СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол" для 5-11 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г. , «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012г.

     Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций.     Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол" для 5-11 классов.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

(МАОУ СОШ № 17)

__________________________________________________________________

Тюменская область, г. Тобольск, 7А микрорайон, дом 6А, тел./факс 8(3456)24-35-66, Е-mail:schkola 17@mail/ru







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического на заседании методического Директор

объединения учителей совета

«27» августа 2019г. № «27» августа 2019г. № ___________И.И.Перевалова











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»

5-11 классы













Составитель программы:

Бальчугова В.Г.

учитель физической культуры







Тобольск

2019г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

"Волейбол"

для 5-11 классов

на 2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно учебному плану общеобразовательной организации, занятия по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г. , «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012г.

Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Цели и задачи

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.

2. Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.

3. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

4. Обучение технике и тактике игры в волейбол.

5. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).

6. Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.

7. Воспитание моральных и волевых качеств.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий

Программа внеурочного курса по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5-11 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.





Учебно - тематический план занятий



Количество часов

п/п





Наименование темы



Всего


Теоретические занятия




Практические занятия

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятий по волейболу.

1

1


2.



Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

1

1



3.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. История развития волейбола.

1

1



4.

Общая и специальная физическая подготовка

30



30

5.

Основы техники и тактики игры

35



35

6.

Контрольные испытания

2



2

Всего

70 ч.





Календарно-тематическое планирование

№ занятия





Название темы





Кол-во часов





Содержание урока





Планируемые результаты (УУД)





Характеристика универсальных учебных действий учащихся


1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на уроках по волейболу. Правила игры и история развития волейбола.

1

Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Становление волейбола как вида спорта

Последовательность и этапы обучения волейболистов.

Знать инструкцию по технике безопасности. Правила игры и историю развития волейбола.

Знать правила техники безопасности на занятиях спортивными играми.

Описывать технику выполнения упражнений с мячами.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения упражнений с мячами


Уметь играть в подвижные игры с бегом, бросками, передвижениями.


Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.


Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.


Осваивать технику бега и перемещений различными способами.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений с мячами.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении упражнений с мячами.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений с мячами.

-учиться активно участвовать в общей игре.



- в обсуждениях, возникших в ходе игры.

- выполнять заданные правила игр.

- корректировать (изменять).

-участвовать в оценке полученного общего результата.

- учиться понимать и объяснять цель, задания, данную тренером.

-учиться активно работать в парах, группах.

- выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях.

-проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

- проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.

- проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.

-проявлять положительные качества личности в процессе игровой деятельности (смелость, волю, решительность, активность и инициативность

2-3

Физическая подготовка. Стартовые стойки. Обучение перемещениям волейболиста.

2

Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Устойчивая, основная;

- статическая стартовая стойка;

- динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

Уметь перемещаться в стойке волейболиста.

4-5

Стойка волейболиста. Перемещения, повороты и остановки в стойке. Подвижная игра.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Устойчивая, основная;

- статическая стартовая стойка;

- динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста. П.и. «Попади в цель».

Уметь перемещаться в стойке волейболиста. Знать правила игры.

6-7

Специально- прыжковые упражнения. Упражнения с набивными мячами. Подвижная игра.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Специально прыжковые упражнения по лесенке (на одной ноге, на двух,различные варианты прыжков. Упр-ие с н.б мячом массой 1кг. П.и. Мяч ловцу.

Уметь выполнять специально прыжковые упражнения.

8-9

Броски мяча на точность. Нижняя прямая подача. Подвижная игра

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Броски мяча в парах. Нижняя прямая подача в парах с 4-6м. и через сетку. Подвижная игра «Вызов номеров»

Уметь выполнять нижнюю прямую подачу

10

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня школьника. Подвижная игра.

1

Режим дня школьника. Рациональное питание (в виде презентаций). Классификация травм и их предупреждение. П.и. «Метко в цель».

Уметь составлять свой режим дня.

11-12

Обучение передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Разминка с мячами. В парах, одни набрасывает мяч партнеру, другой выпоняет передачу мяча снизу. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м.

Уметь выполнять передачу мяча снизу.

13-14

Передача мяча на точность в парах. Эстафеты с мячами и без него.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Передача мяча в парах, а также сидя на полу. Эстафеты с различными предметами, включая мячи.

Уметь выполнять передачу мяча на точность.

15-16

Броски мяча в движении. Нижняя прямая подача. Подвижная игра.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. Разминка с мячами. Броски мяча в парах, а также в колоннах со сменой мест. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м. П.и. «Мяч капитану.

Уметь выполнять броски мяча в движении.

17-18

Передача мяча снизу двумя руками. Обучение передачи мяча сверху двумя руками. Игра по упрощенным правилам.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча в парах, тоже самое ток на скамейке(один сидит на скамейке, другой бросает мяч, а партнер отбивает. Учебная игра.

Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками.

19

История развития волейбола. Влияние физической нагрузки на организм учащегося. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

1

Медленный бег 2-3 мин. История возникновения волейбола (показ презентации о виде спорте). И влияниие нагрузки на организм спортсмена. Учебная игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Знать историю развития волейбола и правила игры.

20-21

Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражненияс мячами. Разминка с мячом. Передача мяча над собой, а также в парах. Нижняя прямая подача через сетку.

Уметь выполнять нижнюю прямую подачу в пределы площадки

22-23

Обучение технике нижней боковой подаче. Специально-прыжковые упражнения.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражненияс мячами. Изучение и выполнение нижней боковой подачи, выполнение специальных упражнений для изучения нижней боковой подачи. Учебная игра. Прыжки по полоскам.

Уметь выполнять нижнюю боковую подачу в пределы площадки.

24-25

Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя боковая подача. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ с мячами. Передача мяча сверху в парах(один набрасывает другой выпоняет передачу, тоже самое сидя на полу). Изучение и выполнение нижней боковой подачи. Игра пионербол.

Уметь выполнять передачу мяча сверху двумя руками, выполнять нижнюю боковую подачу.

26-27

Сдача контрольных испытании по специальной подготовке. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Сдача контрольных испытании. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол.мини-волейбола.

Уметь выполнять контрольные нормативы и правила и игры.

28-29

Прием мяча снизу двумя руками. Физическая подготовка. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ в движении. СБУ. Разминка в парах. Прием мяча в парах (один выполняет бросок другой, принимает мяч перед собой, тоже самое через сетку. Круговая тренировка. Учебная игра (пионербол).

Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками. Знать правила игры.

30-31

Физическая подготовка. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. Круговая тренировка по станциям. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Уметь выполнять задания по станциям и правила игры.


32-33

Специально-прыжковые упражнения. Передача мяча сверху и снизу двумя руками.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Разминка с мячами. Передача мяча в парах, тоже через сетку. Прыжки по полоскам. П.и. пионербол.

Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств

34-35

Ознакомление с прямым нападающим ударом. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Изучение и выполнение техники нападающего удара правой и левой рукой. Имитация Н.у. у сетки. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Учебная игра (пионербол).

Уметь выполнять имитацию нападающего удара и правила игры.

36-37

Прием мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. В парах через сетку партнер бросает мяч через сетку, другой принимает мяч и ловит, другой тоже самое и т.д.). Имитация Н.у. у сетки во 2,3,4 зоне. П.и. Пионербол

Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками, выполнять прямой нападающий удар

38-39

Физическая подготовка. Прыжковые упражнения. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Прыжковые упражнения по лесенке. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол.

Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств.

40-41

Передача мяча сверху двумя руками. Нападающий удар. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. Разминка с мячом. Передача мяча сидя на полу, тоже самое через сетку. Имитация Н.у. у сетки, тоже самое ток с малым мячом. Игра по упрощенным правилам пионербол.

Уметь выполнять передачу мяча сверху двумя руками, выполнять прямой нападающий удар

42-44

Передача мяча снизу двумя руками. Ознакомление с верхней прямой подачей. Подвижная игра.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. Разминка с мячом. Передача мяча в парах, тоже самое ток через сетку. Имитация верхней прямой подачи на 3х метровой линии. Учебная игра (пионербол)

Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками, выполнять верхнюю прямую подачу.

45-47

Изучение индивидуальных тактических действий. Передача мяча снизу в тройках. Подвижная игра.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху. Передача мяча снизу в тройках. П.и. «Кто быстрей».

Уметь выполнять ИТД в игре.

48-49

Имитация нападающего удара через сетку. Игра по упрощенным правилам пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Имитация Н.у. через сетку, а также с малым мячом. Игра пионербол.

Уметь выполнять прямой нападающий удар знать правила игры.

50-52

Верхняя прямая подача. Нападающий удар через сетку. Игра по упрощенным правилам пионербол.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху и снизу. Верхняя прямая подача. Нападающий удар с малым мячом. Игра пионербол.

Уметь выполнять верхнюю прямую подачу, выполнять прямой нападающий удар. Знать правила игры.

53-54

Обучение одиночному блокированию. Специально - прыжковые упражнения.

2

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ, СБУ. Разминка с мячом. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне, а также вдоль сетки на каждый приставной шаг. СПУ по лесенке(различные комбинации. Игра пионербол.

Уметь выполнять одиночное блокирование и СПУ.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

55-56

Передача мяча снизу двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро. Учебная игра пионербол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом.

Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками.

57-58

Круговая тренировка по станциям. Игра по упрощенным правилам мини – волейбол.

2

Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. СБУ. Разминка с мячом. Разминка с мячом. Круговая тренировка по станциям. Игра по упрощенным правилам мини – волейбол.

