

9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).







7. Оценка знаний и умений учащихся по черчению.

Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает; б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик: а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала; б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.







8. Обязательный минимум графических и практических работ

Оценка 5 ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь; б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом; в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь; б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами 300 , 600 , 900 , 450 , 450 , 900 .

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые марки Т, ТМ, М. - Ластик

- Тетрадь в клетку.







  1. Тематическое планирование

7 класс

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

УУД

1

1

Введение. Учебный предмет черчение. Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами.

Введение новых знаний

Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями. Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.


2

1

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Практическое работа

3

1

Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.

Введение новых знаний

4-5

2

Линии чертежа

Введение новых знаний.

Закрепление материала.

6

1

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

Контрольный

Повторение материала по теме «Типы линий».

Графическая работа. Рис. №24

7-8

2

Сведения о чертёжном шрифте.

Введение новых знаний.

Практические работы.


Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта. Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге

9-10

2

Сведения о нанесении размеров

Введение новых знаний.

Практические работы.


Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. Упражнения в написании размерных линий и знаков.

11

1

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

Контрольный

Повторение теоретических знаний по изученным темам. Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба).

12-13

2

Деление окружности на равные части

Введение новых знаний.

Практические работы.


Процесс выполнения чертежа посредством графических Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей операций (деление окружности).

14-16

3

Сопряжения

Введение новых знаний.


Практические работы.


Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения). Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей

17

1

Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

Контрольный

Построение сопряжения в контуре детали. Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения).

18-19

2

Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций.


Введение новых знаний.

Практические работы.


Центральное, параллельное, ортогональное проецирование. Построение эпюра точки.

20-22

3

Проецирование детали на три плоскости проекций

Введение новых знаний.

Практические работы.


Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей. Построение предмета в трёх основных проекциях.

23

1

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Введение новых знаний.


Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. Построение предмета в трёх основных проекциях (фронтальное задание)

24

1

Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета».


Контрольный

Повторение по теме «Проецирование детали на три плоскости проекций». Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета)

25-27

3

Получение и построение аксонометрических проекций.

Построение аксонометрических проекций призм, пирамид.

Введение новых знаний.

Практические работы.


Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях. Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций.

28-29

2

Аксонометрические Учебные таблицы. Построение геометрических Построение предмета во проекции плоскогранных предметов

Введение новых знаний.

Практические работы.


Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях. Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.

32-33

2

Технический рисунок.

Введение новых знаний.

Практические работы.


ы. Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка. Построение технического рисунка предмета (фронтально).

34

1

Практическая работа «Технический рисунок»

Повторение


Повторение темы «Технический рисунок». Построение технического рисунка (индивидуальные задания).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!