СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая планета"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема охраны природы- одна из актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить  и охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая планета"»



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комиссаровская средняя общеобразовательная школа



« Утверждаю»

Директор школы : Перепелкин Г.А

Приказ №_____от_______2019г

Подпись руководителя_______

печать



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


клуб «Живая планета»

экологическое направление


Уровень основного общего образования 6 класс, 34 часа

Общее количество часов:1

Учитель : Курова Оксана Геннадьевна




Программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной авторской программы по экологии (авторы: В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. М.: Вентана-Граф, 2012.)








2019 - 2020 учебный год.




1.Пояснительная записка


Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.    

  

  Цель : научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

          Основные задачи:

Воспитание экологически грамотного человека.

Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

Научить учащихся пользоваться научной литературой.

Научить любить природу, правильно её использовать.

Изучать растительный мир родного края.

Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Учебная программа «Живая планета» в 6 классе реализуется в соответствии с учебным планом МБОУ Комиссаровской СОШ в объёме 1 часа в неделю, 35 учебных часов в год, данная рабочая программа реализуется за 34 учебных часов в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Комиссаровской СОШ на 2019-2020 учебный и с учётом государственных праздничных дней (о5.05.2020г). Тема «Итоговое повторение» рассчитано на 3 часа , а ре ализуется за 2 часа)


2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

В результате освоения данной программы учащиеся приобретут:

  1. личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-формирование целостного выражения положитель­ного отношения к процес­су познания;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

- развитие навыков обеспечения защиты значимой личной информации

2) метапредметные :

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета;

-умение записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- установление причинно-следственных связей.

3) предметные:

- что такое природа;

- правила поведения в природе;

- глобальные экологические проблемы;

-экологическая ситуация родного села;

- влияние солнца на жизнь;

- влияние воды на организмы.


3. СоДЕРЖАНИЕ программы

  1. Введение (4часа)

Экология – наука о взаимосвязи в природе. Как живет планета.

Учащиеся должны знать:

- краткую историю возникновения экологии;

- представление нашей планеты;

- как устроена экосистема

уметь:

- различать неживую и живую природу. 

  1. Человек и природа (14часов)

Осенние явления в жизни природы. Осенние фантазии. Акция «Зеленый листок».

Тайны природы и тропа загадок. Природа вокруг нас. Зимние фантазии. Пробуждение природы. Акция «Чистое село».

Учащиеся должны знать:

- алгоритм посадки комнатных растений и деревьев;

- какие явления происходят осенью, зимой, весной;

- виды растений;

- как можно сделать чистым свое село.

уметь:

- правильно сажать комнатные растения и плодовые деревья;

- наблюдать, исследовать явления окружающего мира;

- изготовлять поделки из природного материала;

- распознавать и применять лекарственные растения, понимать язык  природы;

- распознавать один вид от другого

- делать фотовыставку, стенгазету.

.


  1. Силы природы (8часов)

Признаки изменения погоды. Солнце - источник тепла и света для живых существ.

Вода – источник жизни. Мы в ответе за Землю, на которой живем!

Учащиеся должны знать:

- климат, признаки изменения погоды, явления;

- как влияет солнце на жизнь на Земле;

- что является источником жизни, влияние загрязнения воды на состояние растений;

- современное состояние и охрану Земли, экологическое состояние окружающей среды.

уметь:

- определять по приметам признаки изменения погоды;

- оформлять стенгазету

  1. Проектные работы (6часов)

Выполнение тематических проектов: «Человек и природа», «Силы природы». Защита проектов.

Учащиеся должны знать:

- как осуществлять презентацию проектов;

уметь:

- осуществлять презентацию проектов;

- использовать приобретенные знания в жизни

По данной теме предусмотрен зачетный урок «Защита проектов».

Итоговые занятия – 2(часа)

4. Тематическое планирование .

п/п

Название темы


Количество часов

1

Введение

4

2

Человек и природа

14

3

Силы природы

8

4

Проектные работы

6

5

итоговое

2


Итого:

34







5. Календарно- тематическое планирование .

урока


Дата

Тема занятия, тип

занятия


Виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала

план

факт






предметные

метапредметные

личностные


Тема 1. Введение (4 час)


1

03.09


Экология – наука о взаимосвязи в природе

Открытие нового знания

Давать определение эколог ии

Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии

Давать определение ключевым понятиям

Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры


2

10.09


Как живет планета

Комплексное применение знаний

Различать понятия -неживая и живая природа. 

История возникновения науки

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов.


