Рабочая программа
внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»
9 классы
Спортивно - оздоровительное направление развития личности.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения.
Игровые виды спорта таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры.
Наиболее ярко соответствие занятий игровыми видами спорта возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами.
Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. У занимающихся формируются нравственные и волевые качества: честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы.
Программа построена на принципах:
- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности);
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоенияобучающимися учебного материала;
- последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);
- непрерывности и наглядности;
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);
- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
- игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: лекции, беседы, тренировочные занятия, тестирования.
Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);
Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один обучения. Объём программы 34часа (1 занятие в неделю по 1 часу).
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительное направление.
Прогнозируемые результаты освоения программы
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать:
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Планируемые результаты освоения программы.
1. Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2. Метапредметные:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
3. Предметные:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Виды деятельности:
Учат и строго выполняют правила по технике безопасности. Углубляют и закрепляют знания о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви. Совершенствуют умения правильно одеваться в соответствии с видом занятий и погодными условиями. Получают знания о правильном дыхании, о способах самоконтроля, учатся правильно измерять пульс и регулировать нагрузку, применяют приобретенные знания для обеспечения своей двигательной активности.
Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений с мячом и без мяча, применяют сочетание технических приемов. Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований.
Разучивают, совершенствуют и применяют в игре тактические приемы в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные).
Приобретают навыки в оценке своих двигательных способностей, разбирают и исправляют технические и тактические ошибки. Приобретают навыки тактичного и дружелюбного общения со сверстниками, взаимопонимания и взаимопомощи.
Для закрепления учебного материала по каждому разделу проводятся товарищеские встречи с обучающимися других школ.
Содержание занятий
Основы знаний о физкультурной деятельности
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности. Характеристика физических качеств силы, быстроты и выносливости, общие основы их воспитания. Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма. Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания.
Способы физкультурной деятельности
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества:
Общеразвивающие упражнения
Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой, с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью. прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы;
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; «кроссовый» бег; игра в баскетбол, футбол с увеличивающимся временем игры;
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Специальная подготовка
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, волейболу, футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приёмам.
Упражнения без мяча.
Упражнения с мячом.
Тактические действия: групповые, командные, индивидуальные - в защите, в нападении
- Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на разделы | из них |
теория | практика |
Теоретические занятия | |
1. | Правила безопасности на занятиях. | | В процессе занятий | |
2. | Основные правила игры в баскетбол, волейбол. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Характеристика физических качеств. Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания. Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма. | | В процессе занятий | |
Практические занятия | |
Баскетбол. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Учебные игры и соревнования | 12 ч |
Волейбол. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Учебные игры и соревнования. | 12ч. |
Футбол. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Учебные игры и соревнования. | 10ч. |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п. | Тема занятий | Количество часов в неделю | Дата | 1. | Баскетбол. Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях по баскетболу (беседа). Теоретические занятия «Баскетбол – командная игра, спортивная игра». «Гигиенические основы занятий физическими упражнениями». | 1 | | 2. | Баскетбол. Общая физическая подготовка. Техника игры: перемещение игрока, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге. | 1 | | 3. | Баскетбол. Техника игры: передача мяча из-за головы, от груди. Бросок в корзину со штрафной линии. Правила игры в баскетбол. Двусторонняя игра. | 1 | | 4. | Баскетбол. Ловля мяча с последующим броском в корзину. Остановка в прыжке. Подвижные игры с б/больным мячом. Вводное тестирование физических способностей. | 1 | | 5. | Баскетбол. Техника: ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Остановка шагом. Бросок в корзину после остановки. Учебные игры в баскетбол 3х3 | 1 | | 6. | Баскетбол. Техника игры: остановка в два шага с последующим броском в корзину. Повороты на месте. Двусторонняя игра. | 1 | | 7. | Баскетбол. Техника: бросок в кольцо с 3-х очковой линии. Обучение отвлекающим действиям-финтам. Двусторонняя игра. Характеристика физических качеств – терет. сведения. | 1 | | 8. | Баскетбол. Техника защиты: обучение и совершенствование вырывания мяча. Совершенствование бросков в корзину (одной и двумя руками снизу, одной рукой от плеча). Двусторонняя игра. | 1 | | 9. | Баскетбол. Общая физическая подготовка учащихся. Техника: обучение и совершенствование перехватывания мяча во время передач. Двусторонняя игра. | 1 | | 10. | Баскетбол. Техника защиты: техника выбивания мяча во время ведения. Двусторонняя игра. | 1 | | 11. | Баскетбол. Техника защиты: обучение прикрытию мяча при бросках в корзину. Двусторонняя игра и самоанализ. | 1 | | 12. | Баскетбол. Обучение технике противодействия выходом нападающего в борьбе за мяч, отскочившего от щита. Двусторонняя игра. | 1 | | 13. | Волейбол. Правила техники безопасности. Техника перемещений. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Подвижная игра. | 1 | | 14. | Волейбол. Правила игры. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. Двусторонняя игра. | 1 | | 15. | Волейбол. Верхняя прямая подача. Приём подачи. Двусторонняя игра. Лекция – презентация на тему «Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания». | 1 | | 16. | Волейбол. Передача мяча сверху в прыжке. Верхняя прямая подача. Двусторонняя игра. | 1 | | 17. | Волейбол. Передача мяча сверху в прыжке. Нападающий удар. Двусторонняя игра. | 1 | | 18. | Волейбол. Нападающий удар с передачи. Блокирование (одиночное). | 1 | | 19. | Волейбол. Нападающий удар с передачи. Блокирование (групповое). | 1 | | 20. | Волейбол. Тактические действия – передача мяча из зоны защиты в зону нападения. | 1 | | 21. | Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | | 22. | Волейбол. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра. | 1 | | 23. | Волейбол. Групповые тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра. | 1 | | 24. | Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двусторонняя игра. | 1 | | 25. | Футбол. Правила техники безопасности. Техника перемещений. Удары по неподвижному и катящемуся мячу. | 1 | | 26. | Футбол. Удары по мячу серединой подъёма стопы, носком, серединой лба (на месте). Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма - теорет. сведения. | 1 | | 27. | Футбол. Правила игры. Вбрасывание мяча. Способы владения мячом. Учебная игра. | 1 | | 28. | Футбол. Правила судейства. Удары по летящему мячу и способы его остановки. | 1 | | 29. | Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники. | 1 | | 30. | Футбол. Обманные движения (финты). Двусторонняя игра. | 1 | | 31. | Футбол. Отбор мяча подкатом. Двусторонняя игра. Итоговое тестирование физических и технических способностей. | 1 | | 32. | Футбол. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. | 1 | | 33. | Футбол. Групповые тактические действия в нападении и защите. | 1 | | 34 | Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | | |
Механизм отслеживания результатов:
Начало года
Контрольные упражнения (задания) | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бег 20 метров, (сек) | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 3,8 | 4,1 | 4,4 |
Бег 60 метров, (сек) | 8,8 | 9.2 | 9,8 | 9,7 | 10,1 | 10,5 |
6 – минутный бег, (м) | 1400 | 1250 | 1000 | 1200 | 1100 | 800 |
Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,7 | 9,3 | 10,0 |
Прыжок в длину с места, (см) | 2,05 | 1,90 | 1,50 | 2,00 | 1,80 | 1,40 |
Подтягивание, количество раз | 8 | 6 | 3 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз | - | - | - | 19 | 15 | 5 |
Конец года.
Контрольные упражнения (задания) | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бег 20 метров, (сек) | 3,3 | 3,5 | 3,7 | 3,7 | 4,0 | 4,3 |
Бег 60 метров, (сек) | 8.2 | 8.8 | 9.4 | 9.4 | 9.9 | 10.4 |
6 – минутный бег, (м) | 1450 | 1300 | 1050 | 1250 | 1150 | 850 |
Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) | 8,0 | 8,7 | 9,0 | 8,6 | 9,4 | 9,9 |
Прыжок в длину с места, (см) | 2,10 | 1,95 | 1,60 | 2,00 | 1,80 | 1,45 |
Подтягивание, количество раз | 9 | 7 | 5 | - | - | - |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз | - | - | - | 21 | 15 | 6 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение занятий
Баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи
Набивные мячи
Гимнастические скамейки
Секундомеры
Скакалки
Гантели
Видеозаписи
Печатная продукция
Список используемой литературы
Кузнецов В.С.
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М. «Просвещение», 2013.-112с.
Олимпийские старты. 1-11 классы. Спортивно-оздоровительная деятельность/авт.-сост. Е.П.Колганова[и др.]-Волгоград: Учитель, 2013.-255с.
Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. В. И.Лях .-М. «Просвящение», 2012.-160с.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.В. Маслов. -М. «Просвещение», 2013.
Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. Пособие для учителей и методистов
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, -М. «Просвещение», 2013
11