СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»»






Рабочая программа

внеурочной деятельности «Игровые виды спорта»

9 классы



Спортивно - оздоровительное направление развития личности.









Пояснительная записка



Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;

  • План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения;

  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения.

Игровые виды спорта таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры.

Наиболее ярко соответствие занятий игровыми видами спорта возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:

 способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;

 развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

 прививать жизненно важные гигиенические навыки;

 содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

 стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

 помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;

 обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами.

Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. У занимающихся формируются нравственные и волевые качества: честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы.

Программа построена на принципах:

- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности);

- сотрудничества и ответственности;

- сознательного усвоенияобучающимися учебного материала;

- последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);

- непрерывности и наглядности;

В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);

- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);

- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

- игровой (использование упражнений в игровой форме);

Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: лекции, беседы, тренировочные занятия, тестирования.

  • Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);

  • Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);

  • Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);



Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один обучения. Объём программы 34часа (1 занятие в неделю по 1 часу).

Данная программа имеет физкультурно-оздоровительное направление.






Прогнозируемые результаты освоения программы


После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

Знать:

  1. правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

  2. способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

  3. физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;

  4. историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта.


Уметь:

  1. технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  2. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  3. управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  4. контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  5. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  6. пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.


Планируемые результаты освоения программы.


1. Личностные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

2. Метапредметные:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности

3. Предметные:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.





Виды деятельности:

Учат и строго выполняют правила по технике безопасности. Углубляют и закрепляют знания о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви. Совершенствуют умения правильно одеваться в соответствии с видом занятий и погодными условиями. Получают знания о правильном дыхании, о способах самоконтроля, учатся правильно измерять пульс и регулировать нагрузку, применяют приобретенные знания для обеспечения своей двигательной активности.

Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений с мячом и без мяча, применяют сочетание технических приемов. Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований.

Разучивают, совершенствуют и применяют в игре тактические приемы в нападении и защите (индивидуальные, групповые и командные).

Приобретают навыки в оценке своих двигательных способностей, разбирают и исправляют технические и тактические ошибки. Приобретают навыки тактичного и дружелюбного общения со сверстниками, взаимопонимания и взаимопомощи.

Для закрепления учебного материала по каждому разделу проводятся товарищеские встречи с обучающимися других школ.


Содержание занятий

Основы знаний о физкультурной деятельности

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности. Характеристика физических качеств силы, быстроты и выносливости, общие основы их воспитания. Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма. Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания.

Способы физкультурной деятельности

В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества:


Общеразвивающие упражнения


Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой, с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью. прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы;

Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки.

Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; «кроссовый» бег; игра в баскетбол, футбол с увеличивающимся временем игры;

Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.

Специальная подготовка

В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, волейболу, футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приёмам.

  • Упражнения без мяча.

  • Упражнения с мячом.

  • Тактические действия: групповые, командные, индивидуальные - в защите, в нападении

- Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.



Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на разделы

из них

теория

практика

Теоретические занятия



1.


Правила безопасности на занятиях.


В процессе занятий


2.

Основные правила игры в баскетбол, волейбол.

Гигиенические основы занятия физическими упражнениями.

Характеристика физических качеств. Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания.

Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма.


В процессе занятий


Практические занятия

Баскетбол.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Физическая подготовка.

Учебные игры и соревнования

12 ч

Волейбол.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Физическая подготовка.

Учебные игры и соревнования.

12ч.

Футбол.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Физическая подготовка.

Учебные игры и соревнования.

10ч.















Календарно – тематическое планирование.



п/п.


Тема занятий

Количество часов в неделю

Дата

1.

Баскетбол. Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях по баскетболу (беседа). Теоретические занятия «Баскетбол – командная игра, спортивная игра». «Гигиенические основы занятий физическими упражнениями».

1


2.

Баскетбол. Общая физическая подготовка.

Техника игры: перемещение игрока, ведение баскетбольного мяча правой, левой руками, попеременно на месте, в ходьбе и в беге.

1


3.

Баскетбол. Техника игры: передача мяча из-за головы, от груди. Бросок в корзину со штрафной линии.

Правила игры в баскетбол.

Двусторонняя игра.

1


4.

Баскетбол. Ловля мяча с последующим броском в корзину.

Остановка в прыжке. Подвижные игры с б/больным мячом.

Вводное тестирование физических способностей.

1


5.

Баскетбол. Техника: ведение баскетбольного мяча с ускорением, передача мяча в движении. Остановка шагом. Бросок в корзину после остановки. Учебные игры в баскетбол 3х3

1


6.

Баскетбол. Техника игры: остановка в два шага с последующим броском в корзину. Повороты на месте. Двусторонняя игра.

1


7.

Баскетбол. Техника: бросок в кольцо с 3-х очковой линии.