Давать определения ключевым понятиям

развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

3

17.09


Роль науки в рациональном использовании природных богатств

Комплексное применение знаний

Характеризовать взаимосвязь живых организмов


Описывать биосферу как области распространения жизни, экологии как разделе биологии

Давать определения ключевым понятиям

положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу

4

24.09


Обобщение и систематизация раздела : « Введение в экологию»

определять, как устроена экосистема

Тема 2. « Человек и природа» ( 15 часов)

5

01.10


Осенние явления в жизни природы

Открытие нового знания


Объяснять причину изменения в поведении живых организмов с сезонными изменениями

планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели


учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

6

08.10


Заочная экскурсия в осенний лес

Комплексное применение знаний

Характеризовать типы лесов


7


15.10


Зеленая аптека – лекарственных растений

Комплексное применение знаний

Изучать с лекарственными растениями леса

Понимать и распределять лечебные свойства растений

планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели


Воспитание потребности в общении с природой

8

22.10


Растения под охраной

Комплексное применение знаний

Изучать краснокнижные растения

Характеризовать краснокнижные растнения

Уметь объяснять причины сокращения численности и исчезновение растений

Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру

9

29.10


Осенние фантазии

Комплексное применение знаний

Изучать осенние пейзажи. Фото. Сбор природного материала.

выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших наблюдений

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре,.

учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

10-11

12.11

19.11


Акция «Зеленый листок».

Комплексное применение знаний

Акция «Зеленый листок»

Посадка комнатных растений и плодовых деревьев на пришкольном участке

Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира

развивают навыки поддержки индивидуальной информационной среды

12

26.11


Тайны природы и тропа загадок

Комплексное применение знаний

Экологическая игра. Тайны природы и тропа загадок

Разгадывать тайны природы

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре, выполнять практические действия на основе инструкции

умеют осуществлять совместную информационную деятельность

13

03.12


Природа вокруг нас.

Комплексное применение знаний

Экологическая викторина. Природа вокруг нас

Разгадывать тайны природы

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре,.

умеют осуществлять совместную информационную деятельность

14

10.12


Зимние фантазии

Комплексное применение знаний

Зимние фантазии Фотовыставка «Природа зимой».

Разгадывать тайны природы

ставят задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

выражают положитель­ное отношение к процес­су познания

15

17.12


Пробуждение природы

Комплексное применение знаний

Характеризовать признаки пробуждения природы

Разгадать тайны природы

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи

понимают личностный смысл уче­ния

16-17

24.12

14.01


Акция «Чистое село».


Комплексное применение знаний

Создавать буклеты


понимают личностный смысл уче­ния

18

21.01


Обобщение и систематизация знаний по разделу « Человек и природа»


Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

Давать определения ключевым понятиям

положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу


Тема 3. « Силы природы » ( 8 часов)

19

28.01


Признаки изменения погоды

Открытие нового знания

Характеризовать признаки изменения природы

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

понимают личностный смысл уче­ния

20-

21

04.02

11.02


Солнце - источник тепла и света для живых существ

Комплексное применение знаний

Определять влияние солнца на жизнь на Земле.

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности


развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

22-23

18.02

25.02


Вода – источник жизни

Комплексное применение знаний

22 марта – День воды. Работа в интернете по побору материалов

Прививать чувство милосердного отношения к окружающей среде

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

развивают навыки обеспечения защиты значимой личной информации

24-25

03.03

10.03


Мы в ответе за Землю, на которой живем!

Комплексное применение знаний

Характеризовать экологическое состояние окружающей среды

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

решают задачи, ответом для которых является описание последовательности действий


интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину

26

17.03


Обобщение и систематизация знаний по теме» Силы природы»

Тема 4. Проектные работы( 6 часов)


27

31.03


Выбор темы проекта

Мини-рассказы,

доклады, презентации

осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат


осознанно и произвольно строят речевые высказывания

в письменной и устной форме, выбирают наиболее эффективные способы решения задач


по­нимают причины успеха в своей учебной деятель­ности

28-30

07.04

14.04

21.04


Выполнение тематических проектов: «Человек и природа», «Силы природы».

31-32

28.04

12.05


Защита проектов







Подведение итогов своей деятельности (личной и коллективной).

осознают качество и уровень усвоения


выбирают, сопоставляют и обосновывают темы курса


умеют осуществлять совместную информационную деятельность

Итоговое повторение (2часа)

33-34

19.05

26.05


Итоговое повторение за курс : « Живая планета»

Подведение итогов своей деятельности

осознают качество и уровень усвоения


выбирают, сопоставляют и обосновывают темы курса


умеют осуществлять совместную информационную деятельность




Лист корректировки рабочей программы

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Примечание








19