Уметь выполнять задания по станциям и знать правила игры.

59-61

Индивидуальные тактические действия в защите. Игра по упрощенным правилам пионербол.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. В парах, один выполняет Н.У., другой выполняет прием мяча из различных И.п. Игра пионербол.

Уметь применять индивидуальные тактические действия в игре и знать правила игры.

62-64

Передача мяча снизу с падением и перекатом на бедро. Игра по упрощенным правилам пионербол.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча снизу с падением и перекатом на бедро(выполнение упражнения на матах). Игра по упрощенным правилам пионербол.

Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками с последующим перекатом на бедро.

65-67

Занятие по общей физической подготовке. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Круговая тренировка по станциям. Игра по упрощенным правилам мини волейбола.

Уметь выполнять задания по ОФП и знать правила игры.

68-70

Игровая тренировка. Итоги года. Домашнее задание на лето.

3

Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Учебная игра по упрощенным правилам (пионербол). Домашнее задание на лето.

Уметь применять свои знания и навыки в игре.






Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Первый урок посвящается организационным вопросам. Учитель знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий.

Развитие волейбола

Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.

Физическая культура и спорт в России.

Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения

Организа­ция, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

Общие гигиени­ческие требования к занимающимся волейболом с учетом его спе­цифических особенностей. Режим дня и питания с учетом заня­тий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях во­лейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Режим дня школьника.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на си­стему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, напа­дающие удары. Значение технической подготовки для роста спор­тивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия

Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; со­вершенствование навыков естественных видов движений; подго­товка к сдаче нормативов)

Строевые упражнения. Команды для управлении группой. По­нятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по од­ному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыка­ния. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движе­нии: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение ше­ренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг.

Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастически­ми палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражне­ния вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стен­ки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с на­бивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки  в  высоту  с  прямого  разбега   (с  мостика)   углом  или  согнув ноги.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные уп­ражнения для моста у гимнастической стенки.

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».

Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол и т.д.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для приви­тия навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преиму­щественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положе­ний: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положени­ях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение при­ставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челноч­ный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обрат­но— спиной. По принципу челночного бега передвижение при­ставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из по­ложения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держать­ся на уровне лица — быстрое разгибание ноги.

Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота посте­пенно увеличивается), количество прыжков подряд также увели­чивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высо­та— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, оттал­киваясь обеими ногами. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные под­скоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгиба­ние в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетболь­ного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизато­рами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимна­стический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Ими­тация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (пра­вой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку..

Техника нападения.

Перемеще­ния и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.

Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с пере­мещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.

Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.

Техника защиты.

Действия без мяча: скачок вперед, останов­ка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбива­ние мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).

Тактическая подготовка. Тактика нападения.

Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Че­редование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке полови­ны площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по зада­нию).

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При бло­кировании (выход в зону удара). При страховке партнера, при­нимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: вы­бор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)

Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».

Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по специальной подготовке весной (Апрель – Май) в конце учебного года.





Физическое   развитие   и  физическая   подготовленность

(контрольные нормативы)

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

Бег 30 м с высокого старта  (с)

5,9

5,7

2

Бег 30 м, 6х5  (с)

12,5

12,0

3

Бег 92  м, «елочка»  (с)

32,7

31,0

4

Прыжок в длину с места  (см)

140

160

5

Метание баскетбольного мяча из – за головы двумя  руками, сидя   (м)

3,0

4,0



Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в спортивном зале, а также на оборудованной спортивной площадке.

Для проведения занятий по  волейболу имеется следующее оборудование и инвентарь:

1.  Сетка волейбольная                                               - 1 шт.

2.  Гимнастическая  стенка                                         - 4 пролета

3.  Гимнастические   скамейки                                   - 3-6 шт.

4. Гимнастические маты                                             - 7-10 шт.

5.   Скакалки                                                                 - 14-20 шт.

6.  Мячи набивные (масса 1 кг)                                 - 7-10 шт.

7.  Мячи  волейбольные                                             - 14-20 шт.

8.  Рулетка                                                                 -1 шт.

9. Компьютерная техника                                         -1 шт.

10. Литература и интернет ресурсы.


Список литературы для учителя:

1.  Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.

2. Жаров К.  П.  Волевая подготовка спортсменов. М.,  1996 г.

3. Железняк  Ю. Д.  Тактическая  подготовка  волейболистов.  Смоленск,  1995г

4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.

5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.

6. Железняк Ю. Д.  и др. О методах и  организации    отбора    в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.

7. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва «Просвещение»,1989г.

8. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.:Просвещение,2011г.

9. Голомазов В. А. В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников

Волейбол в школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение». 1976,.

10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

образовательных  учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича.

Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством  образования и наук

Р.Ф.



Список литературы для воспитанников

1. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.

2. Фурманов А   Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.

3. Фидлер М. Волейбол. М.,  2002 г.

4. Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!