Обучение отвлекающим действиям-финтам.

Двусторонняя игра.

Характеристика физических качеств – терет. сведения.

1


8.

Баскетбол. Техника защиты: обучение и совершенствование вырывания мяча. Совершенствование бросков в корзину (одной и двумя руками снизу, одной рукой от плеча).

Двусторонняя игра.

1


9.

Баскетбол. Общая физическая подготовка учащихся.

Техника: обучение и совершенствование перехватывания мяча во время передач. Двусторонняя игра.

1


10.

Баскетбол. Техника защиты: техника выбивания мяча во время ведения.

Двусторонняя игра.

1


11.

Баскетбол. Техника защиты: обучение прикрытию мяча при бросках в корзину.

Двусторонняя игра и самоанализ.

1


12.

Баскетбол. Обучение технике противодействия выходом нападающего в борьбе за мяч, отскочившего от щита.

Двусторонняя игра.

1


13.

Волейбол. Правила техники безопасности. Техника перемещений. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Подвижная игра.


1


14.

Волейбол. Правила игры.

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. Двусторонняя игра.

1


15.

Волейбол. Верхняя прямая подача. Приём подачи. Двусторонняя игра.

Лекция – презентация на тему «Профилактика вредных привычек средствами физического воспитания».

1


16.

Волейбол. Передача мяча сверху в прыжке. Верхняя прямая подача. Двусторонняя игра.

1





17.

Волейбол. Передача мяча сверху в прыжке. Нападающий удар. Двусторонняя игра.

1


18.

Волейбол. Нападающий удар с передачи. Блокирование (одиночное).

1


19.

Волейбол. Нападающий удар с передачи. Блокирование (групповое).

1


20.

Волейбол. Тактические действия – передача мяча из зоны защиты в зону нападения.


1


21.

Волейбол. Совершенствование техники передач. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.


1


22.

Волейбол. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра.

1


23.

Волейбол. Групповые тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра.

1


24.

Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двусторонняя игра.

1


25.

Футбол. Правила техники безопасности. Техника перемещений. Удары по неподвижному и катящемуся мячу.

1


26.

Футбол. Удары по мячу серединой подъёма стопы, носком, серединой лба (на месте).

Активный и пассивный отдых, как средство восстановления активной деятельности организма - теорет. сведения.

1


27.

Футбол. Правила игры. Вбрасывание мяча. Способы владения мячом. Учебная игра.

1


28.

Футбол. Правила судейства. Удары по летящему мячу и способы его остановки.

1


29.

Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники.

1


30.

Футбол. Обманные движения (финты). Двусторонняя игра.

1


31.

Футбол. Отбор мяча подкатом. Двусторонняя игра. Итоговое тестирование физических и технических способностей.

1


32.

Футбол. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

1


33.

Футбол. Групповые тактические действия в нападении и защите.

1


34

Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

1







Механизм отслеживания результатов:


Начало года


Контрольные упражнения

(задания)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20 метров, (сек)

3,5

3,7

3,9

3,8

4,1

4,4

Бег 60 метров, (сек)

8,8

9.2

9,8

9,7

10,1

10,5

6 – минутный бег, (м)

1400


1250


1000

1200

1100

800

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,3

9,0

9,3

8,7

9,3

10,0

Прыжок в длину с места, (см)

2,05

1,90

1,50

2,00

1,80

1,40

Подтягивание, количество раз

8

6

3

-

-

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

-

-

-

19

15

5


Конец года.


Контрольные упражнения

(задания)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20 метров, (сек)

3,3

3,5

3,7

3,7

4,0

4,3

Бег 60 метров, (сек)

8.2

8.8

9.4

9.4

9.9

10.4

6 – минутный бег, (м)

1450


1300


1050

1250

1150

850

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,0

8,7

9,0

8,6

9,4

9,9

Прыжок в длину с места, (см)

2,10

1,95

1,60

2,00

1,80

1,45

Подтягивание, количество раз

9

7

5

-

-

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

-

-

-

21

15

6



















Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение занятий


  • Баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи

  • Набивные мячи

  • Гимнастические скамейки

  • Секундомеры

  • Скакалки

  • Гантели

  • Видеозаписи

  • Печатная продукция



Список используемой литературы

  1. Кузнецов В.С.

Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М. «Просвещение», 2013.-112с.

  1. Олимпийские старты. 1-11 классы. Спортивно-оздоровительная деятельность/авт.-сост. Е.П.Колганова[и др.]-Волгоград: Учитель, 2013.-255с.

  2. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. В. И.Лях .-М. «Просвящение», 2012.-160с.

  3. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.В. Маслов. -М. «Просвещение», 2013.

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. Пособие для учителей и методистов

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, -М. «Просвещение», 2013


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!