Уроки здоровья
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки здоровья» составлена:
1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2) на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Уроки здоровья», Воронеж 2012 г.
1.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Что такое здоровье? (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности: Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Тема 2. Что такое эмоции? (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности: Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Тема 3. Чувства и поступки. (1час)
Формы (групповая, фронтальная, индивидуальная) и виды деятельности:
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Тема 4. Стресс. (1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)
Формы ( групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Тема 7. Умей выбирать. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Тема 8. Принимаю решение.(1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)
Формы ( парная, фронтальная) и виды деятельности:
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 11. Зависимость. (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности:
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Зеркало и обезьяна». Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц.
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности:
Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 16. Волевое поведение. (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца».
Тема 17. Алкоголь. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить!
Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)
Формы ( парная, фронтальная) и виды деятельности:
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений.
Тема 20. Наркотик. (1час)
Формы ( парная, фронтальная) и виды деятельности: Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности:
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Тема 23. Моя семья. (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности:
Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Тема 24. Дружба. (1час)
Формы (парная, фронтальная) и виды деятельности: Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
Тема 25. День здоровья. (1час)
Формы (фронтальная ) и виды деятельности:
Открытие праздника. Игры и соревнования.
Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)
Формы ( парная, фронтальная) и виды деятельности:
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Угадай сказку».
Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности: Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)
Формы ( фронтальная) и виды деятельности:
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)
Формы (фронтальная) и виды деятельности.
Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.
Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)
Формы (групповая, фронтальная)и виды деятельности.
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Игра-викторина
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)
Формы (групповая, фронтальная)
Тема 34. Будем здоровы. (2часа)
Формы (групповая, фронтальная) и виды деятельности:
Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | По факту | Тема раздела. Название занятия |
1 | | | Наше здоровье. Что такое здоровье. |
2 | | | Что такое эмоции. |
3 | | | Что такое эмоции. |
4 | | | Стресс. |
5 | | | Как помочь сохранить себе здоровье. Как сохранить свое здоровье. |
6 | | | Учимся находить причину и последствия событий. |
7 | | | Умей выбирать. |
8 | | | Что зависит от моего решения. Принимаю решение. |
9 | | | Я отвечаю за своё решение. |
10 | | | Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении. |
11 | | | Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. |
12 | | | Умей сказать «НЕТ». |
13 | | | Как сказать « НЕТ». |
14 | | | Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ». |
15 | | | Я умею выбирать –тренинг безопасного поведения. |
16 | | | Помоги себе сам. Волевое поведение. |
17 | | | Злой волшебник – алкоголь. Алкоголь. |
18 | | | Алкоголь – ошибка. |
19 | | | Алкоголь – сделай выбор. |
20 | | | Злой волшебник – наркотик. Наркотик. |
21 | | | Наркотик – тренинг безопасного поведения. |
22 | | | Мы – одна семья. Мальчишки и девчонки. |
23 | | | Моя семья. |
24 | | | Повторение. Нестандартные уроки и уроки – праздники. Дружба. |
25 | | | День здоровья. |
26 | | | Умеем ли мы правильно питаться. |
27 | | | Я выбираю кашу. |
28 | | | Чистота и здоровье. |
29 | | | Откуда берутся грязнули? (Игра – путешествие.) |
30 | | | Чистота и порядок. |
31 | | | Будем делать хорошо и не будем плохо. |
32 | | | КВН «Наше здоровье». |
33 | | | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. |
34 | | | Будем здоровы! |
35 | | | Будем здоровы! |