СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (по направлению этнокультурное воспитание) «Фольклор как источник и средство воспитания».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фольклор как источник и средство воспитания» для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (по направлению этнокультурное воспитание) «Фольклор как источник и средство воспитания».»

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с. Карагач»






Утверждено

                               Приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»

от  « » 20___г. № ______

Директор МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»

_____________(Заптиева Т.Х.)





РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(по направлению этнокультурное воспитание)

«Фольклор как источник и средство воспитания».



6 класс - 35 ч (1 занятие в неделю)














Составитель: классный руководитель 6 класса Куважокова Ж.Т.









2019 - 2020 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фольклор как источник и средство воспитания» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ №2 с. Карагач» и Учебным планом внеурочной деятельности ОУ на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы «Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции адыгов, «адыгэ хабзэ» как средство воспитания, развития, социализации и формирования толерантности обучающихся», разработанной и реализуемой МКОУ «СОШ №2 с. Карагач».

Цель

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи:

1.дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

2. формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

-формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

3. развивать творческие способности учащихся;

-развитие речи

Формы проведения внеурочных занятий: проекты, исследовательская работа, экскурсии, выставки, игры, совместная деятельность обучающихся и родителей.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная (результат работы ученика и родителя).


Место в учебном плане

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 35 часов.


Планируемые результаты  обучения

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, «традиционным» фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную;

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале адыгейского народа;

  • видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях,

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию,

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»,

  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы,

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной,

  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.


Ученик получит возможность научиться:


  • сравнивая сказки, видеть в них воплощение нравственного идеала народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов),

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор,

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии,

  • сравнивая произведения героического эпоса адыгского народа, определять черты национального характера,

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками,

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями адыгского народа на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Личностные результаты:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формировать уважение к личности и её достоинству;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

- формировать уважение к истории;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к малой родине, чувство гордости за свою республику и страну

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- осуществлять рефлексию.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства  массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения   или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологии;

-способность определять цели  предстоящей учебной деятельности (индивидуальной   и коллективной) , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

-способность правильно ,свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знании по  другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими  людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты определённого жанра;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

-  самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- строить рассуждения;

- осуществлять сравнение;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять анализ;

- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять классификацию.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Устное народное творчество адыгов.

Жанры устного народного творчества адыгов. Какое влияние оказали на культуру адыгов скифы, сарматы. Греки. Основной мотив тем песен, сказаний. Произведения, в которых рассказывается о борьбе адыгов с внешними врагами («Бои на горе Кинжал», «Ночной налет», «Крымцы в Кабарде», «Куркужинская битва» и т.д.). Произведения (сказания и песни), посвященные борьбе народных масс против угнетателей (Андемиркан, Бекбулат, Кербеч, Машуко). Любимые ваши сказания и сказки. Собрать и записать сказки, песни, поговорки, пословицы, предания, бытующие в вашем селении.

Тема 2. Адыгский нартский эпос и его историко-культурное значение.

Ваши любимые нартские сказания (Сатаней, Адиюх, Мали-чипхъу, Сосруко, Ашамез, Батарез, Лъэпщ, Бадынокъуэ, Узырмес, Даханаго) и т.д. Место, которое занимают женщины в нартских сказаниях. Кто участвовал в нартскиххасах? Примеры, говорящие о появлении неравенства среди нартов. Чем занимались нарты? Соберите и запишите сказания о нартах в вашем селении.

Тема 3.Институт джэгуакIуэ.

Роль джэгуакIуэ в национальном и межнациональном общении. О происхождении вольности джэгуакIуэ. Главенствующая роль джэгуакIуэ как организатора на народных праздниках. Светские формы общения в жизни джэгуакIуэ. Разные формы общения джэгуакIуэ с народом.

Тема 4. Культура речи. Особенности речевого этикета адыгов.

Что такое культура общения? Элементный состав культуры общения. Как овладеть искусством общения. Культура общения и этикет. Трансляция культуры общения.

Тема 5. Танцы и танцевальный этикет.

