Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Как хорошо уметь читать …»предназначена для учащихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом МОН РФ от 06.10.2009№ 373, примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НОО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015) и Положения МКОУ «СОШ» с.п. Зольское о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на изучение данного курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
При реализации внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать …» в 1 классе стоят следующие задачи и цели:
– расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
- создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
- формировать интерес к литературному чтению,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2. Планируемые результаты
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
Содержание программы
Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица». Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Русские народные потешки и прибаутки. «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке». «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход»Р.Сеф. «Необычный пешеход». А. Барто «Мы с Тамарой». Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек». Ш.Перро «Красная шапочка». Ш. Перро «Мальчик с пальчик». «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». С. Михалков «Как медведь трубку нашёл». Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова. Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце». Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит». Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка». О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота». Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». О героях. А.Митяев «Богатыри». О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка». В. Осеева «Синие листья». «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе». Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе». Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки». О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик». Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело». Экскурсия в школьную библиотеку. Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Дата |
По плану | Факт. |
| Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» | 1 | 6.09 | |
| Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | 1 | 13.09 | |
| «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | 18.09 | |
| Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | 27.09 | |
| «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | 4.10 | |
| «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | 11.10 | |
| «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | 18.10 | |
8. | Ш.Перро «Красная шапочка» | 1 | 25.10 | |
9. | Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | 1 | 8.11 | |
10 | «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1 | 15.11 | |
11 | Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | 1 | 22.11 | |
12 | С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 1 | 29.11 | |
13 | Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова | 1 | 6.12 | |
14 | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | 1 | 13.12 | |
15 | Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | 20.12 | |
16 | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | 1 | 27.12 | |
17 | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». | 1 | 17.01 | |
18 | А. Соколовский «Бабушкина вешалка». | 1 | 24.01 | |
19 | Благинина «Бабушка-забота» | 1 | 31.01 | |
20 | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 | 7.02 | |
21 | О героях. А.Митяев «Богатыри» | 1 | 14.02 | |
22 | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка» | 1 | 28.02 | |
23 | В. Осеева «Синие листья». | 1 | 6.03 | |
24 | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. | 1 | 13.03 | |
25 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | 20.03 | |
26 | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | 1 | 3.04 | |
27 | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе» | 1 | 10.04 | |
28 | Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | 1 | 17.04 | |
29 | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | 1 | 20.04 | |
30 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» | 1 | 24.04 | |
31 | Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | 1 | 7.05 | |
32 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | 15.05 | |
33 | Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | 1 | 22.05 | |