Адыгские танцы, бытовавшие в вашем селении. Запишите их национальные названия. Какие танцы были самыми популярными в вашем селении? Как называют распорядителя танцев? Сколько человек из вашего села имели гармонику? Назовите фамилию, имя, отчество самых известных гармонисток и гармонистов. Танцевальный этикет.

Тема 6.Музыкальное искусство адыгов.

Известные песнетворцы вашего селения и песни, которые они создали. Запишите их.

Кого из лучших исполнителей песен вашего села вы знаете? Какие песни, связанные с земледелием и скотоводством, бытовали в вашем селении? Запишите их. Какие музыкальные инструменты бытовали в вашем селении, кто на них играл? Запишите названия инструментов и фамилии исполнителей. Народное песенное творчество. Профессиональные адыгские певцы. Адыгский балет. Адыгские композиторы. Государственная филармония. Музыкальный театр. Адыгский фольклорный ансамбль «Бжьамий».



Тема 7. Театральное искусство адыгов.

Адыгский народный театр (история). Театральные традиции. Артисты адыгского театра. Тематика спектаклей адыгского театра.

Тема 8. Прикладное искусство адыгов

Кузнечное и оружейное производство. Шерстяное производство. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство. Традиции адыгского золотошвейного искусства. Адыгский узор.

Тема 9. Семейные праздники и хабзэ. Сватовство.

Тема 10. Практические занятия. Экскурсии.

Тема 11. Итоговое мероприятие.








































6 класс

Тематический план

Тема: «Фольклор как источник и средство воспитания». (35 часов)

п/п

Название темы

Общее кол-во

часов

Теория


Практика


По плану

Фактич. провед.

1.

Устное народное творчество

(Конкурс рисунков).

3

1

2

6.09

13.09

20.09


2.

Адыгский нартский эпос и его культурно-историческое значение (Экскурсия, Исследовательская работа).

5

2

3

27.09

4.10

11.10

18.10

25.10


3.

Институт джэгуакIуэ. (Народные игры).

3

1

2

6.11

13.11

20.11


4.

Культура речи. Особенности речевого этикета адыгов. (Исследовательская работа).

3

1

2

27.11

4.12

11.12


5.

Танцы и танцевальный этикет. (Практические занятия).

3

1

2

18.12

25.12

15.01


6.

Музыкальное искусство адыгов (Исследовательская работа).

3

1

2

22.01

29.01

5.02


7.

Театральное искусство адыгов (Постановка спектакля).

3

1

2

12.02

19.02

26.02


8.

Прикладное искусство. (Проектная деятельность).

3

1

2

4.03

11.03

18.03


9.

Семейные праздники и хабзэ. Сватовство.

3

1

2

1.04

8.04

15.04


10.

Практические занятия. Экскурсии.

3

1

2

22.04

29.04

6.05


11.

Итоговое мероприятие.

3

1

2

13.05

20.05

27.05


Итого:

35











ЛИТЕРАТУРА
  1. Хакуашев А.Х. Адыгский фольклер. Учебное пособие для кабардиночеркесских школ по устному народному творчеству (на каб.яз.) – Нальчик:

«Эльбрус», 392 с.

  1. История многовекового содружества: к 450 летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России – Нальчик: издательство М. и В. Котляровых, 2007. – 720с.

  1. Мафедзевс.Х. Адыгэхабзэ (на каб.яз.) – Нальчик: изд. «Ашэмэз»

  2. БекалдиевМ.д. Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии. – Нальчик, 2001.

  3. БекалдиевМ.д. История Кабардино-Балкарии – Нальчик, 203.

  4. Аталиков В.М. Наша старина. – Нальчик, 1996.

  5. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. – Нальчик,1978.

  6. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. – Нальчик, 1999.

  7. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996.

  8. гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты». ‒ Майкоп, 1987.

  9. кажаров В.Х. Адыгская хаса. – Нальчик,1993.

  10. казанов Х.М. Культура адыгов. – Нальчик, 1993

  11. Кабардинские писатели (на каб.яз.). – Нальчик,1999.

  12. Мафедзевс.Х. Адыги : обычаи, традиции. – Нальчик, 2000.

  13. Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV – XVII вв.). – Нальчик, 1981